Главная / Великий пост / Об исцелении расслабленного

Об исцелении расслабленного

 Мк., 7 зач., 2, 1-12
Через несколько дней опять пришел Иисус в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Сегодняшний рассказ апостола и евангелиста Марка – одно из многих повествований о чудесах, которые сотворил Христос во время своего общественного служения (так в христианском богословии традиционно называются три с половиной года от Его выхождения на проповедь – вспомните картину Иванова «Явление Христа народу» — до Голгофы и Его Воскресения).

Читайте также:  Неделя 2-я Великого Поста: Св. Григорий Палама

Иванов А.А. Явление Христа народу Казалось бы, ну, чудо и чудо. Так или иначе, если не прямо читали, то в пересказах слышали, картины видели, в которых это есть. Но каждое чудо Христос непременно сопровождает тем или иным словом, обращенным к самому человеку, с которым это чудо произошло, или к окружающим. Это слово и к нам тоже имеет определенное отношение.

Вот в сегодняшнем исцелении расслабленного (то есть, паралитика, говоря нынешним языком) обратим внимание на два обстоятельства.

Первое: это был такого рода расслабленный, человек парализованный, который сам уж никак не мог передвигаться. Его принесли четыре его друга, и они, а не он сам (ибо он и говорить даже не мог толком), просили об исцелении. И говорит евангелист, что Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Иные скажут: «А где же здесь свобода человека? А почему они не спросили расслабленного, хочет ли он быть исцеленным? Где же здесь то внутреннее конечное самоопределение, которое ожидается от каждого имеющего себе образ и подобие Божие, то есть внутренне свободного?» Но дело в том, что Господь сотворил человека не только с даром свободы, со способностью свободы, но с еще высшим даром – даром любви. И эту любовь тоже никто не вправе отнять и какой-то иной закон поставить выше нее. И четыре друга, которым жалко и больно за несчастного паралитика, которые несут его по жарким и пыльным дорогам Иудеи, которые сквозь окружающую Христа толпу прорываются с лежащим на одре, на переносной кровати какой-то или на носилках, своим другом, являют этот закон любви, который выше всякой справедливости, выше свободы самоопределения и волеизъявления. И Бог этот закон нашего сердца принимает, любит, лобзает прежде всего и отвечает на него прежде всего. И отвечает тоже приметным образом. Он ведь не сразу исцеляет этого человек, но говорит ему: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Христос не всякий раз говорит о грехах при исцелении, но только тогда, когда болезнь была очевидным следствием греха. Мы не знаем, в чем состояли грехи этого человека, но Христос этими словами отчетливо свидетельствует, (а в иных случаях отчетливо отрицает), что болезнь есть следствие личного греха.

Читайте также:  Неделя 23-я по Пятидесятнице. Притча о милосердном самарянине

Нам часто об этом не хочется думать и мы склонны считать, по крайней мере, в отношении себя и близких, болезнь вполне естественным процессом, там, старения, дурной экологии, каких-то привходящих жизненных обстоятельств. Но об этой увязке не применительно к другим людям, но применительно к самому себе, хотя бы по временам полезно задумываться каждому: «Вот то, что сейчас со мной происходит – это просто случайность, это потому, что мне уже не 25, а 45, или потому, что, если я задумаюсь, то я должен буду признать: это справедливо, я это в конечном итоге заслуживаю». Вот Христос говорит о прощении грехов и вызывает возмущение окружающих иудейских старейшин. Они считают, что Он богохульствует. Кто Он такой, чтобы прощать грехи? И дальше происходит тоже примечательная беседа. Свидетельствуя о том, что прощение грехов выше исцеления, и убеждая людей в том, что это так, Христос говорит: Для того, чтобы вы поняли, что это выше, я ему скажу: «Возьми свою постель и ходи» — и он встанет». И Он действительно говорит эти слова, человек этот исцеляется. Но Господь, исцелив его от паралича, вновь и вновь говорит нам: «Не этого должны вы искать в первую очередь. Если перед вами будет выбор внешнего исцеления телесных болезней или исцеления души от ее недугов, не поколебитесь в том, что должно быть для вас главным – душа должна быть для вас главной. А за ней, за исцелением души, может приложиться и исцеление телесного состава. Это не просто принять, когда это тебя лично касается, когда это твоя селезенка, когда это твой рак или когда это у твоих детей болит. Но если мы действительно верим в вечность и помним о том, что то, что будет потом, где всякая слеза будет отерта, всякая боль будет забыта и все это уйдет, неизмеримо важнее, неизмеримо бесконечнее того, что может здесь произойти, то эти слова Христа кажутся важными и для нашей тоже жизни.

Читайте также:  Неделя 29-я по Пятидесятнице. Об исцелении десяти прокаженных

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Большинству из нас кажется, что мы никому не делаем ничего плохого, хотя на самом деле многих окружающих нас людей мы всячески обижаем, доставляем им неприятности, досаждаем им. Мы не видим того, что с нами происходит. Иногда даже мы хотим человеку сказать что-то, как нам кажется, приятное, а человек от наших слов скорбит.