Главная / Великий пост / Суббота родительская

Суббота родительская

Есть свидетельства, что на могильных плитах, оставшихся в местах захоронений христиан в послеапостольские времена, встречаются надписи: «Живи в Духе!», «Живи в Боге!» Так первые христиане исповедовали свою веру в бессмертие человеческой души и радость единения живых и усопших в Боге, ибо Бог наш «:не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20, 38).

Эта вера в бессмертие человеческой души, вера во Христа, Своей смертью победившего смерть, и подвигает нас на всегдашнюю молитвенную память о наших усопших сродниках. В особенные же дни церковного года собирает нас в храмы на сугубую совместную молитву об усопших. Эти дни называются родительскими. Есть такие дни и в период Великого поста.

В дни Великого поста каждый христианин призван совершить посильный духовный подвиг, подвиг самоограничения, воздержания ради покаяния, духовного очищения. Этот подвиг немыслим без дел милосердия. «Уклоняйся от зла и делай добро:» (Пс.33, 15). И, если часто мы бываем эгоистичны, равнодушны, скупы, эти богопротивные пороки надо изживать в себе, понуждая себя к участию, щедрости, благотворительности. А дела милосердия должны распространяться не только на живых, но и на усопших сродников наших. Таким доброделанием для усопших является наша о них, домашняя и церковная. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, а нас — возможности совершить по отношению к нашим усопшим сродникам доброе дело, дело весьма Богоугодное и полезное, и выделены субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Эти родительские субботы определены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается, так как не бывает полной Литургии.

Читайте также:  Христос, Православие, Святая Русь - путь к реальной духовности

Наша молитвенная помощь усопшим действенна, необходима и полезна им, о чем свидетельствует многовековой опыт Церкви Христовой.

Однажды в пустыне Ангел Божий приоткрыл преподобному Макарию Александрийскому тайну бытия души человека по смерти: «Когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело: А добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день, Тот, Кто Воскрес в третий день из мертвых — Бог всех, — повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на Небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого — Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы мне! Как я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благости»: По рассмотрении же в продолжение шести дней всех радостей праведных она опять возносится Ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего. После вторичного поклонения Владыка всех опять повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения: По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу, и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место:Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших и принявших ».

Читайте также:  В неделю пятую Великого поста

«Мы веруем, — говорят Восточные Патриархи, — что души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), — души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной Благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою Бескровной Жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Так необходимы наши молитвы за усопших.

Однако эти наши молитвы за усопших весьма полезны и для нас, потому что понуждают нас задуматься о своей жизни, о своих мыслях, словах и делах, а поскольку они не всегда достойны Бога, противоречат Его заповедям, то и помогают нам не ослабевать в постнических наших подвигах, но стараться исправляться и жить по-христиански.

Читайте также:  К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

К этому призывает нас святой праведный , незадолго до своей блаженной кончины сказавший: «Не прилепляйтесь к здешней жизни, не предавайтесь мирской суете. Здешняя жизнь — сновидение, мыльный пузырь — подуешь, он и лопнет. Все здесь непрочно, все кружится, все вертится, все умирает, да как скоро! Умирают цари, министры, умирают писатели-интеллигенты, и как скоро они умирают!.. Помните, что вы — чада воскресения и будьте чадами воскресения. Чтобы убедить нас в воскресении из мертвых, Господь дал нам Причастие. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6, 54). Старайтесь же готовиться к общему воскресению, исправляйтесь, преображайтесь, украшайтесь, пока можно, добродетелями, возлюбите Господа всем сердцем, всей душой, всем помышлением, любите ближнего, как самого себя».

Помня все это, будем, дорогие братья и сестры, непрестанно благотворить нашим усопшим сродникам и себя украшать добродетелями, чтобы Господь Милосердный упокоил их в Своих селениях и нас помиловал. Аминь.

Игумен (Еременко), 2009 г.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

О Рождественском посте

О Рождественском посте

Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе, как и Великий пост, Четыредесятницей. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.