Главная / Библиотека / Статьи / Праздники / Радиожурнал – Троицкий Благовестник. Крестовоздвижение

Радиожурнал – Троицкий Благовестник. Крестовоздвижение

Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло в IV веке при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан. О том, как складывалась установления праздника Крестовоздвижения в материале Серафима Шандрова.

Равноапостольный , с помощью Божией одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — с надписью «Сим победиши». Константин горячо желал отыскать , на котором был распят , и направил на Его поиски в свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя царица к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения.

Воздвижение Животворящего Креста ГосподняРимские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены

  • Гроб Господень,
  • неподалеку от него три креста,
  • дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Пилата
  • и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.
    Так как дощечка была отдельно от крестов, то невозможно было определить какой же Крест Господень.

Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты один за другим к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий крест, то она тотчас исцелилась. Случилось, что в это время несли тело для погребения. Тогда стали возлагать кресты на умершего; и когда возложили третий крест, покойный ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.

Читайте также:  «Грядый Господь на вольную страсть»: Страстная седмица

Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, то есть воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя бы издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», поклонялся Честному Древу.

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу.Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма — она скончалась в 327 году. Храм был освящен 26 сентября (по новому стилю) 335 года. На следующий день, 27 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Крест – у каждого свой, но один для всех. Одному Крест стал орудием смерти, а всему миру – орудием спасения. Крест – это видимый знак и знамение Церкви. О том, каков главный смысл празднования Воздвижения Креста Господнего я говорил с кандидатом педагогических наук, прихожанином Свято-Троицкого храма Сергеем Плотниковым.

События праздника Крестовоздвижения непосредственно отобразился в иконографии. О том, как этот праздник нашел отражение в искусстве православной иконописи, рассказывает Нина Сусол.

Существуют иконы, которые изображают сразу несколько событий. Это не только Воздвижение Креста Христова, но и его обретение. Традиция отображения на одной и той же иконе разновременных событий была обычным приемом, поэтому не приводила к трудностям прочтения образа. Она существовала вплоть до 15 века.

На иконе Воздвижения Животворящего Креста по-разному изображается чудо удостоверения в подлинности Креста Христова. Иногда это не воскресший покойник, а старец, исцеленный от тяжелой болезни прикосновением к Кресту.

Традиционная иконография Крестовоздвижения изображает лишь момент поднятия обретенного Креста. Совершенный патриархом Макарием чин – Воздвижение Креста – составляет основу изображения на иконах праздника и навечно запечатлен в церковном обряде совершения праздника.

Читайте также:  Два Евангельских Лазаря: почему не воскресают мертвые сегодня?

Воздвижение Животворящего Креста Господня

В византийской иконографии Воздвижение Креста изображается как торжественное во главе с епископом, который держит Крест не над головой, а перед собой. При этом византийские художники создавали отвлеченный образ епископа, а не конкретно патриарха Макария. Иногда на иконах Крестовоздвижения изображали Иоанна Златоуста. Причиной этого, возможно, является тот факт, что память святителя также приходится на 14 сентября. На иконах византийцев изображение святой Елены и ее сына отсутствуют. Воздвижение Животворящего Креста Господня

Византийские композиции Крестовоздвижения встречаются почти исключительно в миниатюрах рукописей.

Самый ранний сохранившийся до наших дней русский образ Воздвижения креста — новгородская икона конца XV века из числа святцев Софийского собора. Она является памятником сложной, детально разработанной иконографии. В центре иконы – архиепископ, который воздвигает Крест при огромном стечении народа и в присутствии Константина и Елены. Букет цветов, который святитель на иконах держит вместе с воздвигаемым крестом, судя по письменным источникам, издревле украшал крест во время богослужения в день 14 сентября. Конкретные упоминания указывают, что для этого брали траву иссоп и васильки — цветы, символизирующие царскую власть.

Воздвижение Животворящего Креста Господня

С конца XVI века распространяется особый вариант иконографии Крестовоздвижения, ставший популярным в поздней русской иконописи. Крест в иконах XVII-XVIII веков выделяется особо большим размером, достигающим человеческого роста. Здесь отразилось стремление представить Истинный Крест, на котором был распят Христос, ту самую обретенную в Иерусалиме святыню.

Воздвижение Животворящего Креста Господня

«Бог гордым противится, смиренным же – дает благодать» — говорил апостол Петр (Пет.5:5). Гордыня является главным источником бед всего человечества. И только путь смирения – является путем Креста, единственным путем христианина ко спасению.

Смирение – это доверие к Богу, благоговейное принятие Его Божественной воли. Напоминанием этого и является для нас праздник Крестовоздвижения.

Что поется в день Крестовоздвижения?

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, /
победы православным христианом на сопротивныя даруя /
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Читайте также:  Вознесение Господне

Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё, / победы верным над неприятелями даруя / и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, /возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, /пособие имущим Твое оружие мира, /непобедимую победу.

Вознесенный на Крест добровольно, / соименному Тебе новому народу / милости Твои даруй, Христе Боже; / возвесели силою Твоею верных людей Твоих, / подавая нам победы над врагами, /в помощь имеющим от Тебя, / оружие мира, непобедимую победу.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Припевы

Величай, душе моя, пречестный Крест Господень.

Ирмос 9-й песни

Таин еси, Богородице, рай, / невозделанно возрастивший Христа, / Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. / Тем, ныне возносиму, / покланяющеся Ему, Тя величаем.

Ты, Богородица, – таинственный рай, / невозделанно произрастивший Христа, / Которым на земле насаждено / Креста живоносное древо; / потому ныне, при воздвижении его, / поклоняясь Ему, мы Тебя величаем.

Песнопения Кресту Господню

Хор Православного Братства во имя Архистратига Михаила

Тропарь Кресту

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Причастен Крестовоздвижению и в Неделю Крестопоклонную
Кондак Кресту

Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу.

Кресту Твоему

Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и МДА

Радуйся Живоносный Kресте

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, oружие непобедимое, бесов сопротивоборче: слава мучеников, преподобных яко воистинну удобрение: пристанище спасения, даруяй миру велию милость.

Радиожурнал «Троицкий Благовестник» подготовили

Нина Сусол, Серафим Шандров и .

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Главные слова праздника Рождества Божией матери

Текст службы Рождеству Божией матери в 2017 году и основные песнопения праздника. Служба Рождеству Божией матери (Великая вечерня, лития, утреня и Литургия) составляет праздничное богослужение. Текст содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.