Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 11-я по Пятидесятнице. Невозможно любить Бога, если не любишь ближнего

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Невозможно любить Бога, если не любишь ближнего

Мф., 77 зач., 18, 23–35
Сказал Господь притчу сию: посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Главная тема нравственной проповеди Христа – это любовь. Человек без любви, даже если он обладает другими дарами, по словам апостола Павла, «ничто», и от разнообразных его подвигов ему нет «никакой пользы». Даже Бога невозможно любить, если не любишь ближнего (см. 1 Ин. 4, 20).

Читайте также:  Святитель Тихон, патриарх Московский (†1925)

Но любовь это не просто слова «я тебя люблю», произнесенные человеком, а его внутреннее состояние, которое выражается в первую очередь в отношении к окружающим. Все особенности проявления любви апостол Павел выразил в следующих словах: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1 Кор. 13, 4–5). Если же в сердце присутствуют зло и ненависть, там нет любви, даже если человек говорит ласковые слова и проливает слезы.
В одной из последних бесед в Капернауме о любви и преодолении вражды и злопамятства Христос рассказывает притчу о немилосердном заимодавце. Она читается на Литургии в это воскресенье.

Человек, получивший полное прощение своих огромных долгов – 10 000 талантов (один талант был равен 44,8 кг серебра), «нашел одного из товарищей своих, который должен был ему 100 динариев» (динарий – монета весом 3–4 грамма серебра), «схватив его, душил», требуя немедленного возвращения долга, «и посадил его в темницу».
Однако финал для этого немилосердного заемщика оказался весьма печальным. Государь, узнав о произошедшем, «призывает его и говорит: злой раб! весь долг я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?.. и отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф. 18, 24–34).

Читайте также:  Победа, победившая мир

В притче показано абсолютно иррациональное поведение заемщика. Пережитый страх застилает глаза этому человеку, и он проецирует свои долговые отношения с царем на взявшего у него взаймы смехотворную сумму товарища. Теперь он вершитель судьбы своего ближнего, он выносит ему приговор, и приговор немилосердный. Не имея опыта настоящей любви, этот человек, милосердно прощенный царем, не последовал его примеру и обрек своего товарища на страдания.

Этот пример актуален и в наши дни – время усилившейся богопротивной человеческой вражды, клеветы и противостояния. И только подлинная любовь, пример которой явил нам Сам Господь, принеся Себя в жертву за всего мира, может разрушить вражду между людьми.

Каждый человек способен любить Христовой любовью, но приобретается она подвигом. «Трудно найти такого [человека], который бы любил ближнего искренно и как должно – для Христа», – воздыхает . «Весьма многие соединены между собою житейскими видами. Это открывается из причин, производящих вражду. Так как они соединены между собою преходящими выгодами, то поэтому любовь их не имеет ни пламенности, ни постоянства; напротив, каждая обида, или потеря денег, или зависть, или любовь к тщеславию, или другое что подобное легко разрушает их любовь, не имеющую духовного корня», – сетует константинопольский пастырь. «Если бы был такой корень, то ничто бы житейское не могло разрушить духовного. Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто, – ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное. Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал тысячу поражений за свою любовь, не оставит ее. Кто любит за то, что его любят, тот, случись с ним неприятность, прервет любовь свою; а кто соединен тою любовью [Христовой], никогда не оставит ее. Потому и Павел сказал: любы николиже отпадает (1 Кор. 13, 8)», – заключает .

Читайте также:  О поминовении усопших

Должник из евангельской притчи – яркий пример того, насколько разрушительна злоба. Святитель Иоанн Златоуст взывает: «Слушайте, безжалостные и жестокие! Вы жестоки не для других, но для самих себя. Когда ты питаешь злобу, то знай, что ты питаешь ее к самому себе, а не к другому, обременяешь самого себя грехами, а не ближнего».

В притче изложено настоятельное требование Христа ко всем нам: мы должны видеть свою неправду, осознавать свои долги, ценить , явленное по отношению к нам, прощать других и измерять отношения с ближними любовью. Чувствовать свою греховность нужно для того, чтобы понятно было, почему мы должны прощать других. Прощать же других от чистого сердца мы сможем тогда, когда будем иметь к ним любовь.

Христианин должен помнить Христову любовь ко всем людям, даже к Его распинателям: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Нужно стараться противостоять злу, очистить свое сердце от лукавых расчетов, увидеть хоть частицу правды в действиях других и научиться измерять отношения с ближними любовью.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 24-я по Пятидесятнице. Исцеление согбенной женщины

Неделя 27-я по Пятидесятнице. Исцеление согбенной женщины

Святыми угодными Богу делами являются забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Закона Божия, просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение Священного Писания и других душеполезных книг, благочестивые разговоры и размышления, помощь ближним, посещение больных и заключенных в темнице, утешение печальных и другие добрые дела.