Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 6-я по Пятидесятнице. О дерзновении в вере (исцеление расслабленного)

Неделя 6-я по Пятидесятнице. О дерзновении в вере (исцеление расслабленного)

Мф., 29 зач., 9, 1–8
Иисус, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Толкование на воскресное

«Причиною расслабления членов телесных и самой души,— говорит святой ,— были грехи, ибо Врач душ и телес говорит больному: Чадо! прощаются тебе грехи твои. Все Евангелие, возлюбленные братия и сестры, наполнено повествованием о чудесных делах милосердия Господа Иисуса Христа к бедствующим и заблуждающимся человекам; и там же повсюду возвещается, что главною причиною почти всех болезней, бед и несчастий с людьми бывают грехи — это величайшее зло, несчастие рода человеческого, этот ужасный корень всех зол и самого великого зла — смерти временной и вечной. Потому-то Господь, врачуя расслабленного, врачует прежде болящую грехами душу, а потом уже тело.

А это значит то… что в болезнях наших мы должны смиренно и глубоко сознавать грехи свои и искренно каяться в них и просить у Господа прощения их, с намерением впредь не согрешать. Ибо главная часть существа нашего есть душа, существо по образу Божию, разумное, с свободным произволением, бессмертное, но существо падшее, болящее грехом и тлением и искупленное от греха и смерти смертью Сына Божия; о ней-то, о спасении ее надобно всеми силами заботиться,— о благоугождении Богу, о исполнении святых и блаженных Его заповедей, о ее правоте и святости».

За что же исцелил Господь расслабленного? За веру носильщиков и его самого. «Видите, как сильна вера! — восклицает отец Иоанн Кронштадтский,— За одну веру избавление от стольких зол. Имейте же веру Божию; если кто не имеет, то проси ее у Бога, дающего всем просто и без упреков,— и дастся ему (Иак. 1, 5). С верою — блаженна жизнь, без веры — тяжела и безотрадна. Имея веру, можно всякий день семьдесят крат седмерицею избавляться от грехов и удостаиваться столько же раз мира Божия и правды Божией, а без веры легко погибнуть совсем во грехах, как и погибают многие. …Вера есть… нетленное сокровище небесное; позаботимся же все стяжать это сокровище. Кто верует, тот живет во свете, тот старается жить свято,— всячески бережется от греха, если же согрешает по немощи человеческой, то немедленно приносит Богу покаяние сердечное и удостаивается помилования».

Вера без дел мертва. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (Иак. 2, 20, 24). Святитель говорит: «Не станем считать одну веру достаточной для спасения. Будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы то и другое способствовало достижению совершенства… Одна вера не может ввести нас в Царство Небесное. Напротив, из-за нее-то особенно и будут осуждены те, которые ведут порочную жизнь». Каковы же дела веры? Это исполнение заповедей Божиих, главная из которых — любовь к Богу и ближним. Если имею дар пророчества… и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,— то я ничто (1 Кор. 13, 2).

Читайте также:  Синаксарь в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания

Протестанты говорят: «Уверуй во Христа, и в ту самую минуту, как ты уверуешь, получишь ». Но так ли это?

«Не думай,— говорит Исидор Пелусиот,— что вера, если только можно назвать верой твою веру, обличаемую делами, сможет спасти тебя, потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно… Веру… должны проповедовать более дела, чем слова… Ибо делами, а не словами должно быть обнаруживаемо сокровенное».

Если бы, далее, христианин имел всю веру, но не имел бы любви, то он был бы — ничто (1 Кор. 13, 1— 3). С верою должна соединиться любовь (Гал. 5, 6), которая способна возрастать (2 Фес. 1, 3; Флп. 1, 9), достигать совершенства (1 Ин. 4, 17). Отсюда — личное спасение каждого из нас есть постоянная борьба, усилие, труд, подвиг.

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Например, филиппийцы уверовали во Христа, однако апостол Павел призывает их самих со страхом и трепетом совершать свое спасение (Флп. 2, 12). К чему этот призыв, если филиппийцы уже получили спасение? Значит, кроме веры во Христа для получения личного спасения каждому из нас нужно самому трудиться и прилежать к добрым делам (Тит. 3, 8).

Итак, на вопрос: спасен ли теперь каждый из нас? — мы отвечаем: Мы спасены в надежде (. 8, 24). А сектантам, говорящим, что они теперь уже спасены,— мы скажем словами апостола Павла: Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее, и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3, 13–14).

Об исцелении расслабленного в Капернауме

«Отпущаются греси твои». Эти слова Христа Господа нашего к расслабленному говорят о многом. Что происходит в душе человека, и как Господь благословляет такую душу, которая многое в себе совершает. Мы слышали, как в сегодняшнем Евангелии речь шла о том, что ко Христу Спасителю принесли расслабленного друзья его. И Господь, говорит Евангелие, увидел их веру и говорит этому расслабленному прямо: отпущаются тебе греси твои. Потому что увидел Сердцевидец веру не только этого расслабленного, но и его друзей, которые принесли его ко Христу.

Но фарисеи и книжники, которые учили внешнему исполнению Закона Божьего, забыли о том, что Господь действует в сердце человека, что Он видит его, что Он его благословляет, что Он ждет сердце человека, что Он хочет в него войти, его изменить, дать ему силу и благословить его. Они были вожди слепые, которые помышляли только о внешнем. Почитали Бога, забывая о том, что почитание Бога совершается лишь в сердце человека. И тогда это почитание Бога совершается внутри, а не наоборот. И поэтому Христос, увидев в сердце расслабленного стремление к изменению, стремление почтить Бога внутри сердца, говорит ему: отпускаются тебе греси твои. А для фарисеев это было богохульство, потому что они не верили во Христа Господа, они говорили, что только Бог может отпускать грехи человека.

Читайте также:  Неделя перед Рождеством Христовым, святых отец

Но Христос, Который совершал много чудес, был мудр и совершал отпущение грехов. Он был сердцевидцем и видел также ожесточенное сердце фарисеев, которые не любили, которые хотели только внешне почтить Бога и остаться в своем эгоизме и своей гордости. И он обращается и к этим сердцам и говорит им: если вы не верите, что Сын Человеческий может отпускать грехи, то смотрите, что легче, сказать: отпускаются тебе грехи, или же сказать: встань, возьми одр твой и иди? — И говорит им, обращаясь к расслабленному: встань, возьми одр твой и иди. И расслабленный, который долгое время даже не мог двигаться никаким образом, поднялся, взял свою постель и пошел.

Господь этим разным сердцам показывает, Кто Он есть. Но это разные сердца по-разному все воспринимают. Кающийся расслабленный больной человек ищет Божией Благодати, ищет служить Богу, ищет исправиться. А жестоковыйные фарисеи об этом и не помышляли, даже осуждали Христа Господа, Который откликнулся на это кающееся сердце. И Господь показывает это чудо исцеления расслабленного. И вот, расслабленный, который каялся всем сердцем, получил Благодать Божью, а фарисеи, которые не каялись в глубине своего сердца, не стали поклоняться Богу внутри своей души, еще больше ожесточались. Господь звал их к покаянию, но их сердца были закрыты. Они знали, что они исполняют Божии, и думали, что этого достаточно. Но оказывается, этого недостаточно. Внешне исполнить Божии — этого мало. Потому что если сердце не меняется наше, оно ожесточается.

И мы сегодня, видя это чудо исцеления расслабленного, вместе с этим расслабленным и с теми, кто его принес, видим, как Господь приближается к кающемуся сердцу, как Господь его ищет, как Господь его видит. И мы прекрасно знаем из своего опыта, что когда наше сердце ожесточено, как оно не понимает, как оно своевольно желает того, чего хочется. И наоборот, когда наше сердце кается, как оно чувствует, как Господь к нему приближается, как Господь его благословляет, берет в Свои руки и наполняет Своей любовью. Через покаяние мы себя чувствуем как этот расслабленный, когда Господь ему сказал: отпущаются тебе греси твои. Естественно, что он многое совершал в своей жизни не так, как Господь велит, многое совершал он не по совести. Но он помнил о том, что он гневил Бога своими поступками, мыслями, желаниями. Но и каялся, сожалел и просил прощения. И не только совершал это в своем сердце, но и просил своих друзей, чтобы его принесли ко Христу. Он даже не просил исцеления, его просто несли ко Христу. Но его сердце было отдано Христу. Оно каялось, оно ждало милости, оно плакало. И Господь очень любит такое сердце, идет ему навстречу и отпускает его грехи.

Это самое главное в нашей жизни, когда чувствует наше сердце, что оно преступило Закон Божий, когда оно кается перед Богом. Мы знаем: когда мы каемся внутри в сердце и идем на исповедь, как облегчается наше сердце, как Господь снимает грех, как он его обновляет, дарует ему жизнь, — как этому расслабленному, — как Господь его благословляет! Когда мы осознаем, что совершили свою волю, что сделали неугодное Богу, это сокрушение сердечное Господь видит, ждет его. Сам Господь к сокрушенному сердцу выходит навстречу, так же, как сейчас навстречу расслабленному. Его еще несут ко Христу, а Господь обращается к сердцу расслабленного: отпущаются тебе греси твои. Это — невероятное чудо его души и его тела.

Читайте также:  Неделя 25-я по Пятидесятнице. Как «любить ближнего» (о милосердном самарянине)

И мы также, дорогие братья и сестры, по примеру этого расслабленного должны всегда каяться, просить у Бога прощения, всегда со слезами стоять перед Ним и идти к Нему с этим сокрушенным сердцем. А Он придет к нам, выйдет навстречу. Когда мы преодолеем свою гордость, себялюбие, свои страсти, свой грех, когда спешим ко Господу, — как Господь выходит к нам навстречу, как Он благословляет нас, как Он любит, когда мы обращаемся к истине!

Приложи все усилия, и Господь выйдет к тебе навстречу. Он тебе говорит: отпускаются тебе грехи. Почему? — Потому что раскаялось сердце, осознало свою вину, видит, что оно своевольное, себялюбивое, гордое, страстное, желающее только своего. Если сердце сокрушается и плачет перед Господом Богом, — оно к Нему идет, потому что Он ждет и напоминает, что ангелы на небесах больше радуются об одном грешнике кающемся, чем о девяносто девяти праведниках. Потому что это великое чудо — преодоление Господом своего греха, отдаление от него, отторжение, противостояние, желание быть с Богом, совершать Его волю и никогда не преступать ее. Наше сердце также испытывало это. Но мы забываем, что надо всегда прислушиваться к нему, прилагать усилия, чтобы не дать нашему сердцу расточиться, заставить его пролить слезы, заставить его видеть себя неугодными Богу, преступающими Его заповеди, желающими исправить себя.

К этому нас Господь зовет сегодня притчей о расслабленном. Если мы будем совершать это, Господь всегда будет нас благословлять, даже если будут большие трудности. Расслабленный тоже мог ожесточиться и сказать Господу: за что? Но он увидел, что Бог прав, что он не послал ему эту болезнь, чтобы он пропал, но послал эту болезнь для покаяния, чтобы излечить душу, а с ней — и тело. Господь отпускает наши грехи, дарует нам новую жизнь, новые силы, дарует Свою благодать, Свою любовь. И мы также восстаем от одра нашей болезни и славим, благодарим Его. Потому что Он видит наше сердце, потому что Он склоняется к нему и говорит это самое важное в жизни человека: отпускаются тебе грехи твои.

Действительно, что может быть больше в жизни человека? Услышать от Господа: отпускаются тебе грехи. И вы понимаете, что отпускаются грехи кающемуся, плачущему, рыдающему сердцу. Поэтому пусть расслабленный напоминает нам, что мы также в своей душе и жизни должны каяться, и Господь будет нас освобождать от наших грехов, будет разрешать, снимать и даровать здравие души и тела, даровать нам радость, которой жил этот расслабленный. Чем больше наша душа будет осознавать свой грех, взывать ко Господу и обещать исправляться, тем больше будет чувствовать, как Господь приходит к ней. К этому Господь нас зовет, показывая это чудо исцеления расслабленного. В сегодняшнем Евангелии Господь к каждому нашему сердцу взывает и хочет, чтобы оно также сокрушилось и покаялось, желало исправиться, чтобы и ему можно было сказать: отпускаются тебе грехи твои. Аминь.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике

Большинству из нас кажется, что мы никому не делаем ничего плохого, хотя на самом деле многих окружающих нас людей мы всячески обижаем, доставляем им неприятности, досаждаем им. Мы не видим того, что с нами происходит. Иногда даже мы хотим человеку сказать что-то, как нам кажется, приятное, а человек от наших слов скорбит.