Главная / Пасха / Праздник святых Жен-мироносиц – православный женский день

Праздник святых Жен-мироносиц – православный женский день

Во второе воскресенье после Пасхи, которое в этом году приходится на 4 мая, Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц. Это праздник всех женщин-христианок и именно в этот день отмечается их немаловажная роль в семье и обществе. Это прославление женщины-матери, женщины-супруги, женщины-сестры вне зависимости от ее национальности и социального положения.

Праздник святых Жен-мироносиц – православный женский день

Так все же кого Церковь называет мироносицами? Память о чьем подвиге и нелицемерной любви ко Христу подает всем пример искренне любить Бога? Кем же на самом деле были жены-мироносицы? Все евангелисты указывают на Марию, рожденную в Галилейском городе Магдалы. Вторая мироносица — Мария Иосиева, мать Иакова и Иосии, следовала за Спасителем до самого гроба. Сын этой Марии, Алфеев, был одним из 12 Апостолов. Саломия была матерью сынов Заведеевых, Апостолов Иоанна и Иакова. Кроме Марии Магдалины и Марии Иаковлевой, св. Апостол Лука указывает на жен-мироносиц — Иоанну и других, не называя их по именам (Лк, 24, 10). Иоанна была женой Хузы, домоправителя Иродова, исцеленная Христом. По словам св. Апостола Луки, между женами была Сусанна (Лк. 8,1-3) и многие другие, которые служили Христу. К числу жен-мироносиц принадлежали также Мария и Марфа, сестры Лазаревы, пламенно любившие Господа.

Традиционно Пресвятая Дева не входит в число жен-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что «Мария Иаковлева» (Мк. 16: 1) и «другая Мария» (Мф. 28: 1) — это и есть Мать Христа. Дело в том, что Она после смерти своего мужа Иосифа взяла на попечение его младших детей от первого брака, и вполне законно считалась матерью Иакова. Но даже если Богородица и не была среди мироносиц, Она все равно считается первой, кто получил весть о Воскресении Сына — согласно преданиям, ангел явился Ей лично и рассказал самую главную новость на свете.

Пречистая некоторое время жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь еще на Голгофе доверил заботу о Своей уже немолодой Матери. После ухода апостолов на проповедь, Ей тоже достался жребий миссионерства. Изначально это были земли современной Грузии, но туда попасть Дева так и не смогла. Местом Ее апостольства стал Афон, куда Она попала после шторма, по пути в гости к епископу Лазарю, который жил на Кипре. Некоторое время Богородица жила в Эфесе. Умерла в Иерусалиме, похоронена там же — в Гефсиманском саду. Однако тела в Ее гробнице нет — гласит, что Сын на третий день после кончины вознес Ее в небесную славу вместе с телом.

Сведения об этой женщине путаные. Одни усматривают в ней знаменитую евангельскую блудницу, которую Христос спас от избиения камнями и которая помазала Ему ноги дорогим маслом. Другие видят в ней простую еврейку, исцеленную Христом от тяжкого недуга одержимости и бесноватости. После выхода апостолов на проповедь она пренебрегла всеми тогдашними нормами (женщине запрещалось проповедовать самой) и в одиночку ходила из города в город, возвещая всем о воскресшем Учителе. По одной версии жития, Магдалина окончила свои дни в доме Иоанна Богослова в Эфесе, дожив до глубокой старости. Другие варианты биографии говорят о том, что Мария конец жизни провела в покаянии, около тридцати лет живя в пещере близ Марселя. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней священник. Он же и похоронил святую.

Читайте также:  Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

Марфа и Мария, сестры Лазаря

Сведения об этих женщинах очень скудны. Вместе с братом, которого некогда воскресил Сам Христос, они перебрались из Иерусалима на Кипр, где помогали Лазарю нести епископское служение. Где, когда и как умерли святые сестры — неизвестно.

Иоанна

Она была женой Хузы — одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы. Иоанна занимала очень высокое положение, обладала большим влиянием и связями. В дни проповеди Христа именно Иоанна брала на себя львиную долю расходов апостольской общины, заботясь о пропитании и всем необходимом для Господа и Его учеников. Есть версия, что такая щедрость столь знатной дамы неслучайна — по мнению ряда толкователей, сын царедворца, исцеленный Христом (Ин. 4: 46 — 54), был ребенком Иоанны, и благодарная женщина после этого служила Спасителю всем, чем могла. С ее именем связана головы Иоанна Крестителя. Как известно, за свои обличения в адрес Ирода Предтеча сначала подвергся аресту, а затем был обезглавлен по навету Иродиады – Иродовой сожительницы. После того, как нечестивая женщина надругалась над главой ненавистного ей пророка, она выбросила свой «трофей» на свалку. Иоанна, видя все это и глубоко скорбя о смерти Предтечи, тайно ночью отрыла главу, положила ее в глиняный сосуд и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.

Мария Клеопова

О ней практически ничего не известно. Была одной из родственниц Христа. По одной версии, Мария приходилась не то дочерью, не то женой Клеопе – брату Иосифа Обручника. Другая версия, весьма маловероятная, говорит о том, что эта женщина была сестрой Пресвятой Богородицы.

Мария Иаковлева

По преданиям, она являлась младшей дочерью Иосифа Обручника, находилась в очень теплых отношениях с Богородицей и была, по сути, Ее ближайшей подругой. Вполне вероятно, что это и есть Мария Клеопова. Иаковлевой она стала называться потому, что один из ее сыновей – Иаков – входил в число апостолов.

Сусанна

Самая загадочная из мироносиц. Она служила Христу от своего имения, то есть, видимо, была довольно обеспеченной. Больше о ней неизвестно ничего.

Верные апостолы-мужчины, не понаслышке знавшие Христа, оказались маловерными. Пребывающие в глубоком отчаянии и унынии, «несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! (Лук.24:13-25)», они, узнав о Его чудесном Воскресении, ставят под сомнения радостную весть мироносиц: «и показались им слова их пустыми, и не поверили им. (Лук.24:11)».

Читайте также:  В неделю по Рождестве Христовом

Несмотря на то, что именно с женщиной в мир вошел грех, Церковь ставит женщину исключительно высоко — настолько высоко, что Воскресшего Спасителя первыми встречают именно женщины, и именно они первыми несут в мир благую весть: «Христос воскрес!», когда ученики Его заражены ядом скептицизма и неверия. Верными в этот момент остались только слабые, испуганные женщины, слова которых никто и не воспринял всерьез. Стоит здесь заметить, что именно литургией верных называется часть богослужения в Православной Церкви. Верность прямо противоположна предательству, и верность их достойно вознаграждена Творцом, подвиг их прославлен в веках Мироносицами двигала безграничная любовь – та самая любовь, которой научил их Господь, и которая не ведает страха и смерти.

Хрупкие физически, но сильные духом, они сопровождали Иисуса Христа во время Его земного пути, заботились, во всем помогали. А потом шли с ним на Голгофу, как могли облегчали его крестный путь, видели все Его страдания и муки. А на следующий день, не побоявшись стражи и первосвященников пришли к Его Гробу, чтобы помазать тело Христа миром, но его тела в могиле не обнаружили. И всех их, напуганных исчезновением Христа из гроба, плачущих, скорбящих и поражённых явлением им Воскресшего на пути, когда они торопились обрадовать всех, Господь сподобил быть первыми благовестницами.

Потому что любовь к Богу крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок и логика не спасли апостолов от страха, любовь преодолела все и вся.

Помнится, первый в моей жизни праздник святых Жен-мироносиц довелось встретить в Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре. После праздничной литургии и проповеди настоятель обители поздравил женскую ее половину во главе с игуменьей, а монастырская братия вручала сестрам небольшие букетики ландышей. Я была свидетельницей того, как разглаживались морщинки на лицах стареньких схимниц, каким необычайным светом блестели глаза монахинь. Запомнились благодарные и радостные улыбки совсем юных послушниц, и белые жемчужинки ароматных цветов на фоне черного монашеского облачения в руках насельниц. И те удивительные, неописуемые ощущения, которые каждому человеку дает только Господь. Мне тогда захотелось хоть на миг оказаться вместе с ними, почувствовать себя сопричастной к празднику и к святым Женам-мироносицам. Именно тогда я и узнала, что у православных есть «женский день» и его историю и искренне обрадовалась, что, оказывается, есть альтернатива мирскому 8 Марта. Есть праздник, прославляющий не эмансипированную женщину-революционерку, а женщину, которой свойственны такие великие добродетели, как любовь, жертвенность и непоколебимая вера. Праздник, который наши предки отмечали веками, дающий возможность поздравить любимых и дорогих нам женщин. Жаль только, что в современном обществе на государственном уровне у нас веселее или удобнее все-таки отмечать Международный женский день, День кошек и т.п., чем почитать святых Жен-мироносиц. А ведь ни для кого не секрет, что от моральных качеств женщины зависит очень многое. От благочестивой и добродетельной женщины зависит не только «погода в доме», но и счастье в семейной жизни; духовное воспитание целых поколений; а иногда даже целого народа. Это видно на примере библейских женщин, которые принимали непосредственное участие в апостольской деятельности, неся миру свет Христовой веры. Наверное, каждую православную женщину по сути, можно назвать мироносицей, ведь она несет мир своей семье, дому, любовь мужу и детям, является всем опорой. Что общего у современной женщины с евангельскими Марией Магдалиной или Марией Клеоповой? Ответ простой: любовь и преданность Спасителю. Причем любовь самоотверженная, всеобъемлющая, всепоглощающая, неподвластная никакой логике и сомнениям.

Читайте также:  6 февраля – день памяти блаженной Ксении Петербургской

Сколько всего было мироносиц — мы доподлинно не знаем. Но все они стали святыми проповедницами христианства. А Мария Магдалина наравне с учениками Спасителя – равноапостольной. Священномученик Серафим (Чичагов) писал о них: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

Отрадно видеть, что с каждым годом этот день православные отмечают более широко: как и прежде возрождаются старые традиции, проводятся различные мероприятия: концерты, спектакли, пишут стихи и рассказы, посвященные ему. Этот праздник издревле почитался на Руси. Богатые, знатного рода барыни и просто безродные бедные крестьянки в основном жили благочестивой жизнью, потому что воспитывались в вере Православной. Основной чертой русского благочестия являлось целомудрие и Таинство христианского брака. Многие второй раз не выходили замуж, хотя Церковью это не запрещено. Многие вдовы уходили в монастырь. Вместе с женами-мироносицами Святая Церковь чтит в лике святых многих других христианских жен. Их многочисленные образы изображены на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, свв. Анфуса, Емилия, Нонна и многие другие святые мученицы, равноапостольные, преподобные исповедницы, праведные и блаженные.

В заключение хочется поздравить всех наших читательниц с праздником пожелать юным девушкам и женщинам достойного подражания евангельским при­мерам добродетелей этих святых жен и дев.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Святой Апостол Фома

Святой Апостол Фома (†72)

Святой Апостол Фома был одним из 12-ти апостолов (учеников) Иисуса Христа. У него было прозвище Близнец (по преданию, он внешне был похож на Христа).Был одним из самых преданных учеников Господа, готовым следовать за Учителем до конца и умереть вместе с Ним. По преданию, св. апостол Фома проповедовал Евангелие в Индии, где принял мученическую кончину. Основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.