Главная / Библиотека / Статьи / Святые / О блаженной Матроне и не только, или Проблемы современной житийной литературы

О блаженной Матроне и не только, или Проблемы современной житийной литературы

В свое время Брянчанинов предупреждал, что «нужна осторожность для читателей повести, которая предположена к духовному созерцанию и назиданию», что жития святых надо читать с разумением, в противном случае это может привести «к повреждению себя».

В дореволюционной России книжные лавки изобиловали дешевенькими брошюрками с плохим переложением житий того или иного святого. Крестьяне охотно покупали «лубочные» («народные») жития у коробейников по очень низким ценам. Образованные люди литературу подобного рода, естественно, не читали, а по поводу популярности этих изданий лишь недоуменно разводили руками.

О блаженной Матроне и не только, или Проблемы современной житийной литературы

В древних житиях святых, особенно преподобнических, было, мягко говоря, много неточностей, хронологических несоответствий. Скудость сведений о святом часто восполнялась текстуальными «заимствованиями» из других жизнеописаний, известных агиографу, иногда использовались народные предания, что в какой-то степени вело к искажению образа святого. Разумеется, древнее не претендовало на историческую достоверность (как, известно, не претендует на портретное сходство икона святого), главным являлось изображение того пути, которые приводит ко спасению, ко Христу.

В конце XIX века появилось немало критических статей в периодике, утверждавших, что «чтение житий святых не только не воспитывает, не развивает человека, но даже совсем наоборот “одуряет” его» [i]. Те же проблемы характерны и для ХХI века.

На рубеже ХХ-XXI веков появился огромный пласт житийной литературы, претендующий, казалось бы, на историчность и достоверность. Но, увы, новонаписанные жития, в силу непомерного визионерства и мифологизации порой напоминают лубочные, написанные плохо и безграмотно; в ущерб житийной ясности и простоте в них преобладают дешевые художественные эффекты. Недостатки, которые несут в себе подобные «духовные» произведения, опасны и чреваты уже тем, что ведут к измельчанию и обесцениванию высокого жанра агиографии, такое чтение не дает никакого понятия о подвиге духовном, но, напротив, предлагает сусальные картины и образы. Феномен необычайной популярности этого рода литературы побуждает обратиться к анализу жития одной из самых почитаемых в Москве святой — блаженной Матроны.

О блаженной Матроне и не только, или Проблемы современной житийной литературы

Следует отметить, что сами издатели предупреждают, что «богословская неосведомленность рассказчиц накладывает свой отпечаток на дух и стиль повествования, порой смущая современного читателя, внимательного и требовательного» и кое-что «может вызвать у него нежелательные ассоциации»[ii].Они также предупреждают, что «не стоит искать в простодушных рассказах не слишком сведущих в богословии людей догматической строгости или святоотеческой глубины»[iii]. Да, этого мы, действительно, не найдем, но также, к сожалению, не найдем и правдивого изображения святой, т.к. «каждый рассказчик … привносит что-то от себя»[iv]. Но таким образом «агиографы» погрешают против завета святителя Димитрия Ростовского «не лгати на святаго».

Читайте также:  Поиск общечеловеческих ценностей и вопрос о счастье

Однако парадокс заключается в том, что благодаря безвкусным и низкопробным произведениям неверующие порой обращаются к Богу. Таким образом, и в литературе «на потребу дня» может быть своя ценность. Пути Господни неисповедимы! И дурное может обращаться в доброе… Востребованность этой литературы свидетельствует об общей душевной потребности людей в вере, но и об их духовной и культурной невежественности.

Вред от такой литературы несомненен, т.к. ходульное, лишенное естественности изображение праведника лишает его образ духовной притягательности и красоты, а «страшные» рассказы о колдунах и пророчествах о конце света лишь «способствуют возникновению суеверий, страхов, необоснованных апокалиптических предчувствий»[v]. Документально-исторические свидетельства подменяются сомнительными рассказами о встречах (или пророчествах), касающихся известных лиц. Так, изумляют, например, «пророчества» блаженной Матронушки о Гитлере[vi] («про Гитлера много рассказывала, говорила, что Гитлер не погибнет, сбежит с Евой и сначала будет скрываться на Украине, а потом сумеет уехать за границу»[vii]).

Более чем сомнительны рассказы о встречах блаженной Матроны со Сталиным. Во время войны (1941 г.) Сталин посетил Матрону, она «его приняла и постучала по правому плечу: “Красный петух победит. Победа будет за тобой. победит. Ты один из начальства не покинешь Москву”»[viii].

О блаженной Матроне и не только, или Проблемы современной житийной литературы

«Агиографическое визионерство» в данном случае способствует не «украшению» и возвышению образа, а, напротив, его уничижению, раскрывает не столько духовный мир святой, сколько выявляет авторскую симпатию З. Ждановой по отношению к этой одиозной личности и ее попытку «реабилитировать» «друга всех народов» – палача Сталина. Вся вина возводится на сионистов, которые его же и погубили. «Сталин взялся очищать Россию от сионизма, захвата ее, и если бы не это, кто знает, может быть бы его и не убрали. <…> Матушка часто нам показывала, как Сталин пред смертью будет кричать: “Что, что вы!”. По одной стороне постели будет стоять Каганович, а по другой стороне сестра его. “Что хотите делать со мной?”. А они наложат подушки на него. Это было сказано Матушкой в 1943 году»[ix].

Современные агиографы для пущей авторитетности и «весомости» святых повествуют об их встречах с сильными мира сего. Если Матронушка по-амикошонски хлопает по плечу верховного главнокомандующего, то старица Мария (Маковкина) почитается председателем Совета министров А.Н. Косыгиным. На торжественном обеде в гостинице «Россия» он во всеуслышание заявляет, что она очень помогает ему своими молитвами. Далее А. Ильинская комментирует это следующим образом: «Дело в том, что после блаженной кончины патриарха Алексия I в высших эшелонах власти ставился вопрос об упразднении патриаршества, что было бы равносильно разгрому Церкви. На заседании Совета министров все по этому поводу отмалчивались, и лишь А.Н. Косыгин твердо сказал: “Если мы такое сделаем, то сгорим”»[x].

Читайте также:  Кто такие святые и что такое святость? Праздник Всех святых в земле Российской просиявших.

Таким образом, отношения с власть предержащими становится в современных житиях «общим местом», причем превалируют в основном фольклорно-мифологические элементы.

Авторы, желая подробнее и рельефнее описать то или иное событие в жизни святого, зачастую вносят долю субъективизма, используют многочисленные легенды, жития современных подвижников, как правило, перенасыщены самыми невероятными чудесами.

Ярким примером «агиографической мифологизации» является в житии эпизод с описанием паломничества Матронушки в Кронштадт. Автор представляет ее как преемницу святого праведного Иоанна Кронштадтского.

О блаженной Матроне и не только, или Проблемы современной житийной литературы

В четырнадцатилетнем возрасте она побывала на его службе (1892 год), в конце которой он попросил народ расступиться и пропустить к нему слепую девочку: «Расступитесь! Дайте проход! Матренушка, иди, иди ко мне! Вот идет моя смена – восьмой столп России!»[xi]. Поэтому не случайно именно ей будет «открыта» судьба мощей праведного. На протяжении многих лет в Ленинграде бытовали многочисленные легенды о местонахождении мощей святого Иоанна Кронштадтского[xii]. Дабы убедить читателей и верующих в том, что тело по-прежнему покоится в крипте монастыря на Карповке, З. Жданова включает в житие Матроны рассказ о вскрытии мощей праведного Иоанна Кронштадтского: когда вскрыли плиты пола, один из солдат прыгнул на край гробницы. Тогда «Батюшка встал во весь рост в лилово-голубой ризе и полном облачении, как был похоронен, вытянул правую руку и внятно, грозно сказал: “Нечестивцы, потоплю город в крови и уморю голодом!” – и опять лег. Тот, кто прыгнул, был мертв, а двое в ужасе сказали: “Замуровывай обратно, мы скажем, что ничего не нашли”»[xiii].

Конечно, вторжение в область мистического опыта не позволяет однозначно и точно ответить на вопрос – правда или вымысел представлены в житии; определить, что является «истинной», а что «мнимой» духовностью. В данном случае нам представляется важным и необходимым обдуманный и трезвый анализ современных житийных текстов в свете духовной традиции – библейской, литургической, богословской, агиографической, Церковного предания. Неким агиографическим эталоном могут служить жития, уже одобренные, принятые Церковью, канонические.

Читайте также:  Равноапостольные Кирилл (†869) и Мефодий (†885), учители Словенские

Маргарита Лоевская, доктор культурологии, профессор кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения Московского Государственного Университета


[i] Русский вестник. 1891.Сент. Гл. VIII. C. 146.

[ii] О жизни и чудесах блаженной Матроны. – М., 1998. С.4. К этому «кое-что» относится, например, воды хоть и праведницей, но мирской женщиной (по своему статусу она не имеет права освящать воду, т.к. это прерогатива священника), правда, тут же оговаривается (или оправдывается), что жития святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского «содержат повествование об освященных ими колодцах и источниках» (Там же. С. 6).  Однако здесь следует заметить, что в житиях Великих Преподобных не говорится об освящении ими воды, но лишь чудесным образом появившихся источниках.

[iii] Там же. С. 6.

[iv] Там же. С. 6.

[v] Из доклада Патриарха Алексий II на ежегодном Епархиальном собрании в г. Москвы 25 марта 2003.  Цит. по: Ежегодное Епархиальное собрание г. Москвы // ЖМП. 2003. № 4. С. 40.

[vi] Из 2-го и 3-го изданий жития редакторы их благоразумно убрали.

[vii] Сказание о  жизни блаженной старицы матроны / Сост. З.В. Жданова. Св.-Тр. Ново-Голутвин монастырь, 1993. М. 90-91.

[viii] Житие и чудеса блаженной старицы Матроны.  М., 1998. С. 60

[ix] Там же. С. 59-60.

[x] Ильинская А. Духовное наследие преподобного старца Серафима Вырицкого. Блаженная Любушка. Исповедница Анна.  М., 2003. С.156.

[xi] Житие и чудеса блаженной старицы Матроны.  С. 12.

[xii] Некоторые, ссылаясь на «достоверные» источники, утверждали, что останки великого подвижника были перезахоронены на Богословском кладбище в Ленинграде, другие настаивали на том, что прах где-то в другом месте. Большинство полагало, что мощи святого по-прежнему пребывают в Иоанновском монастыре на Карповке в нижней церкви св. Илии и Феодоры. Некоей монахине во сне было «открыто» самим Батюшкой, «который ласково ее успокоил, уверив, что тело его находится здесь, в монастыре, и никуда не переносилось. А что на разные места ходят люди, добавил  он, не смущайся: я везде их вижу и слышу» (См.: Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди.  М., 1997. С. 406).

[xiii] Житие и чудеса блаженной старицы Матроны. М., 1998. С. 79.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Святые праведные Иоаким и Анна

Святые праведные Иоаким и Анна

Иоаким и Анна не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели и пла­ка­ли об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. На протяжении 50 лет их брака супруги только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю.