Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя о самаряныне: источник истинного Света

Неделя о самаряныне: источник истинного Света

«Спасение от Иудеев», — сказал . Однако впервые Он открыто исповедовал Себя Мессией перед самарянкой – женщиной из народа, с которым иудеи избегали даже разговоров, поскольку считали самарян вероотступниками.

Иудеи делили людей на «своих» и «чужих». Такой подход к людям не применим для христианина, но для иудея того времени он был вполне нормален: народ Израиля намеренно выделял себя среди других людей. Поскольку был создан для того, чтобы не быть похожим на языческие племена, но нести Миру Божественный Свет.

Суть конфликта с самарянами заключалась в том, что иудеи считали, что совершать можно только в Иерусалиме на Храмовой Горе, а самаряне не придерживались этой традиции.

Неделя о самаряныне: источник истинного СветаС Воплощением Господа все изменилось. Отныне нет причин для разделения людей, но все должны жить в мире и согласии, составляя единое тело Христово — Церковь. «Бог есть Бог всех: всех сотворил Господь, всех объемлет Его любовь, ко всем пришел Христос, ради всех Он жил, ради всех Он умирал, для каждого Он пережил Богооставленность, и в таинственный, страшный ад каждого человека Он вошел. Ученики еще делили людей на своих и чужих; Христос всех объемлет одной любовью… Так ли мы относимся к людям? Не делим ли мы их на «своих» и на «чужих», на друзей и на врагов?», — спрашивал митрополит Антоний (Сурожский).

Откровенно говоря, редко когда получается относиться ко всем спокойно и доброжелательно. Тот нас когда-то обидел, этого подвели мы сами… И вот из таких «кусочков» складывается очень неровное отношение к людям, мозаика мелких ссор и неприятных ситуаций. Вроде как обычная жизнь, но как далека она от Евангельского образца!

Читайте также:  Петров, или Апостольский пост

Понимаешь, что надо прощать ближним, но периодически возникает вопрос: а почему? И тут вспоминается отрывок из одного древнего текста: «Господи, почему я должен терпеть  этого человека? — Потому что Я его сотворил!». Действительно, какой может быть разговор о «своих» и «чужих», если у всех людей один Отец — Господь?

Возникает вопрос о месте Бога в нашей жизни. Не в той, которая должна быть, а в реальной. Услышав от Христа, что он Мессия, самарянка бросила все, забыла, зачем пришла к колодцу, и побежала в город, чтобы поделиться с людьми вестью об увиденном чуде: в Мир пришел Мессия! Как сказал архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «эта единственная встреча Христа и самарянки для жены-грешницы и для всего мира оборачивается встречей с Живым Богом, ибо здесь, у кладезя жизни временной, впервые забил для мира неведомый доселе источник Жизни Вечной».

«Кто, слыша наше слово, готов все бросить, все напрасные поиски, для того чтобы прийти ко Христу, Который есть и Истина, и Путь, и Жизнь? Наше свидетельство тускло, бледно; ее свидетельство было подобно пламени; оно было прозрачно, как свет: люди слышали свидетельство и не видели женщину. Когда мы говорим, как часто люди видят только нас и не слышат слова, которое звучит, которое должно было бы прогреметь через нас, через нашу прозрачность доходить до них, как жизнь», — говорит в одной из проповедей митрополит Антоний.

Впечатление самарянки было сильным. В том числе и потому, что даже эта простая женщина, ведущая далеко не праведный образ жизни, размышляла о том, где и как правильно поклоняться Господу. «Самаряне не знали Истинного Бога, но вера их была живой, хотя и неумелой и неосознанной… для Христа Спасителя, для учения Его, дарованного земле, нет ни эллина, ни иудея, нет ни раба, ни свободного, но есть человек, к сердцу которого обращена Его любовь», — говорит архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Читайте также:  Неделя 15-я по Пятидесятнице. О любви к Богу и к ближнему

Женщина многого не знала, но хотела узнать Истину и была готова принять ее всей душой. Она не строила себе иллюзий и честно сказала о том, какой образ жизни вела. Собственно, зачем было лгать незнакомому человеку и кривить душой? Он говорил о том, что ее волновало, и это было главное.

Но не только тогда люди не знали, что такое . Сегодня происходит то же самое. «Почему этот древний по времени Источник Жизни многими теперь остается забытый, а многими и отвергается? И слова Спасителя: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь…» — остаются неуслышанными, непонятыми, непринятыми (Ин. 14, 6), — размышляет архимандрит иоанн Крестьянкин. —  Христос и это объяснил в свое время иудеям, и Его объяснение действенно во все времена. Они не могли веровать потому, что Он истину говорил им. Но ложь обратилась для них в плоть и кровь их и сделала истину несовместимою с ними, невместимою для них. Ложь! — не она ли и есть теперь и для нас та страшная болезнь, что ставит нынешний мир на грань катастрофы?! Не ложь ли вытесняет истину из жизни и вокруг кладезя жизни — Церкви Божьей — плодит многочисленные секты, ереси и разделения?!»

Что же делать, чтобы не уподобиться не принявшим Христа иудеям? «Жажда истины — вот первое условие, необходимое нам, чтобы, подобно самарянке, встретить в жизни Живого Бога», — отвечает на этот вопрос архимандрит Иоанн.

Читайте также:  Троицкий Благовестник № 11. «Да молчит всякая плоть человеча»

Как бы ни были убедительны доводы даже самого талантливого миссионера, человек сможет понять суть религии только тогда, когда по-настоящему захочет этого. Когда его не нужно будет принуждать, но он сам будет искать возможность узнать как можно больше и внимательно слушать всякого, кто сможет ответить на его вопросы. Как самарянка, которая, удивившись необычному поведению иудейского раввина (а именно так она и должна была воспринять Иисуса Христа), доверчиво расспросила Его о том, что ее волновало, и получила знание, необходимое всем людям.

«Здесь Христос впервые открывает Собой новый неисчерпаемый кладезь живой воды, текущей в Жизнь Вечную. И не иссякнет источник сей и не оскудеет, ибо не человеческим тщанием изрыт он и ничто человеческое не может замутить его кристальной чистоты и отравить его живительных свойств», — писал архимандрит Иоанн.

Когда самаряне Христос пришел в самарянский город и стал разговаривать с людьми. Они открыто говорили женщине, что теперь верят не по ее словам, но потому, что сами видели Христа. А женщина ине искала себе славы проповедницы, напротив, ушла в тень», ведь не так важно, кто помог людям открыть Истину. Главное — то, что она была им открыта, и жизнь людей была освещена Светом Божиим (по преданию, самарянку звали Фотина, т.е. Светлая).

Фотина стала проповедовать христианство и из-за этого претерпела мученическую кончину, будучи брошенной в колодезь. У колодца она увидела Источник Жизни, у колодца нашла и смерть, перейдя из временной жизни в вечную.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Большинству из нас кажется, что мы никому не делаем ничего плохого, хотя на самом деле многих окружающих нас людей мы всячески обижаем, доставляем им неприятности, досаждаем им. Мы не видим того, что с нами происходит. Иногда даже мы хотим человеку сказать что-то, как нам кажется, приятное, а человек от наших слов скорбит.