Главная / Наш город / Раиса Божко: вопрос не в том, кто проводит расследование журналист или историк…

Раиса Божко: вопрос не в том, кто проводит расследование журналист или историк…

В средствах массовой информации города Мариуполя, не так давно, прошла рекламная кампания фильма «Тайны казацкого храма». Наши соотечественники проводят журналистское расследование, связанное с историей нашего города и историей Мариупольских храмов.

Вопросы:

1. С точки зрения профессионалов историков, археологов, музейных работников — является ли журналистское расследование прочным основанием для того, чтобы на нём строить серьезные исторические выводы?

— Вопрос не в том, кто проводит расследование журналист или историк. Главное заключается в том, какими методами оно проводится и на каких принципах основывается.

2. Если есть необходимость проверить некоторую гипотезу об истории давностью в пол-тысячелетия, какие методы исследований применяют историки?

— История, как наука, оперирует определенными методами исследования. Используются сравнительный, системный, типологический, хронологический, ретроспективный и другие методы. Очень важны принципы исторического исследования: принцип опоры на исторические источники, принцип системности, историзма… Начиная работу над какой-либо темой логично поставить вопрос: «Имеются ли исторические предпосылки того или иного явления?» В нашем конкретном случае, авторы фильма должны были задуматься и попытаться найти ответы на ряд вопросов:

-какова была историческая обстановка в крае 500 лет назад?

— кто проживал на территории будущего города?

— какому государству принадлежали эти земли?

— проживали ли здесь казаки или иное православное население постоянно?

А ответы на эти вопросы содержат следующую информацию. С XV до конца XVIII века земли Приазовья и Причерноморья входили в состав Крымского ханства. В конце XVI века в Северном Приазовье обосновываются ногайцы, перекочевавшие из Поволжья. В устье реки Кальмиус документы фиксируют «город Калмиюс» – центр Дивеева улуса. Сведений о пребывании запорожских казаков на нашей территории в документах не обнаружено. В такой обстановке, естественно, церковь не могла быть построена.

Журналистское же расследование выстроено в противоположном направлении. Основываясь, на сведениях, полученных из сновидения, авторы фильма подбирают доказательства своей версии.

3. В фильме показан документ, датированный 1754 годом и подписанный митрополитом Тимофеем (Щербацким)? Возможно ли, на основании этого документа делать какие-то выводы о том, что до XVIII века могло сохраниться здание казацкого храма XVI века?

Читайте также:  Преподобномученицы великая кн. Елисавета и инокиня Варвара

— В документе от 9 февраля 1754 года, подписанном Киевским митрополитом Тимофеем (Щербацким), содержится распоряжение: «…в Кальмиусе походную во имя святителя Христова Николая церковь строить по примеру армейских полковых походных церквей…». В нем ничего не сказано об иной, более ранней церкви. Наоборот, подчеркивается, что на момент составления документа храма в Кальмиусе не было: «Пока же оная церковь совершенно состроится… дабы в оном Кальмиусе без преподаяния находящиеся казаки треб христианских и без слушания церковного пения не были, имеющуюся в Сечи Запорожской походную старую церковь в оной Кальмиус перевезти и, место освятив, расставить…».

Есть еще один документ по этой теме. Это рапорт кальмиусского полковника Андрея Порохни кошевому атаману Данилу Стефанову от 16 мая 1754 года, в котором полковник сообщает, что походная (передвижная) церковь с иконостасом из «хрящу» (хрящ – толстый холст) уже находится в готовности. Полковник жалуется на отсутствие в Кальмиусской паланке леса и просит направить в Кальмиус древесину на изготовление престола, церковных дверей, лав «на сырно» (стол), а также «пал» для «огорожи церкви и паланки». В рапорте также сообщается, что писарь Данило Маленовский с казаками посланы за антиминсом и образами для церкви. Если предположить, что церковь здесь уже была ранее, то нужды в новом антиминсе и иконах не было бы. Это даёт возможность утверждать, что 1754 год и является временем создания запорожского храма.

В этом же рапорте есть слова, которые трактуются сегодня неоднозначно. Приведем их полностью: «Да при сем же вашей панской велможности [Данилу Стефанову] обявляю, что владений Калмиюском, не имевши удобного как и к церкви, и к паланце дерева, яко еще за великим разстоянием в товщ Самарскую отсюдова ехать, в крайней обедшалости состоит. А яко весма по способности полковнику новоселянскому следующим людем до моря накласт на вози и присилать в Калмиюс, того ради вашей велможности покорнейше прошу, даби находящаяс в Калмиюсе как церков, яко и паланка не била в обедшалости, по своем високомилстивим разсмотрением писмено приказат полковнику». Устаревшее слово «обедшалость», некоторые исследователи толкуют как «ветхость, старость, древность». На этом основании они, вслед за известным исследователем старины А.А. Скальковским, считают, что Свято-Николаевский храм казаки возвели в древности, а в 1754 году лишь восстановили обветшавшее здание. Заметим, что в словаре русского языка XI – XVII вв. (Москва, 1987) данная транскрипция отсутствует. Исходя из контекста фильма «Тайна казацкого храма» – якобы этот «обедшавший» храм и нашли авторы.

Читайте также:  Состоялось открытие курсов для учителей ОШ по Христианской этике (Фото)

4. Можно ли представленную гипотезу проверить, используя методы археологического исследования?

— Несомненно. В археологии есть основополагающее понятие – стратиграфия памятника или последовательность залегания слоев, относящихся к разным периодам его существования. Более ранние слои залегают, естественно, глубже. Уже три года краеведческим музеем при поддержке волонтеров рядом с упоминаемыми остатками дома ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружены многочисленные следы пребывания здесь казаков. Они залегают на глубине более метра в культурном слое XVIII века. Ниже – материалы раннего средневековья и эпохи каменного века.

Развалины дома, которые объявлены бывшим храмом, стратиграфически находятся выше слоя XIX в., который отмечен обширной мостовой. А это свидетельствует о том, что они не являются историческим памятником. Наши выводы подтверждены и заведующим отдела охраны памятников Донецкого областного краеведческого музея С.М. Дегерменджи. Об этом по запросу Управления культуры и туризма Мариупольского городского совета было составлено соответствующее заключение.

5. Какая роль отводится в историко-археологических исследованиях таким данным, как рассказ «очевидца»?

— Свидетельства старожилов имеют место, прежде всего, в краеведении, как вспомогательной исторической науке. При этом необходим критический подход к источнику информации. Например, попытка авторов найти свидетельства о древней церкви у женщины почтенного возраста, не убедительна. Говоря о старой церкви «за энергонадзором», она, несомненно, имеет в виду Свято-Харлампиевский , взорванный в 1937 году. О нем ей рассказывали также отец и дед. А казацкая церковь при их жизни уже не существовала.

6. Насколько относительным является понятие «краевед», необходимо ли специальное образование или достаточно иметь публикации и быть признанным другими «краеведами»?

Читайте также:  Неделя третья Великого поста, Крестопоклонная. Нести крест - значит любить

— Краевед – человек, изучающий свой край его историю и природу. При краеведческом музее работает Мариупольское краеведов, которое объединяет людей, увлеченных историей края. Это представители самых разных профессий, тринадцать человек являются членами Национального Союза краеведов Украины. Каждый занимается той или иной темой, работает в архивах и библиотеках, собирает свидетельства старожилов, изучает сохранившиеся исторические памятники, архитектурные объекты. Многие имеют публикации, книги. Ежемесячно мы собираемся для того, чтобы поделиться находками, услышать оценку товарищей, получить советы. Это нормальный процесс, позволяющий избежать досадных ошибок. Среди краеведов есть очень талантливые исследователи, которые оказывают большую помощь музею, в том числе и по вопросу восстановления истории Свято-Николаевского храма.

7. Кто может выступать экспертом по найденным артефактам? Чем должно подтверждаться экспертное решение и каков порядок его оформления?

Предметы, обнаруженные во время съемок фильма

Предметы, обнаруженные во время съемок фильма

Предметы, обнаруженные во время съемок фильма

Предметы, обнаруженные во время съемок фильма

Предметы, обнаруженные во время съемок фильма

Предметы, обнаруженные во время съемок фильма

— Обнаруженные во время съемок предметы сейчас переданы в Мариупольский краеведческий музей. Для сотрудников фондов уже первого взгляда достаточно, чтобы усомниться в их древнем происхождении и функциональном назначении. Так, например, предмет, представленный в фильме как лампада, таковой не является. Это толстостенная тяжелая емкость с двумя ручками и нарезным отверстием в донной части для прикручивания к основанию. Монеты – середины XVII в. Но это солиды («боратинки») Речи Посполитой, чеканившиеся на монетных дворах Польши и Великого княжества Литовского. Какое они имеют отношение к нашей территории? Бронзовый четырехконечный – деталь неопределенного предмета – имеющий длинную резьбу на стержне, а это говорит о том, что он изготовлен не ранее XVIII в. Переданы также фрагменты складня и нательной иконки. Они получили широкое распространение также в более позднее время в XVIII – начале XX вв.

Историческую и оценочную экспертизу имеют право проводить специалисты, имеющие соответствующую лицензию. Это дорогостоящая услуга. Музей не имеет возможности её оплачивать. И она в данном случае нам не нужна. Если кто-то усомнится в нашем определении, мы предоставим возможность ознакомиться с предметами.

Р. Божко

заместитель директора Мариупольского краеведческого музея по научной работе

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Торжественное мероприятие, посвященное памяти митрополита Игнатия

Торжественное мероприятие, посвященное памяти митрополита Игнатия

18 февраля 2017 года в мариупольском ДК «Молодёжный» прошел торжественный вечер, посвящённый памяти основателя города Мариуполя Святителя Игнатия Мариупольского.