Главная / Библиотека / Статьи / Святые / Память святого праведного Иоанна Кронштадтского

Память святого праведного Иоанна Кронштадтского

«…Будет имя его благословенно вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; :все народы ублажат его» (Пс.71, 17).

Эти слова царя, пророка и псалмопевца Давида мы с полным правом можем отнести к великому подвижнику земли Русской святому праведному Иоанну, протоиерею Кронштадтскому, 100-летие перехода души которого от земли в Кровы Отца Небесного мы торжественно молитвенно отмечаем сегодня вместе со всей Русской Церковью.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

На рубеже тысячелетий в Церковь пришло много людей, ищущих Господа, ищущих смысла жизни, но, к сожалению, лишенных с младенчества христианского воспитания, не имеющих церковной культуры, не укорененных в православной традиции. Такие люди составляют ныне большинство прихожан. Такие люди несут в себе своеобразные, мутные, если не сказать ложные, представления о Боге, о Церкви, о Православии, о мире, о себе и окружающих людях, или не имеют вообще никаких представлений. Чтобы стать церковным человеком, воцерковиться, познать Православие во всей его полноте и красоте, мало быть крещенным, посещать иногда храм, причащаться, держать посты: Воцерковление — это приобретение здравых понятий о Боге, о Церкви Христовой, какие открываются человеку через Священное Писание и Священное Предание, приобретение навыков жизни со Христом и во Христе. Беда в том, что, как сказал поэт, «наш разум, омрачась слепым высокомерьем», не желает отказаться от себя и безусловно подчиниться авторитету Церкви, Которую создал Господь и наш (см.: Мф.16, 18) и Которая есть «Тело Его» (Кол.1, 24). «:Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4, 14). В Церкви Христовой есть все, чтобы напитать иссохшую безверием душу человека, только приди и пей. через Священное Писание, через весь строй богослужения, через святые Таинства, жития и творения святых подвижников благочестия, учит и дает силы правильно жить, очищает, освящает, преображает, вразумляет всякого человека и научает «:всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе:» (Кол.1, 28). И этот процесс никогда не прекратится, никто, если он в здравом уме, не сможет сказать: «Все! Я уже все знаю, уже исполнился Духа Святого — я уже святой!» Наоборот, чем ближе человек к Богу, тем отчетливее и отчетливее он видит свое несовершенство и все сильнее и сильнее стремится к Нему, ибо это нам, каждому христианину, Господь Спаситель поставил задачу: «:Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5, 48). Для чего великий апостол Павел призывает нас питаться словами веры и добрым учением, «негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии:» (1 Тим.4, 7).

Читайте также:  Апостол Андрей - первый миссионер на Русской земле
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

И, чтобы научиться быть христианином, научиться правильно, согласно воле Божией, жить, у нас есть повод еще раз обратиться к житию и творениям великого угодника Божия, светильника православия, паче сияния северного в Русской Церкви воссиявшего, ставшего украшением не только города Кронштадта, но и всей Церкви Христовой, святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Будущий Кронштадтский подвижник и чудотворец родился в 1829 году в семье бедного благочестивого дьячка Архангельской губернии. Уже с младенческих лет, лишь стало просыпаться сознание, Иван полюбил храм и молитву в нем; дома выучился грамоте. У его родителя было , которое мальчик любил читать. , с которым он сроднился с ранних лет, на всю жизнь стало его постоянным чтением.

Об особом избранничестве Вани Сергиева свидетельствует то, что уже в шестилетнем возрасте мальчику было видение его Ангела Хранителя. И позже святого Кронштадтского подвижника трижды посещала Сама Царица Небесная:

С помощью Божией Иван Сергиев прошел успешно все ступени духовного образования, не утратив посеянные родителями в его душу семена веры и благочестия, и стал священником в г. Кронштадте.

Первые годы он не каждый день совершал Литургию, но в последние 35 лет жизни служил ежедневно. Отец Иоанн говорил: «Если бы мир не имел Пречистого Тела и Крови Господа, он не имел бы главного блага, блага истинной жизни — „не будете иметь в себе жизни“ (Ин.6, 53), имел бы лишь призрак жизни».

Особым событием в жизни того храма, того прихода, где он совершал Богослужение, были его проповеди. Кронштадтский пастырь говорил свои проповеди не по тетрадке, как многие в то время. Его живое слово проникало в самые глубины человеческого духа и преображало людей. Проповеди отца Иоанна были продолжением его молитвы, поэтому он говорил «:как власть имеющий, а не как книжники» (Мк.1, 22), ибо Сам Дух Божий говорил в нем.

В течение почти 30-тилет отец Иоанн преподавал Закон Божий в Кронштадтском городском училище и в Кронштадтской классической гимназии. Обучая детей, отец Иоанн видел своей целью дать Отечеству, прежде всего, человека и христианина, отодвигая вопрос о науках на второй план. «Все науки имеют своим центром и исходным началом Бога и Его вечную премудрость, как души наши имеют своим первообразом Господа Бога, создавшего нас по образу и подобию Своему, — учил отец Иоанн, — и потому без Христа — истинного Света, просвещающего всякого человека, грядущего в мир, — суетно всякое просвещение».

Вскоре приход отца Иоанна распространился до границ Российской империи и за ее пределы, так возросла его популярность. Со всех концов земли потекли в Кронштадт люди Божии, ищущие правды Божией, ищущие понимания, вразумления, любви, утешения, исцеления. Из лачуг, подвалов и чердаков его стали приглашать в царские дворцы и шикарные особняки, но он не стал «паркетным», «салонным батюшкой».

Читайте также:  Святой мученик Иоанн Воин

Отец Иоанн имел величайший дар молитвы. Он глубоко верил в благодать, данную ему от Бога как священнику, молиться за людей. Он знал, что в молитве за словом следует дело, и, не допуская ни малейшего сомнения в исполнении Богом его прошений, обращался к Господу с живой верой, и Господь слышал Своего угодника и исполнял его просьбы. За помощью к нему шли не только православные, но и лютеране, католики, магометане и евреи, и получали по вере своей. Однако, если прозорливый старец видел, что просят о молитве и об исцелении без веры, искушая его, отказывался молиться об исцелении. Сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос не всегда совершал чудеса: «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф.13, 58).

Чудесные проявления великой силы Божией через отца Иоанна за годы его служения были столь многочисленны, что почти в каждой русской семье в те времена знали о чудесной помощи или прозорливости отца Иоанна.

Предание о Кронштадтском чудотворце хранится и в нашей семье, проживавшей тогда во Владикавказе. Моя прапрабабушка по материнской линии Агриппина Тихоновна Канищева имела много детей. Роды седьмой дочери были неудачными, началось заражение крови. Врачи ничем помочь не могли. Тогда старшая дочь ее Евдокия послала телеграмму в Кронштадт, в которой сообщала о беде и просила молитв. Отец Иоанн ответил также телеграммой, в которой было написано: «Ваша мама будет жить». И чудо совершилось — Агриппина Тихоновна пошла на поправку и вскоре совершенно выздоровела:

Кронштадтский пастырь известен всему миру и как плодовитый высокодуховный писатель. Его творения расходились огромными тиражами. Особенно популярна его замечательная книга дневников «Моя жизнь во Христе», которая известна не только в России, но и в переводах на разные языки во всем мире.

В 1904 году отец Иоанн тяжело заболел. Но болезнь отступила, ибо Господу угодно было задержать его жизнь для того, чтобы исполнились слова Подвигоположника Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф.5,11-12).

Ему завидовали братья-сослужители и притесняли его. Над святым праведником издевалась как могла обезумевшая от безбожия часть русской интеллигенции, нападая на него со страниц некоторых газет и журналов злобными статьями, с театральных подмостков — грязными, оскорбительными пьесками. Бесовская злоба, воспользовавшись «свободой слова», употребляя «свободу для прикрытия зла» (1 Пет.2, 16), всей силой обрушилась на Всероссийского пастыря.

Читайте также:  Святые Петр и Феврония

«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1, 12).

Господь испытал его в горниле страданий (см.: Ис.48, 10), «:ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения» (Сир.2, 5), и принял его как жертву всесовершенную (см.: Прем.3, 6).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

20 декабря 1908 г. (по ст.ст.) душа отца Иоанна, претерпевшего все до конца, отлетела в блаженную Вечность.

«Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный:» (2 Тим.4,7-8).

Кончина Кронштадтского праведника была тихая, мирная, но всколыхнула весь православный мир: тысячи людей повергла в траур, много горьких слез пролили его почитатели, ибо не стало молитвенника, советника, благодетеля, учителя, защитника.

Прожив долгую, достойную христианина жизнь, жизнь равноангельскую, разумом Божественным просвещенный, отец Иоанн учит нас великой христианской мудрости: «Наука наук — побеждать действующие в нас страсти. Великая мудрость, например, ни на кого не сердиться и ни о ком не мыслить зла, хотя бы кто и причинил нам зло. Мудрость — презирать корысть и любить нестяжание, презирать лакомства и довольствоваться простой пищей, вкушаемой умеренно. Мудрость — никому не льстить, но всегда безбоязненно говорить правду; мудрость — не прельщаться красотой лица, но уважать во всяком человеке красоту образа Божия. Мудрость — любить врагов и не мстить им ни делом, ни словом, ни мыслью. Мудрость — не собирать себе богатства, но подавать милостыню бедным, чтобы приобрести сокровище на Небе. Увы! Мы чуть ли не изучили все науки, а удаляться греха вовсе не научились и, таким образом, часто оказываемся совершенными невеждами в нравственной науке. И выходит, что истинно мудрые были святые, ученики истинного Учителя-Христа, а мы так называемые ученые — невежды, и, часто, чем ученее, тем больше невежды, потому что не познали самого главного, а порабощаемся различными страстями» («Моя жизнь во Христе»).

«Жизнь моя, — говорит нам святой Иоанн Кронштадтский, — это долгая, упорная и непрестанная борьба с самим собой, борьба, которую я веду в настоящее время при постоянном подкреплении благодати Божией. И каждый из вас может достигнуть таких же результатов, если постоянно и упорно будет следить за собой с целью борьбы со своим ветхим человеком и с духами злобы, чтобы при помощи благодати Божией быть светильником, не под спудом горящим, но на свещнице. Искренне, от всей души желаю вам этого».

Это — завещание великого Кронштадтского подвижника всем нам, православным христианам.

Святой праведный отче Иоанне, моли Бога о нас! Аминь.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Святой апостол Андрей Первозванный

Святой апостол Андрей Первозванный (†ок.62)

Андрей Первозванный, один из апостолов Иисуса Христа, брат апостола Симона-Петра, по преданию проповедовал Евангелие в Скифии, Малой Азии и Греции и распят в городе Патрасе, на косом (Андреевском) кресте. Святой апостол Андрей Первозванный был родом из Вифсаиды Галилейской. Жил он впоследствии в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера вместе с братом Симоном, занимаясь рыбной ловлей.