Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 11-я по Пятидесятнице. О прощении долгов

Неделя 11-я по Пятидесятнице. О прощении долгов

Мф., 77 зач., 18, 23–35
Сказал Господь притчу сию: посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Бог создал человека по Своему образу и подобию. Бог создал человека, для того чтобы тот совершенствовался в радости, любви, для того чтобы человек пребывал в блаженстве единения с Ним, с Богом. От этой неразрывной связи Бога и человека, человека и Бога, собственно говоря, зависит смысл жизни человека. И все наши несчастья, скорби, беды, печали, все наши неудовольствия и вся наша неудовлетворенность жизнью происходят из-за того, что не находится места для Бога в нашем сердце. Все это происходит из-за того, что то, что принес нам с вами, а именно Царство Свое, оказывается для нас закрыто. Когда человек, созданный Богом, потерял рай, из-за того что не захотел жить в любви Божией, а захотел жить по своей гордыне, по своему самомнению, попробовал жить без Бога, что, конечно же, принесло одни несчастья, грех, болезни и, в конечном итоге, смерть, то тогда в мир приходит Сам Господь, для того чтобы принести рай человеку — тот рай, от которого он отказался. Господь его вновь приносит и открывает для тех, кто хочет идти за Ним в Его Царство, . И сейчас мы с вами только что слышали притчу, в которой Сам рассказал о том, что значит быть гражданами этого Царства Божия, как туда возможно попасть.

Притча эта о немилосердном должнике. Духовные вещи очень трудно, практически невозможно объяснить языком. Человек, когда душою своею ощущает благодать Божию, когда Дух Святой озаряет его, то ему слов не надо, он понимает, о чем идет речь. Он понимает, что значит «блаженство быть с Богом», он понимает сладость молитвы, он понимает великую ценность любви — тогда, когда его сердце озарено Духом Святым. Увы, мы с вами далеки еще от тайн Царствия Божия, потому что имеем каменные сердца и греховный ум. Но Господь просвещает нас с вами Своим светом, для того чтобы мы познали эти тайны Царствия Божия и стремились к тому, чтобы Царствие Божие было внутри нас.

Читайте также:  Неделя 4-я по Пасхе о расслабленном

Так, в слышанной сегодня нами притче Господь Иисус Христос на примере человеческих взаимоотношений, может быть, даже можно сказать — жестоких человеческих взаимоотношений, предупреждает нас о том, какими мы ни в коем случае не должны быть. Господь предупреждает нас, чтобы мы ни в коем случае не были немилосердными. Потому что немилосердие перечеркивает для человека возможность войти в Царствие Божие. Даже в известном сказании о мытарствах Феодоры, где описывается, образно, как человеческая после разлучения от тела проходит различные испытания, отвечая за те грехи и поступки, которые человек совершал в жизни, если человеческая прошла все страшные мытарства и все страшные грехи, самым последним, страшнейшим мытарством является мытарство немилосердия. То есть если человек и не убивал, и не воровал, и никого не осуждал и многого другого не делал, и его оказалась свободна от этих грехов, но если человек был немилосерден, он не войдет в Царствие Божие.

Такой закон Царства Божия. Царь, а именно Сам Господь установил этот закон, и он непреложен. И поэтому мы должны с вами его соблюдать.

В притче (Мф. 18, 23–35) говорится о царе, который решил посчитаться со своими должниками. И призывает одного человека, который ему, царю, должен был огромную сумму — десять тысяч талантов. Эта сумма не знаю с чем сравнима в современном мире, но обычно сейчас говорят — ну, может быть, порядка миллиона или больше миллиона долларов. И тогда должник, у которого ничего не было, начинает умолять и говорить, что нет у меня ничего; а по закону, если невозможно заплатить, то тогда надо было продавать и самого этого человека в рабство, и всю его семью, и все его имение выставлять на торги — то есть полный крах жизни.

Собственно говоря, это — образное указание на состояние наших с вами душ. В своем грехопадении мы попадаем в рабство врагу рода человеческого. Через свое поведение мы соблазняем и своих родных и близких, и оказываемся все опутаны сетями греха, который порабощает нас. Бог дал нам величайшее богатство нашей жизни — он дал нам бессмертную душу, Он дал нам уникальные способности: жить в любви, счастье, блаженстве. И мы это величайшее богатство, которое невозможно никаким денежным человеческим эквивалентом как-то отобразить, растеряли, расточили, истратили ни на что и оказались в результате должниками перед Богом. Потому что мы ничего доброго не сотворили. И что же будет с нами, если Господь спросит с нас? Как мы сможем ответить? Чем мы сможем оплатить? Да ничем.

Читайте также:  Неделя 17-я по Пятидесятнице. Евангелие о постоянстве в вере и молитве

Вот так и этот должник. Он ничего не имел; он только умолял и просил своего господина: «Потерпи на мне!» (см. Мф. 18, 26). Но это похоже, как мы приходим в храм, и самая главная здесь у нас : «Господи, помилуй!» Мы ее повторяем многократно. Потому что нам нечего больше сказать Богу, нам нечем похвалиться. Если мы будем ждать справедливости от Господа, то тогда по справедливости Он должен испепелить нас, за нашу нечистоту, нашу скверность, наши грехи. Мы только обращаемся к Нему, взывая к Его милосердию, а не к справедливости. И на самом деле Господь спасает нас не по справедливости, не по нашим заслугам, а по Своей любви. Потому что Он любит нас.

Естественно, тот должник из притчи — откуда бы он взял эту огромную сумму денег, 10 000 талантов? Но ему прощает его господин. Точно так же, как и нам Господь прощает наши с вами грехи, прощает постоянно. Потому что для того Господь и пришел в мир, и восшел на Крест, и взял на Себя наши грехи, и умер за нас, чтобы нас с вами простить. Поэтому мы все время и просим, и взываем к Его милосердию. И в Таинстве Покаяния получаем это прощение. Душа наша очищается, наши мрачные грехи прогоняются, мы вновь становимся сынами и дочерьми Божиими. Мы уже не должники перед Богом. Нам прощен наш долг. Нет наших грехов, потому что Господь взял их на Себя. Все так.

Но что дальше происходит в этой притче и как это похоже на то, что происходит с нами!

Прощенный должник, выйдя от своего господина, увидел своего товарища, который должен был ему сто монет. Это огромная разница между тем долгом, которому он только что получил прощение, и тем, что ему товарищ должен. Библейские археологи-специалисты подсчитали, что примерно в 500 000 раз разница: ну, если там, может, больше миллиона долларов, то здесь около ста рублей примерно. И вот он хватает этого своего товарища и говорит ему: «Отдай мне немедленно, что ты мне должен! Иначе я поведу тебя к судье, чтобы ты заплатил мне этот долг» (см. Мф. 18, 28–30).

Смотрите, что происходит с человеком.

А что происходит с нами, когда мы не прощаем друг другу? Что происходит с нами, когда мы мстим, когда мы не можем забыть обид, когда мы не можем забыть того плохого, что нам сделали? Когда в наших сердцах, как заноза, сидит наше осуждение других людей? Мы даже слова недоброго в свой адрес простить не можем — что с нами происходит? Для нас открыта дорога в Царство Божие, нам Господь простил все наши грехи, а мы вместо этого хватаем душу своего ближнего и терзаем ее в своей собственной душе — не можем отпустить грехи, которые сделаны против нас. Вот Господь этой притчей и показывает, что тогда будет с нами, если мы не будем прощать друг другу согрешений.

Читайте также:  Димитриевская суббота

Царь, узнав о том, что произошло и как прощенный им должник оказался таким немилосердным, повелевает своим слугам, чтобы этого немилосердного человека взяли и воздали ему по справедливости. И посадили его в темницу, и применили к нему всю строгость закона (см. Мф. 18, 32–34).

Господь Иисус Христос говорит: «Так будет и с вами, если вы не будете прощать друг другу согрешений» (Мф. 18, 35).

Смотрите, как просто, казалось бы, открывается для нас дверь в Царство Небесное. Какой простой ключ. Что нам нужно, чтобы оказаться гражданами Царства Божия? Что нам нужно, чтобы тот рай, который для нас вновь принес Господь Иисус Христос, оказался нашей родиной? Нам нужно прощать друг другу обиды и согрешения, нам нужно не иметь сердца друг на друга, нам нужно не языком своим, а сердцем своим исторгать обиды друг на друга. Недаром в самой главной молитве, которая заповедана нам Самим Господом Иисусом Христом, мы говорим: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Мы не будем иметь права читать эту молитву, если не будем прощать друг другу. И наоборот: может, эта молитва будет нам в страшное осуждение, если мы не будем прощать друг другу свои обиды. Ведь смотрите: «Остави нам долги наша так же, как и мы оставляем должником нашим». Значит, если мы не прощаем, получается, мы Самого Отца Небесного просим — сами просим, чтобы Он не простил нам наших грехов.

Как же так? Мы говорим: «так же»; значит, если я не прощаю, то я в этой молитве, «Отче наш», прошу, чтобы Бог мне не простил моих грехов. Какой ужас. Какой страх. Вдумайтесь только! Поэтому Господь Иисус Христос этой притчей сегодня призывает всех нас заглянуть в свою душу, увидеть, нет ли там немилосердия и гнать из своей души это немилосердие.

Какие же средства у нас для того, чтобы мы это немилосердие могли прогнать из своей души? Эти средства дает нам . Это средство молитвы, средство Таинств церковных, средство покаяния, средство поста. Всем этим, когда мы стремимся исполнять церковные и участвуем в благодатной жизни Церкви, мы укрепляем свою душу на борьбу со всеми страшными грехами, и в первую очередь с немилосердием.

Обратимся же ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, принесшему нам с вами Царство Божие, которое должно быть в нашем сердце, чтобы нам научиться быть милосердными и прощать друг другу обиды и согрешения. Аминь.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 21-я по Пятидесятнице. Легион страстей

Неделя 23-я по Пятидесятнице. Легион страстей

Конечно, прежде всего, нужно понимать этот рассказ именно как реальное событие – как великое чудо, бывшее на самом деле, но нужно постараться извлечь из него и духовные уроки. Каждый из нас может сравнить себя с гадаринским бесноватым, ибо каждый из нас одержим многими страстями. Чем больше человек от действия молитвы и благодати познает самого себя, тем больше он находит в себе страстей.