Главная / Библиотека / Статьи / Праздники / Обрезание Господне

Обрезание Господне

14 января (1 января по старому стилю), то есть на восьмой день после Рождества Христова Православная церковь отмечает Великий праздник — Обрезание Господне.

«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.» ( от Луки, глава 2, стих 21).

Обрезание Господне

Это евангельское событие произошло в Вифлееме, где Святое Семейство пребывало в течение примерно полутора лет до прихода персидских магов (волхвов) и последовавшего за этим бегства в . К сожалению, событию этому мы зачастую придаем мало значения. Причины здесь разные. Во-первых, оно как-то теряется в череде рождественских и новогодних праздников. Во-вторых, сам Евангелист Лука очень лаконично описывает обрезание Господне, а Матфей, , Иоанн в своих евангелиях не повествуют об этом вообще. В-третьих, нам, современным людям, не вполне ясен сам смысл ветхозаветного обряда обрезания и его отношение к христианству.

Однако обратим внимание, что Евангелие от Луки является самым большим по размеру в сравнении с другими тремя Евангелиями. Евангелист Лука описывает и множество других событий, которые не упоминаются в Евангелиях от Матфея, Марка, Иоанна. Его описания более детализированы и изложены в четком хронологическом порядке. К тому же не будем забывать, что всякое описанное в Библии событие, является важным и включено туда не зря. Сам Христос сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Евангелие от Иоанна, глава 5, стих 39). Нам лишь нужно захотеть глубже вникнуть в суть и попытаться разобраться.

Заметим, что обряд обрезания евреями младенцев является более древним, чем закон, который Господь дал через пророка Моисея.

Читайте также:  Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Произошло это, когда Господь Бог в образе Святой Троицы явился Аврааму и сказал, что его потомки будут великим народом, что Он даст им в наследство богатую землю, что Он будет их Богом, а они – народом Божьим. Для того, чтобы это произошло, нужно только жить непорочно. Это и был завет, то есть союз Господа Бога с Авраамом, который является прародителем всех верующих людей. В знамение завета Бога с праотцом Авраамом он и его потомки должны были обрезать крайнюю плоть у новорожденных на восьмой день. «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится та из народа своего; ибо он нарушил завет Мой» (Бытие, глава 17, стихи 10-14).

Сам обряд обрезания является прообразом обряда крещения у христиан, а страна, которую наследуют благочестивые люди – прообраз Царствия Небесного.

Над Господом Иисусом Христом совсем не обязательно было проводить обряд обрезания. О каком символе союза человека с Богом могла идти речь, Если Христос – это и есть облекшийся в человеческую плоть Бог. Но Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.

Читайте также:  Обрезание Господне (о тропаре)

К тому же, согласно еврейской традиции, в день обрезания младенцам давали имя. Вот и Господу нашему было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии. А как мы знаем «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния, глава 4, стих 12).

А самое главное, «вочеловечшася» из любви к человеку, Он с кротостью и смирением начал Свой земной путь, ощутив на себе всю тяжесть бремени и искушений обычного смертного человека. Начиная с обрезания, Он всю свою земную жизнь исполняет все и предписания, показывая пример нам, людям, как следует неукоснительно следовать Божественным установлениям. Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Евангелие от Матфея, глава 5, стих 17). Впоследствии мы видим как еврейские старейшины в Синедрионе пытались обвинить Христа в нарушении закона Божьего, и не нашедши такой вины, обратились за услугами лжесвидетелей.

Итак, Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении. Будучи Сыном Божиим по смирению Своему принимает Он положенное грешным людям. Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник, претерпевая боль, положенную за грех».

Как же важен нам, современным православным христианам, этот пример смирения и исполнения всех заповедей Божьих самим Богом-Законодателем. Как же порой трудно нам по своей гордыне или лени выполнять неукоснительно заповеди Божьи. Как же часто мы мудрствуем лукаво, избирательно относясь к Слову Божьему и выбирая для себя только то, что на самом деле нам удобно; а то что неудобно, считаем второстепенным или вовсе неважным, отжившим. А между тем, в нашей жизни мы должны ориентироваться на тот единственный и верный пример для подражания, на маяк, который светит каждому считающему себя верующим человеком – на Господа и Бога нашего Иисуса Христа!

Читайте также:  Преддверие Великого поста

Обрезание Господне

Тропарь праздника, глас 1:
На Престоле огнезрачнем / в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом, / благоволил еси родитися на земли / от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, / сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. / Слава всеблагому Твоему совету, / слава смотрению Твоему, / слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

На престоле огневидном / восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом / благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы, / не познавшей мужа Матери Твоей, Иисусе; / потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан. / Слава всеблагому Твоему изволению; / слава промыслу Твоему; / слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец!

Кондак праздника, глас 3:
Всех Господь обрезание терпит / и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует, / дает днесь миру. / Радуется же в Вышних и Создателев иерарх, / и светоносный, Божественный таинник Христов .

Всех Господь обрезание претерпевает / и согрешения человеческие, как благой, отсекает, / дает в сей день спасение миру; / радуется же на небесах и иерарх Творца / и светоносный божественный служитель таинств Христовых Василий.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Количество Ангелов неисчислимо, их значительно больше, чем всех людей и все они разделены на чины. Каждый чин несёт особенное служение и имеет своё название. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных. Над всеми чинами ангелов поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») (Откр. 12:7) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. Архангел Михаил — главный Архангел, являющийся одним из самых почитаемых.