Главная / Наш город / Мариупольская икона Божией Матери / Православные святыни старого Мариуполя

Православные святыни старого Мариуполя

Уже около года в Мариупольском краеведческом музее действует выставка «Православные святыни старого Мариуполя», которая посвящена 1025-летию крещения Руси. На ней представлены экспонаты, отражающие местную специфику православного христианства с конца ХVIII века, когда под предводительством святителя Игнатия состоялось переселение крымских греков в Северное Приазовье.

Заведующая отделом истории края с древнейших времен до 1917 г. Лидия Ивановна Кучугура говорит, что цель выставки – «напомнить, что было в Мариуполе в досоветский период и что мы потеряли, попытаться возбудить интерес, оценить какое население у нас было и подчеркнуть, что греки Приазовья не были напрямую связаны с христианской православной традицией Руси и последующего времени, но восприняли ее. А то, что Русь была крещена от Византии и что носителями этой традиции были греки Крыма, а потом Приазовья – их однозначно сближало, почему и состоялось переселение».

Центральное место в выставке занимают изображения православных храмов. К сожалению, в памяти многих мариупольцев, особенно молодого поколения, они уже не существуют. Так как в 20-30-е годы ХХ в. все мариупольские храмы по распоряжению местной городской власти были закрыты, а позже – разрушены. Вниманию посетителей выставки представлены фотографии Екатерининской, Марии-Магдалининской, Константино-Еленинской церкви, Харлампиевского собора, церкви Успения и Рождества Пресвятой Богородицы. По словам Лидии Кучугуры, с ними перекликаются некоторые современные церкви. Например, церковь Святого Михаила Архистратига (Левый берег) своей архитектурой напоминает храм Успения Пресвятой Богородицы. Это своего рода попытка вернуться к утраченным истокам.

Читайте также:  Открылась конференция

Главными православными святынями Мариуполя являлись икона «Святой Георгий воин с житием» (оригинал иконы датирован, предположительно, ХІ веком) и икона «Божьей Матери Одигитрия», которые сопровождали греков во время переселения из Крыма в Приазовье.

С оригинала иконы «Святой Георгий» специально для краеведческого музея была сделана фотография размером один к одному. Оригинал хранится в Национальном Художественном музее Украины в Киеве, так как он представляет огромную культурную ценность не только для Приазовья, но и для всего православного мира. Кроме того, икона была представлена на выставке «Слава Византии» в Нью-Йорке в 1997 году от Украины. Копия рельефа иконы «Святого Георгия» изготовлена в 2004 году и сейчас находится в самом старом храме региона в честь Михаила Архистратига в с. Урзуф. Существует предположение, что икона была родовой ценностью самого митрополита Игнатия, с которой он не расставался до своей смерти.

Благодаря иконе «Божьей Матери Одигитрии» раньше представлял большой интерес для паломников. Ведь она считалась чудотворной, ей делали подношения, а во время празднования Успения Пресвятой Богородицы к ней стекались не только многие христиане Мариупольского уезда, но и казаки Войска Донского. Считается, что мусульмане-татары во время начала переселения греков просили митрополита оставить икону в Крыму. Поэтому Игнатий, опасаясь нападения с их стороны, вез образ с собой, спрятанный в бочке, хотя это было недостойно, ведь иконы принято с честью носить на руках. Она, как и другие богородичные иконы, имела драгоценный оклад. В Мариупольском краеведческом музее сохранился снимок с иконы, выполненный в 1914 году. После упоминания в 1918 году о ней ничего не известно.

Читайте также:  Пастух и пастырь

Кроме того, на выставке можно увидеть также и другие иконы, которые являются святынями для православных мариупольцев: «» (XVIII в.), «Спас Вседержитель» (ХІХ в.), «Святой Николай Чудотворец» (ХІХ в.), икона Божьей Матери «Троеручица» (конец ХІХ – начало ХХ в.).

«Из вещей совершенно необычных, но со своим интересным ароматом времени и истории – вот этот предмет – мраморная плита с обетной надписью», — говорит научный сотрудник музея. На ней указаны имена пяти греков из Крыма, которые совершили паломничество в 1726 году (предположительно в ). Весит такая плита около 7 кг. Два года они путешествовали вместе с ней, выехав из Крыма, до обретения места поселения в Мариуполе, а потом отдали ее на сохранение в церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Ценным памятником истории является и книга «Поучение Иоанна Златоуста» (1798 г.), которая была найдена вблизи церкви Успения Пресвятой Богородицы и передана в музей священником Свято-Троицкого храма Александром Новиковым в 2012 г.

Большой интерес также заслуживают экспонаты, напрямую связанные со святителем Игнатием, например, кресло (XVIII в.), которое по преданию принадлежало митрополиту и хранилось в Харлампиевском соборе Мариуполя.

В 50-е гг. XIХ в. Одесское общества истории и древностей стало создавать галерею деятелей Новороссии. Тогда был написан портрет митрополита Игнатия по тому образцу, который хранился в Успенском скиту в Бахчисарае. В 1965 году, благодаря усилиям сотрудника краеведческого музея, этот портрет был передан в Мариуполь, в котором он находился в данный момент.

Читайте также:  По итогам регионального конкурса выпущен буклет

Также экспонируется литография, выполненная в 1861 году, когда греки стали забывать митрополита Игнатия. И чтобы оживить этот интерес и отдать должное митрополиту, студент Феоктист Хартахай (позднее – организатор мужской и женской гимназий в Мариуполе) издал статью и портрет Игнатия в журнале «Иллюстрация». В ней он напомнил, что имеет большие заслуги перед греками Приазовья. На сегодняшний день это самое известное изображение Игнатия, оставленное нам историей.

На выставке представлены обязательные атрибуты богослужения, церковная утварь того времени: крест напрестольный, лампада, потир, дискос, звездица, ладаница,  кация и другие.

Благодаря каждодневному труду сотрудников музея, неравнодушных людей, которые с почитанием относятся к своему прошлому, нам удалось сохранить небольшую частичку своей истории и души. Поэтому каждый из нас может прикоснуться к ней и извлечь полезные уроки.

Каждый город имеет свою специфику, социально-культурные особенности. В летописи нашего города почетную страницу занимает греков Приазовья. Такой «странички» нет ни в одном другом городе, в этом – уникальность Мариуполя, которую мы должны подчеркивать. Ведь знание и почитание своей истории, многовековых традиций дает почву для понимания каждым из нас, кто мы такие и ради чего мы живем.

Нина Сусол

Православные святыни старого Мариуполя
Православные святыни старого Мариуполя
Православные святыни старого Мариуполя
Православные святыни старого Мариуполя
Заведующая отделом истории края с древнейших времен до 1917 г. Лидия Ивановна Кучугура рассказывает о выставке
Заведующая отделом истории края с древнейших времен до 1917 г. Лидия Ивановна Кучугура рассказывает о выставке
Православные святыни старого Мариуполя
Православные святыни старого Мариуполя
Православные святыни старого Мариуполя
Православные святыни старого Мариуполя
Кресло (XVIII в.), которое по преданию принадлежало митрополиту Игнатию
Кресло (XVIII в.), которое по преданию принадлежало митрополиту Игнатию
Атрибуты богослужения и церковная утварь того времени
Атрибуты богослужения и церковная утварь того времени
Иконы, которые являются святынями для православных мариупольцев: «Архангел Гавриил» (XVIII в.), «Спас Вседержитель» (ХІХ в.), «Святой Николай Чудотворец» (ХІХ в.), икона Божьей Матери «Троеручица» (конец ХІХ – начало ХХ в.)
Иконы, которые являются святынями для православных мариупольцев: «Архангел Гавриил» (XVIII в.), «Спас Вседержитель» (ХІХ в.), «Святой Николай Чудотворец» (ХІХ в.), икона Божьей Матери «Троеручица» (конец ХІХ – начало ХХ в.)
Атрибуты богослужения и церковная утварь того времени
Атрибуты богослужения и церковная утварь того времени
Православные святыни старого Мариуполя
Православные святыни старого Мариуполя
«Поучение Иоанна Златоуста» (1798 г.)
«Поучение Иоанна Златоуста» (1798 г.)
Мраморная плита с обетной надписью
Мраморная плита с обетной надписью
Мраморная плита с обетной надписью
Мраморная плита с обетной надписью
Напрестольное Евангелие (1748 г.)
Напрестольное Евангелие (1748 г.)
Фотография иконы «Святой Георгий воин с житием» (оригинал иконы датирован, предположительно, ХІ веком)
Фотография иконы «Святой Георгий воин с житием» (оригинал иконы датирован, предположительно, ХІ веком)
Фотография иконы Божией Матери «Одигитрия»
Фотография иконы Божией Матери «Одигитрия»
Оклад иконы «Святой великомученик Георгий Победоносец» (XIX в.)
Оклад иконы «Святой великомученик Георгий Победоносец» (XIX в.)
Потртет святителя Игнатия Мариупольского
Потртет святителя Игнатия Мариупольского

Фото: Александр Кулик

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Шукаємо патронатних вихователів!

Шукаємо патронатних вихователів!

Про те, що притулки та інтернати – не найкраще місце для виховання дітей, говорять давно. Та поки що, крім прийомних сімей та дитячих будинків сімейного типу, альтернатив у дитини, яка опинилася без батьківської опіки не було. Проте в Україні вирішили запровадити таке новаторство, як патронатна родина.