Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 5-я по Пятидесятнице. Бессилие зла

Неделя 5-я по Пятидесятнице. Бессилие зла

Мф., 28 зач., 8, 28–9,1
И когда Иисус прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, ? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Евангельское чтение этого воскресенья может показаться простым, но оно весьма поучительно. Вспомним, что главная цель Евангелия – привести человека ко Христу, научить вере и показать ему любовь Божию.

Давайте обратимся к предыстории читаемого в это воскресенье евангельского отрывка. Была ночь, Христос плыл на лодке с учениками и заснул. В это время поднялся такой шторм, что даже привыкшие к капризам стихии рыбаки испугались и стали будить Его со словами: «Господи! спаси нас, погибаем (Мф. 8, 25). Однако усмирение Учителем стихии привело апостолов в удивление, и они «говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф. 8, 27).

Читайте также:  Главные слова праздника Входа Господня в Иерусалим

К утру они приплыли в район города Гергесы, где Христа встретили два бесноватых. Они не могли жить среди людей и поселились в пещерах, в которых хоронили умерших. И как передает евангелист Матфей, эти одержимые злыми духами были «весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем» (Мф. 8, 28). Но Господь идет им навстречу, как всегда идет к страждущему человеку, чтобы помочь. Он отделяет душу человека от беса, который опутав, мучает ее.
Афонский старец Порфирий Кавсокаливит, размышляя о том, почему Господь всегда примиряется с падшим человеком, говорит, что Он всегда готов помочь, но к нам приходит только в том случае, если мы отверзаем двери сердца своего и принимаем свет Христов.

Гергесинские бесноватые, несмотря на свое закоснение в грехе, видят во Христе Бога Живого, видят и бесы, которые «веруют и трепещут» (Иак. 2, 19), и поэтому, боясь, что Он одним словом Своим заключит их в преисподнюю прежде времени, неистово молят не посылать их туда. Пытаются запутать Его, говоря от имени страждущего, чтобы Христос воспринял их страх перед Правдой как обычную человеческую реакцию: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8, 29).

Читайте также:  Поучения в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих

Подобное часто случается и в нашей обыденной жизни. Общественное мнение, которое призвано выражать потребности большинства, все чаще профанируется, превращается в прямое или скрытое лоббирование интересов узкой группы людей, а часто просто навязывает обществу грех. Все мы знаем, что спорт и алкоголь – понятия взаимоисключающие. Чем же, например, реклама пива, которая вновь может появиться на стадионах и во время телевизионных спортивных трансляций, будет способствовать развитию профессионального, а тем более детского и юношеского спорта? Сможет ли ребенок, постоянно видящий в руках взрослых пивные банки и привыкший к тому, что употребление пива это норма, стать настоящим спортсменом? Главное в такой рекламе приучить человека ко греху. А для любой профессиональной деятельности необходимо духовное и нравственное здоровье.

Преподобный Антоний Великий видел бесов в страшном образе. Как и в прежние времена, они стремятся поселиться в человеке и поработить его. Они пристраиваются к ситуации, легко определяя слабости современного человека. Комфорт, удовольствие, легкая жизнь, которую пропагандирует сегодня реклама… Но за всей этой рекламной бутафорией скрывается страшная правда: ненависть к человеку. Любыми путями отпавшие от Бога существа пытаются уничтожить, разрушить бессмертную человеческую душу, не дать ей возможности соединиться с ее Создателем.

Не получилось «по-крупному» – досадят «в малом». Вспомним продолжение евангельского чтения об исцелении гергесинских бесноватых. Не страдальцы, а уже сами бесы просят: «если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (Мф. 8, 31). Господь разрешает им, и они, чтобы напоследок снова навредить людям, вселяются в свиней, и все стадо бросается с крутого берега в море и погибает. Жители города, узнав об этом, просят, «чтобы Он отошел от пределов их» (Мф. 8, 34).

Читайте также:  Всенощное бдение

Почему Господь разрешил бесам вселиться в свиней? Во-первых, законом Моисея мясо свиней запрещалось использовать в пищу, так как это животное считалось нечистым. Во-вторых, это стадо предназначалось для оккупационной римской армии. А в третьих – чтобы испытать сердца жителей той страны – насколько они готовы узнать и принять Христа.

Иногда нам кажется, что бремена христианской жизни неудобоносимы. Мы хотим комфортно и беспечально провести отмеренные Богом годы на земле: «пасти свое стадо свиней», как живут все. Мы не хотим работать над собой и преодолеть даже тот уровень, где, по словам приснопамятного старца Паисия Святогорца, «вводимся в соблазн». Но если у нас есть хотя бы малое желание измениться, исправиться, то бесы тут бессильны – даже если они полностью подчиняют себе человека. С приходом Христа они теряют всякую власть. Будем же всегда обращаться к Нему с горячей молитвой о помощи и верить, что получим ее в самой трудной жизненной ситуации.

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Большинству из нас кажется, что мы никому не делаем ничего плохого, хотя на самом деле многих окружающих нас людей мы всячески обижаем, доставляем им неприятности, досаждаем им. Мы не видим того, что с нами происходит. Иногда даже мы хотим человеку сказать что-то, как нам кажется, приятное, а человек от наших слов скорбит.