Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 6-я по Пятидесятнице. Быть с Богом значит любить ближнего

Неделя 6-я по Пятидесятнице. Быть с Богом значит любить ближнего

Мф., 29 зач., 9, 1–8
Иисус, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

В евангельском повествовании, которое читается в это воскресенье, рассказывается об исцелении Христом парализованного человека в Капернауме. «Принесли к Нему расслабленного, положенного на постели, – сообщает апостол, – и, видя Иисус веру их (принесших), сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2).

Бог прощает человека, но какой же отклик это встречает в сердцах книжников и фарисеев? Они негодуют! «Такого не должно быть, кто Он такой, чтобы так говорить?» – возмущается их человеческая гордыня! «Он [Христос] богохульствует» – делают заключение «некоторые из книжников» (Мф. 9, 3).

Читайте также:  Неделя 33 по Пятидесятнице, по Богоявлении. Главное не чудо, а спасение

Христос, зная эти помышления, обращается к ним: «Что легче сказать: прощаются тебе грехи или сказать: встань и ходи?» (Мф. 9, 5). И далее, показывая, «что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи… говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9, 6). По слову Христа расслабленный взял постель, на которой его принесли, и пошел.

Почему же иудейская элита восприняла это «в штыки», как и другие исцеления Христа? После исцеления у Овчей купели «искали убить Его» (Ин. 5, 18), когда Он исцелил человека, «у которого правая рука была сухая… пришли в бешенство» (Лк. 6, 6–11), за признание чуда исцеления слепорожденного грозили отлучением от синагоги (Ин. 9, 22).

Книжники и фарисеи считали себя хранителями закона и требовали от других неукоснительного его исполнения, но сами только внешне соблюдали , сосредоточившись на букве закона, а главного его содержания – «любви к ближнему, как к самому себе» (Мф. 19, 19), они не приняли. Однако именно на любви к Богу и ближнему «утверждается весь закон» (Мф. 22, 40).

Замечательный христианский подвижник и богослов архимандрит Софроний (Сахаров) в своей книге «Старец Силуан» утверждает очевидный парадокс: «С Богом человеку не всегда легко». Почему же? Да потому, что быть с Богом значит любить ближнего, и в первую очередь – больного и странника, алчущего и жаждущего, того, кто терпит бедствие, кто лишен крова или родительской заботы и попечения. Любить того, с кем Бог определил нам быть рядом.

Читайте также:  Радиожурнал «Троицкий Благовестник». Выпуск № 6

Преподобный Силуан Афонский говорит: «Господу всех жалко… Он так возлюбил людей, что взял на Себя тяготу всего мира… И от нас Он хочет, чтобы мы любили брата». Утрата любви к ближнему приводит к утрате нами Бога.

Вспомним преподобного Сергия Радонежского, 700-летие рождения которого мы отмечаем в эти дни. Провожая благоверного князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, он наставлял: «Любовью и единением спасемся». Для преподобного заповедь Христа о любви была законом совершенства и путем преодоления зла.

Ученик преподобного Силуана Афонского архимандрит Софроний говорит, что следование заповеди Христа о любви к ближнему «не может причинить вред, если о вреде судить не по временному внешнему ущербу, а в плане подлинного и вечного бытия».

В сегодняшнем евангельском отрывке подчеркивается еще один важный момент – вера человека. Причем если в других случаях при исцелении Христос отмечал веру самого больного, то здесь Он подчеркивает веру людей, которые принесли этого расслабленного. Тем самым Он дает понять, как важно иметь веру в то, что Господь услышит и поможет, когда мы молимся за другого человека или кто-то другой молится за нас.

Читайте также:  Преподобный Иоанн Лествичник

Вера – это то, что дает человеку надежду на встречу с Богом. Она развивает в нас внутреннюю потребность быть с Богом, стремиться к Нему в дни испытаний и в дни радости.

Можно сказать, что об исцелении расслабленного – отчасти каждого из нас. Все мы в той или иной мере расслабленные люди. Но разница в том, что евангельский расслабленный жаждал встречи со Христом и это желание и вера передались его друзьям, и те с верой устремились на встречу с Господом и принесли к Нему страждущего близкого им человека.

И мы с вами должны обрести такую же несокрушимую веру и стремиться встретиться со Христом. А если сами не можем этого достигнуть, надо просить ближнего, просить священника, чтобы они помогли нам. И конечно же всегда просить тех, кто сильнее и крепче нас, – святых нашей Церкви. Ради их молитвенных просьб за нас, грешных, Господь исцелит и нас от духовной расслабленности, ибо, по слову святителя Иоанна Златоуста, Он даже намерение приемлет.

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 22-я по Пятидесятнице. О вере в помощь Божию

Неделя 24-я по Пятидесятнице. О вере в помощь Божию

Мы получим исцеление только в том случае, если умом прикоснемся к Господу с такой верой, какая была у этой женщины, если будем с дерзновением преодолевать свое неверие и пробиваться сквозь мешающую нам толпу греховных помыслов и всевозможных суетных обстоятельств. Однако ничто не принесет нам пользы, если мы будем делать это без веры, по крайней мере, без понуждения себя к ней. Как не принесло пользы присутствие Спасителя многим и многим людям, окружавшим Его, но не имевшим веры. Спаситель ясно сказал: «Вера твоя спасла тебя».