Главная / Образование / Богослужебный ликбез / Православное богослужение. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Православное богослужение. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В церковных песнопениях обращается внимание на преемственность двух великих праздников — Рождества Христова и Крещения Господня, которые до середины IV века праздновались в один день — 19 (6) января: «Из Девы возсиявый в Вифлееме плотию, ко Иордану ныне тщится, скверну отмыти земнородных»; «приидите, вси вернии, оставивше, ко Иордану тецем душею теплою и тамо узрим страшное ». Говорится также о непреходящем значении события Крещения Господня: «Паки Иисус мой очищается во Иордане, паче же очищает грехи наша».

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Далее сравниваются оба праздника: «Светлейший солнца бысть прешедший праздник Рождества Христова, ясен и пресветел показася приходяй Божественнаго явления Его». Тот «ангела имяше благовестника», а этот «Предтечу обрете предуготовителя»; в тот «кровем изливаемым, яко безчаден, рыдаше Вифлеем», а в этот «водам благословенным, многочадна познавается купель». «Тогда звезда волхвом возвести, ныне же Отец миру Тя показа».

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса ХристаТаинство Крещения тесно связывается с Воскресением Христовым: «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и Воскресения — Христос ныне возвещает». И, оканчивая предпразднство Богоявления, Церковь особенно подчеркивает связь между Рождеством Христовым, Крещением и Воскресением Его: «Воспоим, людие, Рожденному от Девы и в реце крещшемуся Иордане и к Нему возопиим: Царю всякия твари, даруй нам неосужденно, чистою совестию верно достигнути Твое Святое из мертвых тридневное востание».

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа В навечерие праздника Крещения среди паримийных чтений возглашаются неоднократно повторяемые слова тропарей: «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тьме седящыя»; «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящыя во тьме». Этими словами свидетельствуется: Крещение Господне есть начало явления Божественного света в мире. Об этом говорят и древние названия праздника — Просвещение, праздник Светов — и церковные песнопения празднику: «Се свет является… просияти сущым во тьме Божественныя зари». И яснее всего в кондаке празднику: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас (открылся в нас)… Пришел еси и явился еси, Свет неприступный».

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа «Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан, — говорит святой Кирилл Иерусалимский (315—386) в Слове огласительном. — От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Крещение Господне есть торжественное вступление Иисуса Христа, Света мира, на общественное служение роду человеческому. И Церковь приглашает верующих: »От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущым во тьме озаряти уже начинает»».

Читайте также:  Второй день Троицы - День Святого Духа

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Чем ознаменовалось начало общественного служения Спасителя, что произошло при Крещении Господа Иисуса Христа? Прежде всего, Троицы явление во Иордане бысть. Бог Отец свидетельствует с неба: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих»; Бог Сын крещается по человечеству; Бог Дух Святый в виде голубине нисходит на Крещаемого. Этим утверждается вера в Пресвятую Троицу и вера в Божество Иисуса Христа: «Бог Слово явися плотию роду человеческому»; «Богоявления время Христос явися нам во Иордане реце». Отсюда и другое древнее наименование праздника — Богоявление. Будучи безгрешен, Иисус Христос не нуждался в крещении, как очищении от личных грехов, но Крещением Своим, по выражению церковных песнопений «потопил в водах Иордана грехи всего мира»: «Днесь Владыка водами погребает человеческий грех». Своим Крещением освятил естество водное: «Днесь вод освящается естество». Вода и земля были осквернены грехом первых людей и грехами последующих поколений. «Земля освятися Рождеством Твоим Святым, Слове, ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещшуся». Воспоминая Крещение Господне, совершает и теперь силою Святого Духа освящение воды, вкушением и окроплением которой верующие люди освящают себя и употребляют ее, по выражению церковной молитвы, «на всяку пользу изрядну». Своим схождением в воды Иордана Господь, по выражению церковных молитв и песнопений, «главы тамо гнездящихся сокруши змиев», то есть поразил исконного врага рода человеческого — диавола в его сокровенном убежище, в воде, как об этом пророчествует , говоря: «Ты стерл еси главы змиев в воде» (Пс. 73,13). По этому поводу святой Кирилл Иерусалимский рассуждает: «Иисус, нисшед в воды, связал крепкого, чтобы мы получили власть наступать на змеи и скорпионов», то есть разрушать козни диавола.

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Своим Крещением Иисус Христос положил начало спасительному таинству просвещения верующих — Крещению, являющемуся обязательным условием (Ин. 3,5) принадлежности верующих к Церкви Божией: «Днесь весели , водою бо и Духом сынове Тебе родишася». Таким образом, в Рождестве Спасителя человек соделался причастником Его по плоти, получив в таинстве Причащения Тела и Крови Христовых пищу и питие бессмертия. В Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в таинстве Крещения купель живой воды, приводящей в жизнь вечную.

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Молитвословия Праздника

Тропарь предпразднства, глас 4:

Готовися, Завулоне, / и красуйся, Неффалиме, / Иордане реко, стани, / подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку. / Веселися, Адаме с праматерию, / не крыйта себе, якоже в раи прежде, / ибо, наги видев вы, явися, / да облечет в первую одежду: / Христос явися, всю тварь хотя обновити.

Читайте также:  24 июля — день памяти святой равноапостольной Ольги
Перевод:

Готовься Завулон, и украшайся Неффалим, / Иордан-река, стань, / прими, ликуя, идущего креститься Владыку. / Радуйся, Адам с праматерью, / не скрывайтесь, как прежде в раю, / ибо увидев вас нагими Он явился, / чтобы облечь в прежнюю одежду. / Христос явился все творение желая обновить.

предпразднства, глас 4:

Во струях днесь Иорданских быв, Господь / Иоанну вопиет: / не убойся крестити Мя, / спасти бо приидох / Адама первозданнаго.

Перевод:

Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь / Иоанну возглашает: / «Не бойся крестить Меня, / ибо Я пришел спасти Адама первозданного!»

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ (КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК)

Тропарь предпразднства, глас 4:

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, / вознесшуся Илии, / и разделяхуся воды сюду и сюду, / и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды.

Перевод:

Вспять обращалась некогда Иордан-река / от милоти Елисея по вознесении Илии, / и разделялись воды туда и сюда, / и стал для него сухим путь по влаге, / как прообраз истинный крещения, / которым мы переходим путь текучей жизни. / Христос явился во Иордане, освящая воды.

Кондак предпразднства, глас 4:

Во струях днесь Иорданских быв, Господь / Иоанну вопиет: / не убойся крестити Мя, / спасти бо приидох / Адама первозданнаго.

Перевод:

Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь / Иоанну возглашает: / «Не бойся крестить Меня, / ибо Я пришел спасти Адама первозданного!»

Иный кондак предпразднства, глас 2:

Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество / милости ради безмерныя, / Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек, / одеждею мя одевая, / славы древния обнаженна люте.

Перевод:

Всех от множества согрешений освобождая, / Христе, Благосердный, по безмерной милости, / в Иорданских водах Ты идешь принять крещение, как Человек, / чтобы облечь в одежду древней славы / меня, обнаженного бедственно.

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА, БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Тропарь, глас 1:

Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся, Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод:

При крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе!

Кондак, глас 4:

Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный.

Перевод:

Явился Ты в сей день вселенной, / и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, / в полноте знания воспевающих Тебя: / «Пришел, явился Ты, / Свет неприступный!»

Читайте также:  Крещение Господне: кто крещен во Христа, тот и облачен в ризу Христовой праведности.

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Величание Крещению Господню:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Крестившагося / от Иоанна / в водах Иорданских.

Перевод: Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Припев:

Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу.

Перевод: моя, прославляй Богородицу, честнейшую Небесных Сил, Деву Пречистую Богородицу.

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Задостойник, глас 2:

Величай, душе моя,/ Честнейшую горних воинств// Деву Пречистую Богородицу./ Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию,/ изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице;/ обаче, благая сущи, веру приими,/ ибо любовь веси Божественную нашу:// Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем.

Перевод:

Прославляй, душа моя,/ честнейшую и славнейшую Вышних Сил// Деву Пречистую Богородицу./ Никакой язык человеческий не в силах достойно восхвалять Тебя, и даже горний ум недоумевает, как воспеть Тебя, . Но Ты, как Благая, прими веру, потому что любовь нашу пламенную Ты знаешь: Ты – Предстательница христиан, Тебя мы величаем.

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Тропари на водоосвящении, глас 8:

Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.

Глас Господа взывает на водах, говоря: «Все придите и примите явившегося Христа, – Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия».

Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема.

Ныне освящается водное естество, и Иордан разделяется и останавливает свое течение, видя крещающегося Владыку.

Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче.

Как человек пришел к реке Иордан Христе Царь, и требуешь, Благой, рабского крещения от руки Предтечи ради очищения грехов наших,Человеколюбче.

Слава, и ныне: Ко гласу вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, – пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха; видеша Тя воды и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света, како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.

Слава и ныне: Ко гласу вопиющего в пустыне: «Приготовьте путь Господу» пришел Ты, Господи, образ раба приняв, и просишь, безгрешный, у него крещения; увидели Тебя воды и убоялись. Предтеча затрепетал и громко воскликнул: «Как светильник может освещать Свет? Как раб возложит руку на Владыку? Ты Сам, , взявший на себя грехи мира, освяти меня и воды!»

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Преображение Господне

Преображение Господне

Преображение Господне — двунадесятый Господский праздник Православной Церкви. Очень торжественный по своему богослужебному последованию, он, тем не менее, всегда приходится на Успенский пост; сам же этот пост, предваряющий праздник Успения Пресвятой Богородицы, продолжается с 1 по 14 августа ст. ст. (или с 14 по 27 августа н. ст.).