Главная / Библиотека / Статьи / Праздники / Радиожурнал «Троицкий благовестник». Успение Пресвятой Богородицы

Радиожурнал «Троицкий благовестник». Успение Пресвятой Богородицы

Годовой круг христианского богослужения начинается и заканчивается праздниками, связанными с именем Богородицы — Ее Рождеством и Успением — как ассоциация с женским началом. Богоматери последний «двунадесятый» праздник православного церковного года.

Почитание людьми Божьей Матери началось еще во времена земной жизни Спасителя и сохраняется по сей день. В православной церкви Богородица занимает первое, высшее и достойнейшее место после Сына Своего Иисуса Христа. Она превыше всея твари, превыше всех ангелов и Архангелов, Херувимов и Серафимов. Поэтому день празднования Ее Успения несет в себе какую-то особую печать величия, тишины, любви и тайны. О значении праздника Успения Пресвятой Богородицы рассказала преподаватель Воскресной школы Свято-Троицкого храма, Валерия Валериевна Бабкина:

Богородичные праздники это всегда особые праздники. Именно она мать для всех. Многие боятся смерти, а в этом празднике мы узнаем, что смерть — это сон, успение. И мы должны стремиться именно к такому переходу от земной жизни к небесной. Мы не знаем, что конкретно нас ждет впереди, но мы знаем, что там ожидало Пресвятую Богородицу и всех святых. Своей жизнью мы должны подражать им, и тогда, возможно нас так же ожидает успение.

Успение — это успокоение от земных трудов и скорбей, а затем пробуждение в вечную радость, вечный день, где нет ночи, где небеса наполнены сиянием. Нынешний день утверждает в нас веру, умножает радость, укрепляет в наших трудах и заботах.

«По рождестве Дева, и по смерти — жива», — поет Церковь в день Успения Пресвятой Богородицы, и добавляет: «В рождестве Ты сохранила девство, а во Успении — мира не оставила». Что же означают эти слова? Матерь Божья возносится к своему Сыну, чтобы стать для нас постоянной Ходатаицей. Никто не должен унывать, потому что в лице Богородицы мы приобрели постоянную любовь и вечное заступничество. Не случайно верующий мир именует ее Утолением печали, Милостивой и Заступницей усердной.

Во время земной жизни дни и ночи Богородица проводила в молитве. Нередко Богоматерь приходила ко Святому Гробу Господню и, преклонивши колена, молилась Своему Сыну — Иисусу Христу. В одно из таких посещений Голгофы пред нею предстал и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную. В подтверждение своих слов Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С небесной вестью возвратилась Божья Матерь в .

Во время погребения Богородицы, Святой шел впереди с райской светозарной ветвью, которую дал Приснодеве Архангел Гавриил, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни.

Напоминая нам о том событии, во время чина Погребения Богородицы, мы можем видеть, что шествующий впереди крестного хода несет благоухающий цветок, в память о райском цветке, данном Приснодеве Архангелом Гавриилом.

В честь праздника Успения Пресвятой Богородицы названы многие лавры, соборы, храмы и монастыри. Среди них Киево-Печерская лавра и Ее величественный Успенский , Святогорская лавра, монастырь в селе Никольское Донецкой области и левобережный храм в Мариуполе.

Читайте также:  Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник Успения не находит своего отражения в евангельских событиях. В последний раз Богоматерь упоминается в день сошествия Святого Духа на апостолов. Из апокрифических источников известно, что после смерти Сына своего, Богородица осталась в доме Иоанна Богослова. Она продолжала молиться, помогать ближним и даже совершила два паломничества. Богородица была примером кротости, любви и смирения. Именно эти добродетели стали ступенями Ее восхождения на Небо.

Успение отмечается 28 августа, ему предшествует строгий пост, который называют в честь праздника — Успенским. Этот пост последний из четырех многодневных постов в текущем году. Длится он две недели и по строгости Церковного Устава стоит выше Петровского и Филипповского и уступает лишь Великому посту.

Пост предполагает воздержание от вольностей в питании, проявления негативных эмоций, недобрых мыслей, слов и поступков. Отдавая постом свои силы и напрягая волю мы получаем от Бога духовные силы для встречи и осмысления великих христианских праздников. Как Богородица готовилась постом и молитвою к Своему Успению, так и каждый православный человек, подобно своей Богоматери, должен готовить постом свою душу к будущей небесной жизни.

Читайте также:  ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦЕРКВИ

Святейшая Дева называется Матерью в двух смыслах: как Матерь Бога и как Матерь всех христиан. Она — Матерь Божия по естественному рождению и Матерь христиан по усыновлению.

Каждого из нас ожидает главная встреча в нашей жизни — встреча с Богом. И подготовиться к ней, как это сделала Божия Матерь, мы не сможем без Ее помощи. Богоматерь является как бы границей между тварным естеством и Богом, и к Ней мы тоже обращаемся за спасением. Как говорил Игнатий Кавказский, «Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: «молите Бога о нас», к одной Богоматери она употребляет слова: «Спаси нас».

Особое отношение к Богородице проявляется у нас еще и в том, что чину Ее погребения выделяется отдельное богослужение.

Богослужения с чином погребения Пресвятой Богородицы схоже с богослужением Великой Субботы, когда Святая Церковь совершает погребение Спасителя нашего Иисуса Христа.

Читайте также:  «Всех скорбящих Радосте»

В древние времена погребение Божией Матери не имело отдельного богослужения и совершалось вместе с Успением.

По-особому торжественно эта служба совершалась в Иерусалиме, в Гефсимании, в местности, где состоялось действительное погребение Богоматери.

С 18-го века и до нашего времени это богослужение совершается церковью отдельно, на 2-й или 3-й день после праздника Успения Божией Матери.

В основу этого богослужения берется всенощное бдение состоящее из Великой вечерни и Утрени, на которых читаются особые «Похвалы» или как их еще называют «Непорочны» в честь Божьей Девы Марии.

Об особенностях богослужения Чина Погребения Пресвятой Богородицы рассказал пономарь Свято-Троицкого храма, Вадим Милов:

Основные особенности богослужения погребения Божией Матери начинаются с Утрени. Во время пения тропарей на «Бог Господь» плащаницу Божией Матери, которая до этого момента лежала на престоле в алтаре, износится на середину храма. Затем начинается чтение погребальных статей с похвалами. После чего следует чтение Евангелия с Каноном. Перед Великим славословием священнослужители вновь исходят на середину храма, и, положив перед плащаницей три поклона, поднимают Ее, и с крестным ходом при пении «Святый Боже» и перезвоне колоколов обносят вокруг храма.

После крестного хода Плащаницу вносят в храм и полагают на гробницу, затем совершается помазание елеем и богослужение завершается.

Авторы: Нина Сусол, Серафим Шандров,

Всенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храме

Всенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храмеВсенощное бдение с Чином погребения Божией матери в Свято-Троицком храме

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Преображение Господне

Преображение Господне

Преображение Господне — двунадесятый Господский праздник Православной Церкви. Очень торжественный по своему богослужебному последованию, он, тем не менее, всегда приходится на Успенский пост; сам же этот пост, предваряющий праздник Успения Пресвятой Богородицы, продолжается с 1 по 14 августа ст. ст. (или с 14 по 27 августа н. ст.).