Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 5-я по Пятидесятнице. Бессилие зла

Неделя 5-я по Пятидесятнице. Бессилие зла

Мф., 28 зач., 8, 28–9,1
И когда Иисус прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, ? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Евангельское чтение этого воскресенья может показаться простым, но оно весьма поучительно. Вспомним, что главная цель Евангелия – привести человека ко Христу, научить вере и показать ему любовь Божию.

Давайте обратимся к предыстории читаемого в это воскресенье евангельского отрывка. Была ночь, Христос плыл на лодке с учениками и заснул. В это время поднялся такой шторм, что даже привыкшие к капризам стихии рыбаки испугались и стали будить Его со словами: «Господи! спаси нас, погибаем (Мф. 8, 25). Однако усмирение Учителем стихии привело апостолов в удивление, и они «говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф. 8, 27).

Читайте также:  Празднование Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в Свято-Троицком Храме

К утру они приплыли в район города Гергесы, где Христа встретили два бесноватых. Они не могли жить среди людей и поселились в пещерах, в которых хоронили умерших. И как передает евангелист Матфей, эти одержимые злыми духами были «весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем» (Мф. 8, 28). Но Господь идет им навстречу, как всегда идет к страждущему человеку, чтобы помочь. Он отделяет душу человека от беса, который опутав, мучает ее.
Афонский старец Порфирий Кавсокаливит, размышляя о том, почему Господь всегда примиряется с падшим человеком, говорит, что Он всегда готов помочь, но к нам приходит только в том случае, если мы отверзаем двери сердца своего и принимаем свет Христов.

Гергесинские бесноватые, несмотря на свое закоснение в грехе, видят во Христе Бога Живого, видят и бесы, которые «веруют и трепещут» (Иак. 2, 19), и поэтому, боясь, что Он одним словом Своим заключит их в преисподнюю прежде времени, неистово молят не посылать их туда. Пытаются запутать Его, говоря от имени страждущего, чтобы Христос воспринял их страх перед Правдой как обычную человеческую реакцию: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8, 29).

Читайте также:  Понтий Пилат - пятый прокуратор Иудеи

Подобное часто случается и в нашей обыденной жизни. Общественное мнение, которое призвано выражать потребности большинства, все чаще профанируется, превращается в прямое или скрытое лоббирование интересов узкой группы людей, а часто просто навязывает обществу грех. Все мы знаем, что спорт и алкоголь – понятия взаимоисключающие. Чем же, например, реклама пива, которая вновь может появиться на стадионах и во время телевизионных спортивных трансляций, будет способствовать развитию профессионального, а тем более детского и юношеского спорта? Сможет ли ребенок, постоянно видящий в руках взрослых пивные банки и привыкший к тому, что употребление пива это норма, стать настоящим спортсменом? Главное в такой рекламе приучить человека ко греху. А для любой профессиональной деятельности необходимо духовное и нравственное здоровье.

Преподобный Антоний Великий видел бесов в страшном образе. Как и в прежние времена, они стремятся поселиться в человеке и поработить его. Они пристраиваются к ситуации, легко определяя слабости современного человека. Комфорт, удовольствие, легкая жизнь, которую пропагандирует сегодня реклама… Но за всей этой рекламной бутафорией скрывается страшная правда: ненависть к человеку. Любыми путями отпавшие от Бога существа пытаются уничтожить, разрушить бессмертную человеческую душу, не дать ей возможности соединиться с ее Создателем.

Не получилось «по-крупному» – досадят «в малом». Вспомним продолжение евангельского чтения об исцелении гергесинских бесноватых. Не страдальцы, а уже сами бесы просят: «если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (Мф. 8, 31). Господь разрешает им, и они, чтобы напоследок снова навредить людям, вселяются в свиней, и все стадо бросается с крутого берега в море и погибает. Жители города, узнав об этом, просят, «чтобы Он отошел от пределов их» (Мф. 8, 34).

Читайте также:  Первосвященник Анна - «серый кардинал» Иерусалима

Почему Господь разрешил бесам вселиться в свиней? Во-первых, законом Моисея мясо свиней запрещалось использовать в пищу, так как это животное считалось нечистым. Во-вторых, это стадо предназначалось для оккупационной римской армии. А в третьих – чтобы испытать сердца жителей той страны – насколько они готовы узнать и принять Христа.

Иногда нам кажется, что бремена христианской жизни неудобоносимы. Мы хотим комфортно и беспечально провести отмеренные Богом годы на земле: «пасти свое стадо свиней», как живут все. Мы не хотим работать над собой и преодолеть даже тот уровень, где, по словам приснопамятного старца Паисия Святогорца, «вводимся в соблазн». Но если у нас есть хотя бы малое желание измениться, исправиться, то бесы тут бессильны – даже если они полностью подчиняют себе человека. С приходом Христа они теряют всякую власть. Будем же всегда обращаться к Нему с горячей молитвой о помощи и верить, что получим ее в самой трудной жизненной ситуации.

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 22-я по Пятидесятнице. О вере в помощь Божию

Неделя 24-я по Пятидесятнице. О вере в помощь Божию

Мы получим исцеление только в том случае, если умом прикоснемся к Господу с такой верой, какая была у этой женщины, если будем с дерзновением преодолевать свое неверие и пробиваться сквозь мешающую нам толпу греховных помыслов и всевозможных суетных обстоятельств. Однако ничто не принесет нам пользы, если мы будем делать это без веры, по крайней мере, без понуждения себя к ней. Как не принесло пользы присутствие Спасителя многим и многим людям, окружавшим Его, но не имевшим веры. Спаситель ясно сказал: «Вера твоя спасла тебя».