Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 14-я по Пятидесятнице. О брачном пире

Неделя 14-я по Пятидесятнице. О брачном пире

Мф., 89 зач., 22, 1–14
Сказал Господь такую притчу: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

Рассказав притчу о злых виноградарях – иносказательную историю о том, что Он будет убит начальниками народа, Господь посмотрел на книжников и фарисеев и сказал им: «Отнимется от вас и дано будет народу приносящему плоды его». А затем предложил еще одну притчу – о званных на брак, с одной стороны она продолжила обличения тех, кого Господь воспитывал на протяжении веков через закон и пророков, а с другой, относится к нам с вами – к тем, кто составляет Новозаветную Церковь и кого Господь призывает в Свое Царство.

Если в притче о виноградарях образом Бога Отца являлся хозяин виноградника, то в притче о званных на брак это царь, который сделал брачный пир для своего сына. Причем и в греческом и в церковно-славянском тексте брачные торжества или браки, на которых приглашаются званные, имеют множественную форму, потому что всякий человек, который слышит приглашается к духовному единству с Христом Спасителем. Мы видим, что сразу в нескольких евангельских притчах, учение о Царстве Божьем дано Господом через образ брачного пира. А еще раньше, в Ветхом Завете книга Песня песней идеал единства души и Бога раскрывала через лирику любви. Согласно толкованию святителя Григория Нисского премудрый Соломон, в книге Притч представив в слове саму Премудрость повествующею о Себе (Ведь это одно из имен Божьих – прим.М.Б.), после, в Песне песней (которая по слову святителя обещается научить нас тайнам тайн) «начинает приуготовлять юношу к таковому сожительству, повелевая ему иметь уже в виду Божественное брачное ложе. Ибо говорит: не остави ю, и имется тебе; возжелей ея, и соблюдет тя. Огради ю, и вознесет тя; почти ю, да тя обимет; да даст главе твоей венец благодатей, венец же сладости защитит тя (Прит. 4, 6. 8-9). Сими брачными уже венцами украсив невесту, повелевает быть неразлучным с нею, говоря: егда ходиши, води ю, и с тобою да будет; егда же спиши, да хранит тя, да востающу ти, глаголет с тобою» (Прит. 6, 22).

Читайте также:  Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Бог не оставляет страдающего

И вот Господь Бог призывает человека к полноте бытия – призывает к Себе. В истории Бог неоднократно обращался к Своему народу через Своих слуг – пророков. Но как отвечал человек? Также как в притче: кто-то пошел на поле, кто-то занялся торговлей. Этим людям не нужен был Бог в их жизни, только мешал. Так ведь и сейчас, люди зачастую полагают, что сначала они будут заниматься своими делами, а уж потом, когда-то, наступит время для духовной жизни. Но ведь еще в Ветхом Завете дана заповедь: «шесть дней делай дела свои, а день седьмой Господу Богу твоему». А в Новом Завете Господь говорит что и этого мало: «Ищите прежде всего Царство Божие, а остальное все приложится вам». Если нет самого главного – нет присутствия Бога в жизни, то для чего же тогда все остальное, для чего все заботы которыми обременяет себя человек. Но человек не только не прислушивается к пророкам и Слову Божьему, человек не только не ищет Царство Божие, но его раздражает то, что мешает ему жить своей земной жизнью и напоминает о небесном призвании – в притче рабов царя побивают камнями и даже убивают, именно такой и была в большинстве участь ветхозаветных пророков. И вот разгневанный царь посылает войска и сжигает город убийц – это в притче. А в истории, в семидесятых годах, Римские войска разрушили и сожгли храм. Радовался ли этому Господь? Нет, Господь не радуется погибели человеческой и в дни земной жизни Господь печалился о том что не узнал дней своего посещения – не узнал что служит к его миру. А когда Господа вели на казнь, Он сказал женщинам, что стояли по сторонам Его крестного пути, чтобы они не плакали о Нем, но плакали о себе и об Иерусалиме. отверг Христа и сам оказался отвергнутым.

Читайте также:  Воскресный Апостол. Неделя 7-я по Пятидесятнице

Итак, когда званные оказались недостойными и город их был разрушен, тогда на брачный пир позвали всех кого только нашли на дорогах и перекрестках. Тогда пир наполнился и добрыми и злыми. И действительно в Церковь Христову призваны все – и праведники и грешники, добрые и злые. Но это не вечное состояние Церкви, оно продлится до Страшного суда. В одной из притч Господь сравнил Царство Божие (Мат. 13, 47-50) с неводом закинутым в море и наполненным самой разной рыбой. На берегу – в конце всех времен, хорошее полагают в сосуды а худое выбрасывают. В другой притче – о пшенице и плевелах, при жатве – кончине века, пшеницу убирают в житницу, а плевелы связывают и сжигают. Вот и в притче о званных на брак не все приглашенные остаются на пиршестве. Царь видит человека одетого не в брачную одежду. «Друг – обращается Царь к нему, как ты здесь оказался?» Вот как относится к человеку Бог, Он называет нас своими детьми и своими друзьями. Но что означает отсутствие брачной одежды? Иногда толкователи ссылаются на древний восточный обычай приглашенным на брак давать еще и соответствующее случаю одеяние. Но ведь это не того что было в действительности, это образный рассказ в котором земное свидетельствуют о небесном. В притче могут присутствовать символы и аллегории, но самое главное – это общий смысл рассказа. И понятно, что человек без брачной одежды просто не соответствовал своему призванию. И он не мог ничего сказать в ответ, он молчал. Это сейчас человек оправдывает теми или иными обстоятельствами свои ошибки и грехи. Но когда нас спросит Господь, сможем ли мы что-либо сказать в свое оправдание, когда увидим что все, что нам необходимо для спасения, Он нам даровал. Человек остается безответным перед Богом и своим слугам в притче Царь повелевает связать ему руки и ноги и выкинуть его вон – во тьму кромешную. Когда окончится наша жизнь, то уже не будет возможности реализовать свое призвание. Не будет возможности ни направляться к Свету, не творить дела света, время и место для этого – здесь и сейчас.

Читайте также:  Неделя о мытаре и фарисее, начало пения Триоди постной

Но что же означают слова Господа которыми Он закончил притчу: «Много званных, мало избранных». Кто такие званные и кто такие избранные? О призвании и оправдании человека Богом апостол Павел пишет: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал» (.8.30) Неужели одни люди предопределенны – избранны к спасению, а другие нет? Никак! Всех людей призывает Господь Бог к спасению. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» – говорит Господь. Всех зовет к Себе Господь, только от самого человека зависит, как он отвечает и как он трудится над Божьим словом. Преподобный Новый Богослов обращается к ученику Христову и комментируя слова апостола о призвании и предопределении пишет: «И ты призван и предопределен ко спасению, потщись выполнять Божии». Аминь.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Большинству из нас кажется, что мы никому не делаем ничего плохого, хотя на самом деле многих окружающих нас людей мы всячески обижаем, доставляем им неприятности, досаждаем им. Мы не видим того, что с нами происходит. Иногда даже мы хотим человеку сказать что-то, как нам кажется, приятное, а человек от наших слов скорбит.