Главная / Библиотека / Статьи / Святые / Игумен Русской земли

Игумен Русской земли

По земным меркам, Сергий был уже глубоким старцем, годы его приближались к восьмидесяти, однако он не ослабевал ни душою, ни телом. Напротив, восходил из силы в силу. Немощная старость — умственная тупость и физическая дряхлость — грозят тем, кто смолоду обременяет и изнуряет себя грехами. А угождавший Всевышнему с детства святой Сергий, как свидетельствует , поскольку состаревался возрастом, постольку обновлялся усердием, не побеждаемый бременем лет; напротив того, дни его, протекая один за другим, в непрерывном усовершенствовании, были как ступени, приближавшие его к Богу.

Преподобный Сергий Радонежский
Преподобный Сергий Радонежский

Однако и великий Радонежский духоносец должен был перейти в вечность путем всякой плоти. За полгода Господь возвестил избраннику Своему о дне его кончины. Времени было достаточно для того, чтобы авва Сергий успел позаботиться о незыблемости устроения Троицкой обители и передать руководство ею своему лучшему ученику, преподобному Никону. Уже перед кончиной великий авва преподал прощальное наставление братии — простое, ясное, спасительное: неколебимо пребывать в Православии, хранить единомыслие друг к другу, чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, отдаляться от нечистых помыслов, воздерживаться в пище и питие, наипаче украшаться смиренномудрием, страннолюбия не забывать, избегать словопрений и ни во что вменять славу жития сего временного, но вместо сего ожидать от Бога награды и вечных благ.

Земных имуществ Радонежский не имел. Драгоценнейшее же свое достояние — духовных детей своих — он завещал Вселюбящему Небу, сказав им: Предаю вас Господу и Пречистой Его Матери, да будут вам прибежищем и стеною от сетей вражиих.

Спокойно, обстоятельно и радостно готовился верный служитель Божий к переходу в иной мир. В самый последний миг земного жития святой Сергий приобщился Животворящих Христовых Таин, и в дыхании молитвы переселилась его душа в блаженную вечность. Тело усопшего духоносца благоухало, лицо его казалось живым, да он и был живее всех, кто рыдал вокруг его гроба, кто еще должен был продолжать тяжкий путь по многоскорбной земле. Ученик великого аввы преподобный Епифаний Премудрый говорит: Сам он был подвижником на пути Небесного Царствия и исполнил пустыню добродетелями многих. Не похваляем его, как бы требующего похвал, но просим только: да помолится о нас сей истинный подражатель Христов.

Как от благословения живого аввы Сергия, так и от гробницы его продолжались непрерывные чудеса исцелений от болезней душевных и телесных. Вскоре же после его кончины один из его учеников узрел дивное: Преподобный Сергий стоял на своем обычном игуменском месте и пел молитвы вместе с иноками. Радонежский авва оставался вместе со своей братией, Всероссийский игумен остался с русским народом.

Читайте также:  После Троицы

Смиренный подвижник с лесной Маковицы, он стал зиждителем замечательной школы русского духа — Троице-Сергиевой Лавры, из стен которой вышло более ста церковных иерархов, архипастырей стада Христова. Святитель Филарет Московский говорит: Великий отец наш Сергий как бы в некоторое вознаграждение Православной Церкви за то, что не отдал ей в епископство самого себя, в обилии возращает под сению своею сынов послушания и разума духовного, которых потом избрание церковное призывает к епископству. После кончины Радонежский авва и сам как бы выполнил долг послушания святителю Алексию, звавшему его на Русскую митрополию: Преподобный Сергий первенствует в Небесной Руси, являясь словно бы Горним митрополитом, Небесным Первосвятителем нашей родины. И в то же время он бесконечно близок каждому из православных русских людей, как близок отец детям.

Дерзновением к Живоначальной Троице обладал и обладает Преподобный Сергий, потому что он сам явился живой обителью Троического Божества. Каждый человек, достигший святости, становится подобным храмом Господним, но лишь в редчайших избранниках так явственно проступают черты всех трех Божественных Ипостасей. Святой Сергий подвигами благочестия стяжал Духа Святого, в полноте боголюбия осенился Любовью Небесного Отца, прошел жертвенный путь служения людям, каким шел . Создатель монашеской Троицкой обители, он всю желал преобразить в Дом Троицы Живоначальной.

Читайте также:  Первомученик и архидиакон Стефан (†ок.34)

Избранник Всевышнего, Преподобный Сергий был и кровным сыном своего народа, воплотив все лучшие черты и стремления русского духа. Всероссийский игумен — такое звание и поприще могло явиться только в стране, желавшей стать единым монастырем, обителью Господней. Такова была Святая Русь, благолепнее княжеских хором украшавшая храмы Божии, выше всех званий почитавшая звание иноческое, выше всех сладостей — молитву, выше всех служб — служение ближним, отечеству и Всевышнему. Даже жизнь мирян, жизнь святорусских семейств была организована по-монашески: со строгой домашней иерархией в послушании младших старшим, с долгими молитвами у семейных божниц, с непременным посещением храма, с жизнью в церковном кругу постов и праздников, с усердным трудом во славу Божию. На Святой Руси было несметное множество лаиков — иноков в миру, и среди земной суеты хранивших истинное благочестие.

В таком народе могли быть восприняты и широко распространиться отеческие уроки аввы Сергия. Пусть и не в отточенной форме исихастской практики, а в простой премудрости: без Бога ни до порога — каждый христолюбец мог усвоить преподаваемую Радонежским духоносцем живую и непрестанную память о Всевышнем, которой должно выверять каждое дело, каждый шаг, каждую мысль. Как свою Троицкую братию, так и весь русский Преподобный Сергий учил общежительству — совместному и совестному житию в Христовой Любви, перед которой должны обратиться в ничто все раздоры между братьями о Господе. Священной наукой своей авва Сергий выкорчевывал из Русской земли смертный грех междоусобиц, ввергший ее под ордынское иго, навлекавший на нее гнев Бога Правосудного. Игумен всея Руси соединял своих бесчисленных духовных детей крепчайшей, единственно возможной для русского народа истинной связью — верой Православной, истиной Божественной.

Преподобный Сергий — величайший герой и вождь русского народа. Но в его облике нет никакого внешнего блеска и треска, которыми обычно наделены «вожди и герои» суетного мира. Он не разъезжал на белом коне и не швырял в толпу лозунгов и манифестов, вообще не совершал эффектных поступков. В нем нет никакой «романтики», никаких пламенных «страстей»: есть только православная трезвенность. Он ни над кем не превозносился и собственному иноку-послушнику, и невежественному крестьянину, и нищему, и ребенку готов был служить, как купленный раб. Он не произносил зажигательных речей, не навязывал своих наставлений, тем более не насиловал ничьей воли: с тихим духовным словом обращался только к тому, кто хотел его слушать. Скромный и убогий монашек, «последний из людей» — таков был с виду этот исполин духа. Небесный человек — он унизился и смирился до конца, гнушаясь всякой славой и честью, чтобы только Сам Бог прославлялся в нем. Величие его, непонятное слепым сынам века сего, неизмеримо, нетленно, Божественно.

Читайте также:  Сергий Радонежский: как солнце отечеству воссиял

Тихая поступь Преподобного Сергия, который пешком месил пыль и грязь русского бездорожья, отозвалась в истории громче топота орд и полчищ. Смиренное христианское делание Радонежского игумена для державного строительства оказалось несравненно действеннее любых политик и экономик. Авва Сергий давно окончил земное житие, но вечно длится его стояние за Русскую землю. Мы знаем, что во времена страшнейших бедствий России он всегда снисходил к ней на помощь с Горних высот. Могучий Небесный воин, заступник наш, он поможет, он спасет нас и сейчас, но только если мы сами, по доброй воле, всем сердцем, со слезами покаяния и любви воззовем к его предстательству: Аще бо и недостойни есмы толикого отца и ходатая, но, подражатель быв человеколюбия Божия, да сотворит ны достойны чрез обращение от злых дел к благому житию; чтобы в радости могли мы именовать его: Возбранный от Царя сил Господа Иисуса, данный России Чудотворче предивный, Преподобне отче Сергие! Аминь.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Святые праведные Иоаким и Анна

Святые праведные Иоаким и Анна

Иоаким и Анна не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели и пла­ка­ли об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. На протяжении 50 лет их брака супруги только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю.