Главная / Образование / Ценности молодёжи, или Двадцать пять лет спустя

Ценности молодёжи, или Двадцать пять лет спустя

В 1987 г. среди московских старшеклассников было проведено исследование, должное выяснить отношение молодёжи к ценностям (в списке их было 16-ть), причём не личное отношение каждого опрашиваемого, а всей молодёжи, разумеется, на взгляд каждого из участников опроса (результаты опроса были опубликованы в «Литературной газете»[1]). Через год, в сентябре 1988 г., мы повторили опрос, правда, с одним существенным изменением: старшеклассникам из Житомирской области необходимо было определить именно своё, личное отношение к различным ценностям, а не отношение всей молодёжи.Через 26-ть и 25-ть лет соответственно после опросов в Москве и Житомире мы решили повторить опрос среди школьников Донецкой области. Ученики старших классов должны были определить отношение как всей молодёжи, так и своё личное отношение к тем же самым ценностям, которые некогда предъявлялись для опросов советским школьникам.

Мы не стали менять формулировки ценностей или вносить новые, чтобы сохранить полную идентичность списка, кроме двух «пунктов»: заменив «Рок-музыку» на «Поп-музыку», а также пояснив, что под «фирменными» вещами понималось то, что теперь именуется «брендовыми» вещами. Некоторые итоги опроса среди старшеклассников, проведённого в ноябре 2013 г., в сравнении с результатами опроса, проведённого четверть века назад выглядят так (см.: Табл. 1, именно 1-ую и 3-ью колонки, в которых отмечены представления об общем отношении молодёжи к ценностям):

1. Самое бросающееся в глаза изменение: 25-ть лет тому назад «Деньги» занимали для молодёжи 12 место в рейтинге из 16-ти ценностей, а теперь – 1-ое место, отодвинув с 1-го на 2-ое место стремление «Иметь верных друзей»;

Читайте также:  Психокодирование и психологические зависимости в деструктивных культах. Часть 1

2. Заметно «значимее» стал «Секс», «поднявшийся» с последнего 16-го места, какое он занимал 25-ть лет тому назад, на 3-е, и это при том, что ценность «Любовь» потеряла своё 2-ое место, переместившись на 4-ое;

3. Поднялась в «цене» и «Карьера», четверть века тому занимавшая 14-ое место, а теперь 6-ое;

4. Зато переместились «назад» такие ценности, как желание «Иметь интересную профессию» (с 3-его на 9-ое место), «Интеллект» (с 4-ого на 11-ое), «Стремление создать семью» (с 6-го на 11-ое), «Творчество» (с 7-го на 14-ое), «Уважение к старшим» (с 10-го на 12-ое);

5. Приблизительно теми же остались места «Силы», «Учёбы», «Моды», «Фирменных (брендовых) вещей» (некие «средние» места).

6. «Подражание Западу» – это, разумеется, формулировка из советско-коммунистической поры, и она не вполне понятна современной молодёжи, потому 16-ое место ни о чём не говорит. Зато когда мы предложили отреагировать согласием или отрицанием на утверждение: «Если бы у меня была возможность, то я уехал (-ла) бы в Западную Европу или Северную Америку», то подавляющее большинство сказало: «да».

Итак, деньги уже выше всего. Русская пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», конечно же, переделана нынешними людьми: «Не имей сто друзей, а имей сто рублей». Ценность карьеры, что очевидно, стала осознаваться не как путь к большим творческим возможностям или к получению интересной профессии, а как доступ к большим деньгам. Развращение современного общества, и прежде всего молодёжи, идёт полным ходом. Надобность в любви, семье, дружбе всё меньше. Мы не учим любви – мы учим сексу (разумеется, на собственном примере нелюбви к людям). Мы, как те мифические греки, отдаём своих детей на съедение минотавру в его тёмные и вонючие лабиринты.

Читайте также:  О Рождественском посте

Таблица 1

Нам представилось необходимым попросить старшеклассников уже после того, как был проведён выше представленный опрос, определить место той ценности, которую по идеологическим соображениям не могли предъявить молодым людям в советской школе, а именно определить ценностное отношение к религии. Современным учащимся нужно было найти место ценности «Религия как вера в Бога» среди общего отношения молодёжи к ней и своего личного отношения исходя из усреднённых данных таблицы. В результате опроса выявились следующие места данной ценности (см.: Табл. 2):

1) в рейтинге общего отношения молодёжи к ценностям «Религия как вера в Бога» расположилась между «Силой» и «Интеллектом», то есть заняла 11-ое место в списке из 17-ти ценностей;

2) в рейтинге личного отношения к ценностям «Религия как вера в Бога» расположилась между «Модой» и «Карьерой», то есть заняла 6-ое место из 17-ти ценностей.

Таблица 2

С одной стороны, места, «отведённые» для веры в Бога как той ценности, которая определяет абсолютный смысл существования человека, представляется недостаточными, однако, с другой стороны, двадцать пять лет тому назад этой – «семнадцатой» – ценности как бы вовсе не существовало для молодёжи. Займёт ли она главенствующее место наряду с верой в человека, призванного стать сыном Божиим? Вряд ли, и не только вряд ли для всех, но вряд ли даже для четверти молодёжи и всего общества. Мы – наша восточнохристианская цивилизация – не начинаем с чистого листа свои отношения с христианским Богом – с Пресвятой Троицей, – и речь идёт о сознательном развороте против течения, речь идёт о сознательном выборе любви, когда отдельный человек или отдельная же семья, противостоя общей инерции «освобождения», то есть в действительности в условиях утраты цивилизацией абсолютной ценности Бога, пытается достигать эту ценность как можно полнее, ибо без неё жизнь доверившемуся Богу человеку представляется бессмысленной. Такой разворот, такой выбор любви является уделом не многих людей: «Много званных, но мало избранных» (Мф.20:16; 22:14). Но очевидно, что в последние именно времена важна эта возможность сделать сознательный шаг к Богу, а не бездумно, несознательно и бесчувственно попросту получить веру в Него как наследство, иначе тогда зачем приведённые выше слова Христа начинаются мыслью о первых и последних, приходящих на брачный пир, где последние становятся первыми, ибо последние совершают подвиг более значительный?


[1] Литературная газета. – 1987, 2 сентября. – С.13.

Читайте также:  Пасха - центр мироздания

С.А. Плотников, кандидат педагогических наук, доцент

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

О Рождественском посте

О Рождественском посте

Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе, как и Великий пост, Четыредесятницей. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.