Главная / Пасха / Торжественное Пасхальное Богослужение в Свято-Троицком храме

Торжественное Пасхальное Богослужение в Свято-Троицком храме

В ночь Светлого Христова Воскресения в пришло множество верующих, чтобы в общей соборной молитве встретить один из самых главных праздников Православной Церкви — Пасху.

Ещё недавно, казалось бы, мы принесли покаяние во время Великого Поста. Затем будучи на Богослужениях Страстной седмицы, в Великий Четверток были участниками установления Спасителем Таинства Евхаристии и причастниками Тела и Крови Христовых. Переживали в душе крестные муки Христа и спасительных Страстей Господних, смиренно скорбели, внимая 12 Евангельским писаниям, вместе с Пресвятой Девой Богородицей и апостолом Иоанном. Прошли крестным ходом с зажжёнными огоньками страстных свечей, оплакивали Его в Великую Субботу, явственно ощущая Свет, Того, Кто совершил величайший подвиг и спас нас всех от смерти, наконец, встретили долгожданное Христово Воскресение!

Несмотря на смутное время, в этот радостный праздник все горести, обиды, переживания как-то отошли на второй план, ибо в этот Святой день мы пребываем с Господом и становимся, как никогда, сопричастными Его святой благодати. В этот день мы наполняемся Им, насколько можем вместить – только каждый в свою меру. И как важно для нас всех в эту Пасхальную ночь простить ближнего, забыть свои личные обиды. И «отпустив долги» всем, прийти в храм, чтобы достойно встретить праздник Воскресения Христова.

Ко дню Святой Пасхи в храме Святой Троицы все готовились заранее: и клирики, и хор, и прихожане. Были убраны и украшены помещение церкви и прилегающая к ней территория. Принимавшие участие в подготовке храма к празднику, воистину не словом, а делом показали, что значит для них — потрудились во славу Божию.

В ночь с 19 на 20 апреля в праздник Светлого Христова Воскресения в Свято-Троицком храме было совершено праздничное Пасхальное , которое возглавил настоятель храма в сослужении протоиерея Александра Новикова.

За полчаса до полуночи началось пение Полунощницы. Как прекрасно звучат проникновенные слова канона «Волною морскою». Ирмос и кондак первой песни канона Великой субботы напоминают нам о погребении Спасителя:

Волною морскою / Скрывшаго древле, / гонителя мучителя, под землею скрыша / спасенных отроцы; / но мы, яко отроковицы, / Господеви поим, / славно бо прославися.

Господи Боже мой, / исходное пение, и надгробную Тебе песнь воспою, / погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, / и смертию смерть и ад умертвившему.

Во время пения 9-й песни канона отверзаются царские врата, поднимается алтарная завеса.

Не рыдай Мене Мати, / зрящи во гробе, / Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: / востану бо и прославлюся, / и вознесу со славою, непрестанно яко Бог, / верою и любовию Тя величающия.

Священник исходит к Плащанице и, совершив каждение окрест неё, при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлет Плащаницу и вносит в алтарь и полагает на престоле. Весь свет в храме погашен. Лишь огоньки свечей мерцают в руках молящихся. Этот момент символизирует тот мрак и ужас темной палестинской ночи, когда Христос лежал во Гробе и ещё никто не знал, что будет дальше.

Читайте также:  Отслужен молебен для учащихся

Постепенно загорается свет. Сначала тихо, потом громче и ещё громче священнослужители тихим гласом поют стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Как передать ту необыкновенную радость от звучащей в душе благой вести, которую «ангели поют на небесех»? Умолкают человеческие слова, но поёт сердце. Атмосфера в храме необыкновенно торжественная, и он как всегда переполнен. Представители старшего поколения, забыв про болезни и проблемы, безропотно стоят на долгой службе, вознося свои молитвы к Господу. Чтобы встретить Славное Христово Воскресение, на праздник также пришло много молодых родителей с грудными малышами. Все – от мала до велика — ждут наступления праздника.

Царские врата открываются, и показывается процессия. Впереди Крестного хода несут фонарь. Следом хоругвеносцы несут и праздничную икону, затем – церковные знамёна – хоругви. Священнослужители, алтарники, клирос и миряне выходят из храма.

Крестный ход идёт вокруг храма при непрерывном трезвоне. Он олицетворяет собой шествие евангельских Жен-Мироносиц, шедших ночью ко Гробу Распятого Христа. В руках у людей – свечи или фонарики. Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Трезвон прекращается. Настоятель, приняв кадило, совершает каждение святынь, духовенства, певцов и предстоящих и, трижды крестообразно назнаменовав кадилом затворенные церковные двери, возглашает велегласно «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Певцы – «Аминь». Священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Певцы повторяют то же. Священнослужители поют стихи:

1. «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящий Его».

2. «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня».

3. «Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся».

4. «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».

5. «Слава».

6. «И ныне».

На каждый стих хористы поют «Христос воскресе».

Затем все священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы оканчивают – «И сущим во гробех живот даровав». Отверзаются церковные двери, и крестный ход шествует в храм при многократном пении «Христос воскресе».

Звучит Пасхальный в исполнении хора под руководством регента Ольги Поповой. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» раздавалось в ночной тишине. По кондаке шестой песни Пасхального канона весь храм трижды поёт Воскресную песнь « видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем: Имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши» и затем стихиру шестого гласа:

Читайте также:  Преподобный Сергий Радонежский. Все учение – жизнь

«Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость».

Можно заметить, что отличительной особенностью богослужения в Троицком храме является традиция всеобщего пения — отец Гавриил благословляет общую молитву. Такое непосредственное участие в литургии всех присутствующих в храме создает особую атмосферу всенародной горячей молитвы, не оставляющей безучастным никого из прихожан.

Далее служба продолжилась чтением Пасхальных часов, во время которых в алтаре похристосововались священники и алтарная братия. Настоятель храма прочитал присутствующим на Богослужении Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, в котором говорилось:

«Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества.

Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего.

Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий.

Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг.

Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует.

Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится; ибо ничим отщетевается.

Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся.

Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа; и последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует; и дела приемлет, и намерение целует; и деяние почитает, и предложение хвалит.

Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии, и втории, мзду приимите.

Богатии и убозии, друг со другом ликуйте.

Воздержницы и ленивии, день почтите.

Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь.

Трапеза исполнена, насладитеся вси.

Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай; вси насладитеся пира веры; вси восприимите богатство благости.

Никтоже да рыдает убожества: явися бо общее Царство.

Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия.

Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть.

Угаси ю, Иже от нея держимый.

Плени ада, Сошедый во ад.

Огорчи ада, вкусивша плоти его.

И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле.

Огорчися, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть.

Огорчися, ибо умертвися.

Огорчися, ибо низложися.

Огорчися, ибо связася.

Прият тело, и Богу приразися.

Прият землю и срете небо.

Прият, еже видяше, и впаде во еже не видяше.

Где твое, смерте, жало?

Где твоя, аде, победа?

Воскресе Христос, и ты низверглся еси.

Читайте также:  В Свято-Троицком храме праздновали Светлое Христово Воскресение

Воскресе Христос, и падоша демони.

Воскресе Христос, и радуются Ангели.

Воскресе Христос, и жизнь жительствует.

Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе.

Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть.

Тому слава и держава во веки веков. Аминь».

Началась торжественная, праздничная Иоанна Златоуста. Как всегда, на Пасху в алтаре провозвестили Благовестие Христово из Евангелия от Иоанна (1 гл. 1-17) на пяти языках. В этом году пришедшие на Пасхальное торжество услышали радостную весть не только на церковно-славянском, но и греческом, латинском, английском и русском языках.

По чтении Евангелия протоиерей Гавриил в своём пастырском слове зачитал праздничное послание Святейшего Патриарха всея Руси Кирилла и поздравил паству с праздником Светлого Христова Воскресения.

Во время Таинства Святой Евхаристии большинство верующих в эту ночь причастились Святых и Страшных Божественных и Животворящих Таин Христовых.

После пасхального отпуста был священники совершили чин освящения Артоса, и настоятель объявил о предстоящем освящении пасхальных куличей. В церковном дворике уже давно выстроились прихожане с корзинками, наполненными пасхальной снедью. Все с нетерпением ждали окропления. Ликование переполняло сердце каждого, неописуемая радость на душе. И не было вокруг ни одного человека, кто бы на радостное: «Христос воскресе!», не ответил ещё радостнее и громче: «Воистину воскресе!».

Затем началось освящение куличей и всевозможных яств, принесённых прихожанами в этот Великий праздник. Со всех сторон раздавалось: «Батюшка, окропите и нас!» и он, не жалея святой воды, без устали щедро поливал просящих.

Люди спешили в храм и утром, и днём. Праздничный, шумный, нескончаемый людской поток двигался к храму со всех сторон. И лишь к трем часам пополудни церковный двор заметно опустел.

Сложно сказать, сколько тысяч народу побывало в нашем храме на Пасху, но одно точно, что у Троицкого храма в этот день появилось много новых прихожан. После праздника они ещё не раз придут сюда, чтобы поисповедоваться, и если, Бог даст, причаститься Святых Тела и Крови Христовых. И возможно будут потихоньку духовно возрастать, и продолжать свой путь по жизни, но только уже с Богом.

В дни Пасхальных торжеств каждого православного человека переполняют необъяснимые, чудные и таинственные чувства (ведь Пасха она и таинственная) так, что он старается поделиться своей Пасхальной радостью со всеми. Недаром Серафим Саровский когда-то говорил: «Радость моя, нет нам дороги унывать, Христос Адама воскресил, смерть умертвил…». Даже невоцерковленные люди, позабыв о своем рационализме, переживают этот день более эмоционально и стараются побывать в храме. Все от того, что так действует чудесная Божия благодать. И, дай Бог, чтобы Пасхальная радость не оставляла нас никогда и хватало ее на всех, и чтобы Господь сподобил нас ещё достойно встретить наступающие праздники Вознесения Господня и Пресвятой Троицы.

Алина Ольжубаева

Фото: Александр Кулик

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

IMG_4147

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

 

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

IMG_4189

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. МариуполяТоржественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Торжественное Богослужение в День Пасхи Господней в Свято-Троицком храме г. Мариуполя

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Если мы желаем, чтобы с нами чудо произошло, чтобы наши духовные очи открылись, нам нужно в ответ на действия Церкви – а Церковь подобно Иисусу Христу ведь действует: так же, как Он помазал глаза этому больному, Церковь предлагает нам молитвы, Таинства Церковные, богослужения – это действия Церкви по отношению к нам – к нам, слепым духовно, – но и мы в ответ должны что-то сделать. Как этот слепой: он пошел, он потрудился, он еще был слеп, он еще не видел, ему надо было идти еще наощупь к этой купели Силоамской. Так и нам надо в ответ на призыв Церкви идти к Иисусу Христу, идти к этой купели Силоамской, чтобы там умыть свою душу.