Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 6-я по Пятидесятнице. Быть с Богом значит любить ближнего

Неделя 6-я по Пятидесятнице. Быть с Богом значит любить ближнего

Мф., 29 зач., 9, 1–8
Иисус, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

В евангельском повествовании, которое читается в это воскресенье, рассказывается об исцелении Христом парализованного человека в Капернауме. «Принесли к Нему расслабленного, положенного на постели, – сообщает апостол, – и, видя Иисус веру их (принесших), сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2).

Бог прощает человека, но какой же отклик это встречает в сердцах книжников и фарисеев? Они негодуют! «Такого не должно быть, кто Он такой, чтобы так говорить?» – возмущается их человеческая гордыня! «Он [Христос] богохульствует» – делают заключение «некоторые из книжников» (Мф. 9, 3).

Читайте также:  Неделя 32-я по Пятидесятнице. О Закхее

Христос, зная эти помышления, обращается к ним: «Что легче сказать: прощаются тебе грехи или сказать: встань и ходи?» (Мф. 9, 5). И далее, показывая, «что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи… говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9, 6). По слову Христа расслабленный взял постель, на которой его принесли, и пошел.

Почему же иудейская элита восприняла это «в штыки», как и другие исцеления Христа? После исцеления у Овчей купели «искали убить Его» (Ин. 5, 18), когда Он исцелил человека, «у которого правая рука была сухая… пришли в бешенство» (Лк. 6, 6–11), за признание чуда исцеления слепорожденного грозили отлучением от синагоги (Ин. 9, 22).

Книжники и фарисеи считали себя хранителями закона и требовали от других неукоснительного его исполнения, но сами только внешне соблюдали , сосредоточившись на букве закона, а главного его содержания – «любви к ближнему, как к самому себе» (Мф. 19, 19), они не приняли. Однако именно на любви к Богу и ближнему «утверждается весь закон» (Мф. 22, 40).

Замечательный христианский подвижник и богослов архимандрит Софроний (Сахаров) в своей книге «Старец Силуан» утверждает очевидный парадокс: «С Богом человеку не всегда легко». Почему же? Да потому, что быть с Богом значит любить ближнего, и в первую очередь – больного и странника, алчущего и жаждущего, того, кто терпит бедствие, кто лишен крова или родительской заботы и попечения. Любить того, с кем Бог определил нам быть рядом.

Читайте также:  Неделя 13-я по Пятидесятнице. Притча о злых виноградарях

Преподобный Силуан Афонский говорит: «Господу всех жалко… Он так возлюбил людей, что взял на Себя тяготу всего мира… И от нас Он хочет, чтобы мы любили брата». Утрата любви к ближнему приводит к утрате нами Бога.

Вспомним преподобного Сергия Радонежского, 700-летие рождения которого мы отмечаем в эти дни. Провожая благоверного князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, он наставлял: «Любовью и единением спасемся». Для преподобного заповедь Христа о любви была законом совершенства и путем преодоления зла.

Ученик преподобного Силуана Афонского архимандрит Софроний говорит, что следование заповеди Христа о любви к ближнему «не может причинить вред, если о вреде судить не по временному внешнему ущербу, а в плане подлинного и вечного бытия».

В сегодняшнем евангельском отрывке подчеркивается еще один важный момент – вера человека. Причем если в других случаях при исцелении Христос отмечал веру самого больного, то здесь Он подчеркивает веру людей, которые принесли этого расслабленного. Тем самым Он дает понять, как важно иметь веру в то, что Господь услышит и поможет, когда мы молимся за другого человека или кто-то другой молится за нас.

Читайте также:  Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Вода жизни

Вера – это то, что дает человеку надежду на встречу с Богом. Она развивает в нас внутреннюю потребность быть с Богом, стремиться к Нему в дни испытаний и в дни радости.

Можно сказать, что об исцелении расслабленного – отчасти каждого из нас. Все мы в той или иной мере расслабленные люди. Но разница в том, что евангельский расслабленный жаждал встречи со Христом и это желание и вера передались его друзьям, и те с верой устремились на встречу с Господом и принесли к Нему страждущего близкого им человека.

И мы с вами должны обрести такую же несокрушимую веру и стремиться встретиться со Христом. А если сами не можем этого достигнуть, надо просить ближнего, просить священника, чтобы они помогли нам. И конечно же всегда просить тех, кто сильнее и крепче нас, – святых нашей Церкви. Ради их молитвенных просьб за нас, грешных, Господь исцелит и нас от духовной расслабленности, ибо, по слову святителя Иоанна Златоуста, Он даже намерение приемлет.

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Большинству из нас кажется, что мы никому не делаем ничего плохого, хотя на самом деле многих окружающих нас людей мы всячески обижаем, доставляем им неприятности, досаждаем им. Мы не видим того, что с нами происходит. Иногда даже мы хотим человеку сказать что-то, как нам кажется, приятное, а человек от наших слов скорбит.