Главная / Библиотека / Статьи / Праздники / Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

На главном аналое храма появилась икона, в центре которой изображен стоящим на горе , по обе стороны от него пророки, а у подножия горы — павшие ниц апостолы. Это говорит о том, что наступил один из величайших двунадесятых Господских праздников – Преображение Господне.

Преобразился днесь Ты на горе, Христе,
И славу там Твои ученики узрели,
Дабы, когда Тебя увидят на кресте,
Страданье вольное Твое уразумели
И проповедали вселенной до конца,
Что Ты — сияние Отца.

Святитель Филарет (Дроздов)

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Каждый из нас стремится к счастливой жизни, ищет свое счастье в богатстве, увеселении, возможности властвовать и превосходить в чем-то других людей. Господь своим преображением показал нам, что истинное счастье состоит в соединении с Богом. В этом соединении все человеческое естество изменяется, душа наполняется теплом и любовью, отпуская от себя все боли и скорби. Чудо Преображения состояло в том, что апостолы в Божественном сиянии увидели другой, доселе закрытый для них духовный мир, увидели Иисуса в его Божественной славе.

Множество христиан с того времени и до наших дней приобщались к этому чуду, удостаивались видеть отблески Божественного света. Это были одни из счастливейших моментов их жизни.

Однако Божественный свет является уделом не только избранных. Он вселяется в каждого христианина в момент его крещения и пребывает с ним всю жизнь. Он усиливается, когда мы своими чувствами и делами приближаемся к Богу, особенно после причастия. Когда входим в церковь, мы уже делаем маленький шаг к своему спасению к Богу. С начала Богослужения мы уже становимся гражданами своего небесного отечества и Божественный свет незримо касается каждого из нас.

Воспоминаемое нами событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя. Однако отмечаем мы его в августе, 19 числа, а не, согласно хронологии евангельских событий, в феврале. Это происходит потому, что иначе празднество преображения выпадало бы на время Великого Поста. Православной церковной традицией установлено, что 40 дней отделяют Преображение от Воздвижения Креста господня, празднуемого 27 сентября.

Читайте также:  Святой Георгий, он же Егорий, он же Юрий

Евангелисты не называют гору, на которой произошли эти события по имени. Однако некоторые факты позволяют утверждать, что это была именно гора Фавор, т. к. находится она в Галилее, в нескольких километрах от г. Назарет, где Христос провел свою юность и вероятно, не раз поднимался на нее для молитвы. Гора эта возвышается над окрестными равнинами почти на 1 километр. С ее вершины открывается прекрасный вид на реку и Галилейское море. В ее окрестностях и произошли следующие события…

Гора Фавор в наши дни
Гора Фавор в наши дни

Христос взял с собой на гору только трех своих учеников – Петра, Иакова и его брата Иоанна Богослова. Подъем был утомительным, и ученики Иисуса прилегли отдохнуть. Христос же начал молитву. Во время молитвы вид Его изменился: лицо засияло словно солнце, а одежды стали белыми как свет. Апостолы проснулись от яркого света и увидели Иисуса в Его небесной славе Сына Божия. Его Божество светило здесь сквозь Его плоть и одежду.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Рядом со Спасителем апостолы увидели две фигуры, которые оказались древними пророками, Моисеем и Илией. Явление двух самых авторитетных ветхозаветных пророков стало свидетельством Божественного достоинства Христа, и утверждением того, что души, ушедшие в мир иной, бодрствуют и живут полной духовной жизнью. Беседа пророков с Христом должна была приободрить апостолов и укрепить их веру в Христа перед предстоящими крестными страданиями. Апостолы думали о страданиях своего учителя как об унижении и позоре, пророки же называли это «славой», которую он намерен явить в Иерусалиме.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Особое благодатное состояние, охватившее апостолов во время Преображения, выразил святой Петр: «Господи, хорошо нам здесь быть». Обрадованный видением, он пожелал, чтобы оно продлилось долго и предложил Спасителю на вершине горы три «». «Кущами» у иудеев назывались палатки: с вершины столба, врытого в землю, протягивались веревки к кольям, вбитым в землю в нескольких местах вокруг столба, сверху их накрывали полотном.

Читайте также:  Апостол в Неделю 15-ю по Пятидесятнице. Нет такого места, где бы не было Бога

В это время всех евангелистов осенило светлое облако, указывавшее на присутствие Бога Отца. Из облака послышался голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте». Эти слова должны были напомнить апостолам предсказание Моисея о грядущем пророке, который возвестит людям волю Божию. Услышав голос исходивший из облака, ученики пали на землю. Здесь все для них было необычно: и уединенность и высота, тишина природы и явление пророков, невероятной яркости свет, таинственное облако и, наконец, – голос самого Бога.

Когда стали спускаться с горы, Христос запретил ученикам рассказывать кому-либо о случившемся на вершине горы, пока Он не воскреснет из мертвых. Господь преобразился для полнейшего удостоверения своих доверенных учеников в том, что Он есть действительно Мессия…

Праздник Преображения был установлен в IV веке, когда на горе Фавор равноапостольной Еленой, матерью Константина Великого, был возведен храм в честь Преображения Господнего.

Иконография праздника основана на евангельском повествовании. Древнейшим образом Преображения является мозаика апсиды церкви св. Аполинария в Риме. Здесь фигура Христа в центре заменена большим четырехконечным крестом в медальоне, над которым расположен глаз господа. По сторонам на облаках – пророки и Илия, а ниже три агнца, подобно трем ученикам спасителя. Этот вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, широко использовавшего символы.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

С ХІІ века иконы будут дополнены изображениями подымающихся и спускающихся с горы апостолов во главе с Иисусом. В более поздних памятниках появляются новые подробности, уточняющие повествование о событии: по сторонам от Христа изображались не только Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба, а так же перенесение на гору Фавор на облаке Илии.

Читайте также:  Сретение Господа нашего Иисуса Христа

Preobrazhenie_009

Важное место сцена Преображения занимала в составе храмовых росписей. Преображение понималось прообразом будущих страстей Христовым, поэтому в русских иконостасах страстного цикла, находилось между «Входом в Иерусалим» и «Распятием».

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Событие Преображения стало залогом Воскресения Иисуса. Глубокий смысл содержится в его отдельных символах. Высота горы обозначает возвышенность духа над земными привязанностями. Сама гора есть необходимость двух подвигов – богомыслия и труда: богомыслие возносит ум вверх, а труд способствует смирению. Важно и само место, избранное для этого Христом, потому что «Фавор» по-еврейски обозначает «чертог чистоты и света». Господь желал своим ученикам, чтобы они хорошо усвоили, что для принятия Божественного Света, о котором мы уже говорили, необходимо очищение.

Так пусть же Господь благословит каждого из нас увидеть своим сердцем этот Божественный Свет, обрести смирение и !


Тропарь, глас 7:
Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху, / да возсияет и нам, грешным, / Свет Твой присносущный / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе.

Преревод:

Тропарь, глас 7
Преобразился Ты на горе, Христе Боже, / показав ученикам Твоим славу Твою, / насколько это было для них возможно. / Да воссияет и нам, грешным, / свет Твой вечный, / по молитвам Богородицы. / Податель света, слава Тебе!

 

Кондак, глас 7:
На горе преобразился еси, / и якоже вмещаху ученицы Твои, / славу Твою, Христе Боже, видеша, / да егда Тя узрят распинаема, / страдание убо уразумеют вольное, / мирови же проповедят, / яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Преревод:

Кондак, глас 7

На горе преобразился Ты, / и, насколько могли вместить ученики Твои, / они славу Твою, Христе Боже, созерцали, / чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, / уразумели, что Твоё страдание – добровольное / и миру возвестили, / что Ты – воистину Отчее сияние.

 

Величание Преображению Господню

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой во всероссийском масштабе; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.