Главная / Библиотека / Статьи / Византия и Русь: развитие церковных связей в Х – XV веках

Византия и Русь: развитие церковных связей в Х – XV веках

1025-летию Крещения Руси посвящается

В X веке Киевская Русь вступила на новый культурный путь исторического развития. Прежде всего, это было связано с фактом принятия Христианства великим князем Владимиром Святославовичем.

Христианскую религию Киевская Русь приняла от Православной Греческой Церкви: «… через Христианство древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром…» [1, 4].

В каноническом отношении подчинялась Константинопольскому Патриарху и получила статус экзархата — в виде особой Митрополии, которая входила в состав Константинопольского Патриархата [2, 152].

Такое подчинение в большей степени носило номинальный характер. Константинопольские Патриархи пользовались правом поставления Митрополита Русской Церкви, не вмешиваясь во внутреннее ее управление. В силу политической независимости Руси, Митрополит пользовался большими церковными правами по сравнению с другими экзархатами Греции.

Киевский Митрополит по возможности участвовал в Патриарших Соборах и подчинялся их решениям. Все внутренние церковные вопросы Митрополит решал самостоятельно или собором местных епископов, которые часто собирались в Киеве. Решения Митрополита признавались окончательными и пересматривались Патриархом очень редко [3, 26].

Почти все Митрополиты домонгольского периода не являлись «русскими» по происхождению, только двое церковных представителей являлись уроженцами Киевской Руси и были поставлены Собором Русских иерархов. Анализируя ситуацию их избрания на Киевскую кафедру из «русских кандидатов» можно прийти к выводу, что на это влияла внешнеполитическая обстановка.

Митрополит Илларион (1051–1053) был поставлен в митрополиты по воле Великого князя Ярослава Мудрого (1019–1054), который очень любил и уважал Иллариона как церковного пастыря. Поэтому Ярослав не стал обращаться к Патриарху за поставлением Митрополита, имея такого достойного кандидата.

В 1145 году Митрополит Михаил II вынужден был оставить митрополичью кафедру и вернуться в Константинополь по причине междоусобных войн русских князей. Назрела необходимость в избрании нового Митрополита. Великий князь Изяслав II Мстиславович, недовольный промедлением в избрании Митрополита и зная о сложной ситуации на Константинопольском Патриаршем престоле, созвал в 1147 году в Киеве Церковный для избрания нового Митрополита.

На Соборе возникли споры, встал важный вопрос, можно ли посвящать Митрополита одним епископам без Патриарха? Три епископа – Новгородский Нифонт, Смоленский Мануил (грек) и Полоцкий Косьма высказались в интересах Константинопольского Патриарха. Этим архиереям противостояли шесть епископов Русской иерархии, и доказывали, что по церковным канонам Собор Святителей может «поставить» себе Митрополита, и настаивали на праве епископов «ставить» Митрополита без благословения Константинопольского Патриарха. На Соборе иерархи так и не смогли прийти к единому мнению.

Климент Смолятич был поставлен Митрополитом (1147–1155), но его не признавала «греческая партия» иерархов и была им за это преследуема. Но положение самого избранного Митрополита было не таким твердым, его не признавал политический соперник князя Изяслава, князь Юрий Долгорукий. Заняв Великокняжеский престол после смерти Изяслава (1155), он изгнал Климента и просил Патриарха посвятить другого Митрополита, Константина (1156–1159). Новый Митрополит запретил служение всем «поставленникам» Климента, но когда после смерти князя Юрия Долгорукого в 1158 году политическая ситуация изменяется и Великим князем становится Ростислав Смоленский, то и этот Митрополит должен был оставить митрополичий престол.

После этих событий, Ростислав пригласил из Греции третьего Митрополита – Феодора (1161–1163). После смерти Митрополита Феодора, князь Ростислав решил возвратить Митрополию в управление Клименту. Он отправил в Константинополь своего посла за разрешением Константинопольского Патриарха, но на Русь уже был посвящен новый Митрополит Иоанн, назначенный без ведома Великого князя. Это очень сильно рассердило князя Ростислава, так что императорскому послу с трудом удалось уговорить князя принять новоназначенного Митрополита. «Если Патриарх, — сказал Великий князь, — еще поставит Митрополита без нашего ведома, то не только не приму его, но и закон сделаем вечный избирать и ставить Митрополита из русских с повелением Великого князя».

Из этого примера становится понятным, что государственная власть в лице Великого князя старалась влиять на выбор и «поставление» Предстоятеля Русской Церкви. Особенно ярко эта тенденция проявляется в монгольский и московско-киевский периоды развития церковной жизни. В период феодальной раздробленности Руси, очень важно было, что Митрополиты направлялись на Русь из Византии: «Легко могло случится и то, что враждующие между собой князья избрали бы для себя нескольких Митрополитов в одно время, — тогда удельная рознь стала бы угрожать разделением самой Русской Церкви» [4, 47].

Читайте также:  Христос, Православие, Святая Русь - путь к реальной духовности. ч.3

Если в домонгольский период почти все Предстоятели Православной Церкви были присылаемы из Греции, то в XIII–XIV веках ситуация изменяется. В результате монголо-татарского нашествия (1237–1242) Южная Русь утрачивает свое политическое значение. Центр культурной и политической жизни перемещается в Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества, что не могло не отразиться и на единстве Русской Митрополии. Когда под ударом татарских войск пал Киев (6 декабря 1240 года), Митрополит был убит татарами. На его место под влиянием князя Даниила Галицкого (1238–1264) был избран Митрополит Кирилл II (1243–1280). Возвратясь из Греции после своего посвящения (около 1247 года), новый Митрополит не захотел оставаться в разоренном Киеве и должен был выбрать местом своего пребывания или Галич – столицу Галицкого князя или Владимир – центр Северо-восточной Руси. Митрополит Кирилл в течении тридцати трехлетнего управления церковью, так и не имел своего «пребывающего града».

Большую часть своего управления Кирилл провел на севере, долгое время не рукополагая во Владимире особого епископа. Преемник Кирилла, Митрополит Максим, родом грек, прибыл из Греции 1283 году, и в этом же году отправился в Золотую Орду за утверждением в своем сане от хана. Как объясняет профессор А.В. Карташев: «… это имело практический смысл — заручиться нарочитыми ханскими охранными грамотами. Таким образом, наши ярлыки по своему первоначальному смыслу не имели значения актов учредительных, а только лишь охранных» [5, 282-283].

В 1299 году, Киевский Митрополит со своим клиросом, поселяется во Владимире. «Так сделан был первый решительный шаг в перенесении Митрополии на север» [6, 643; 7, 63-64].

Это не могло не отразиться на церковном состоянии южных епархий. В 1303 году князь Юрий I Львович Галицкий с благословения Константинопольского Патриарха учреждает у себя особую Митрополию. Из актов Константинопольской Патриархии становится известным и имя первого Митрополита – Нифонта. В образованную Митрополию входили: Владимирская, Перемышльская, Луцкая, Туровская и Холмская епархии. После смерти Митрополита Нифонта (1305), князь Юрий I, отправил в Царьград другого своего кандидата на эту должность, Петра — игумена Ратенского. Патриарх Афанасий в 1308 году поставил Петра Митрополитом не Галицким, а «всея Руси», на место скончавшегося Митрополита Максима. Митрополит Петр (1308–1328) местом своего пребывания избрал Владимир на Клязьме, столицу Владимиро-Суздальского княжества.

С начала XIV века церковная ситуация изменяется, при Митрополите Петре появляется особый отдельный Митрополит для Литовской Руси – Феофил (1316–1317). Он был поставлен по просьбе князя Гедемина Патриархом Иоанном XIII Глика.

В дальнейшем эта тенденция продолжается. Так при Митрополите Феогносте (1328–1353) появляется Митрополит Галицкий Феодор, и кроме этих внутренних церковных разделений, появляется в Киеве лжемитрополит Феодорит, посвященный в 1352 году Тырновским Патриархом.

Константинопольский Патриарх Филофей объявил его лишенным сана. В 1347 году Константинопольский Патриарх высказался против разделения Русской Митрополии и упразднил Галицкую Митрополию. Уже при Митрополите Алексии (1353–1378) появляется несколько Митрополитов: Литовский князь Ольгерд направляет своего кандидата на Митрополию – Романа, который был посвящен Патриархом Филофеем, в его юрисдикцию входили Литва и Волынь, Киев был оставлен за Святителем Алексием. При поставлении в 1354 году Митрополиту Алексию было сказано, что он посвящается как исключение «в виду особых дарований». Греческий Патриарх и в дальнейшем желал, чтобы кандидаты в Митрополиты присылались из Византии. С назначением Митрополитом Романа для Литовской Руси по рассказу летописца произошел «мятеж во святительстве».

Читайте также:  Ветхозаветные образы канона прп. Андрея Критского

После смерти Митрополита Романа в 1368 году церковное разделение прекращается. В 1371 году Патриарх Филофей уступил просьбе Польского короля Казимира и определил Галичу отдельного Митрополита Антония. Также и Литовский князь Ольгерд просил Константинопольского Патриарха назначить ему Митрополита в Киев, Малую Русь, Литву, Смоленск и Нижний Новгород, т.е. во все области, которые находились в политической конфронтации с Московским княжеством.

Патриарх уступил и этой просьбе и в 1376 году поставил Митрополитом Киевским — серба, а по другим источникам – болгарина Киприана (1380–1385), и (1390–1406).

Таким образом, на Руси существовало одновременно три Митрополита, внося раскол в единство Митрополии. Для поддержания церковного единства Патриарх определил, чтобы Митрополит Киприан снова соединил обе части Митрополии под одной властью, после смерти Митрополита Алексия. Назначение Митрополита Киприана без согласования с Московским князем, вызвало недовольство, Митрополит Алексий желал, чтобы его преемником был Преподобный Сергий Радонежский, но смиренный подвижник отказался от этой чести. После двухлетней борьбы за Митрополию Святитель Киприан сумел объединить под своим омофором и Литву и Московскую Русь.

С усилением роли государственной власти Московских князей Митрополиты стали получать грамоты о своем «поставлении на кафедру» у Великих князей. В 1404 году такая грамота была дана Митрополиту Киприану князем Василием Дмитриевичем (1389–1425), но в отличие от ханских грамот они значительно урезали права Митрополита. После смерти Святителя Киприана (1406) по просьбе князя Василия I из Греции прислали Митрополитом инока из Мореи – Фотия (1410–1431). Князь Литовский Витовт (1392–1430) вначале не желал принимать Митрополита для Литовской Руси, но в последствии изменил свое решение, с условием, чтобы Митрополит имел свою резиденцию в Киеве. После отъезда Митрополита в Москву (после 1410 года), князь Витовт желал иметь Митрополитом для своей земли Григория Цамблака, и отправил его для посвящения в Византию, но Митрополит Фотий убедил Патриарха — не дробить единство Митрополии. Тогда Витовт созвал Собор из Литовских епископов для избрания отдельного Митрополита и под давлением княжеской власти Собором был избран Григорий Цамблак (1415–1420).

В 1433 году князь Василий II и Церковный Собор избрали в Митрополиты Рязанского епископа Иону. В Литовском княжестве избрали своего кандидата на Митрополию, Смоленского епископа Герасима, но в 1435 году Литовский князь Свидригайло, преемник Витовта казнил его в Витебске по подозрению в государственной измене.

После его смерти, Иона отправился в Грецию за посвящением, но когда он прибыл туда, император Иоанн Палеолог и Патриарх Иосиф объявили ему о том, что на Русь уже уехал Митрополит Исидор, и обещали ему Митрополию после его смерти.

В Москву Исидор прибыл в 1437 году, сопровождаемый Владыкой Ионой. Василий II был очень недоволен назначением Исидора без его разрешения и согласования с ним этого вопроса, и принял нового Митрополита только «не хотя рушити изначальныя старины» [4, 138].

В ХV веке Византийская империя начинает приближаться к своему упадку. Находясь в сложной политической ситуации, ощущая на себе натиск турок-османов, она обращается за помощью к Папе Римскому, с просьбой оказать вооруженную поддержку. Папа Римский предлагает военную помощь в обмен на заключение Унии – между Восточной и Западной Церквями. Для заключения унии был созван Церковный Собор.

Для участия в котором в 1438 году Святитель Исидор выехал из Москвы. Великий князь дал ему большую свиту для поддержания политического престижа Руси.

Исидор дал обещание «твердо стоять» в Православии, но уже в дороге его спутники стали замечать за Митрополитом склонность к католичеству. На Ферраро-Флорентийском Соборе присутствовали император Иоанн Палеолог и Патриарх Иосиф с двадцатью другими Восточными иерархами. Всего на Соборе присутствовало не более 150 иерархов. Представители Православных земель приехали на Собор с большими надеждами, так как император Иоанн VII дал обещание ничего не изменять в православной догматике. Восточная Церковь имела только по одному голосу с обширных земель: Русь, Болгария, Валахия, Молдавия и Грузия [8, 350-351; 9,112].

Читайте также:  Христос, Православие, Святая Русь — путь к реальной духовности. ч.2

5 июля 1439 года акт Флорентийской Унии был подписан, а 6 июля он был торжественно провозглашен во Флорентийском Кафедральном Соборе. Акт гласил, что: «Дух Святой исходит от Отца и Сына, как одного начала; есть Чистилище: Евхаристию можно совершать на квасном и на пресном хлебе, безразлично; Папа как глава Церкви имеет главенство во всем мире» [10, 537-542; 8, 355-356].

Папа Римский Евгений IV, не видя подписи Митрополита Марка Эфесского под актом Унии, откровенно сказал: «Мы ничего не сделали» [11, 388].

Священник Суздальский, оставивший историческое описание Собора, подчеркивает, что « ни единаго возлюби Папа Митрополита, яко же Исидора». Он был возведен Евгением IV в сан кардинала-пресвитера, и получил титул «легата от ребра апостольского в землях ливонских, литовских и русских» [5, 353-354; 4,139].

Вокруг Митрополита Марка, не подписавшего Унию сгруппировались все защитники Православной веры. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский были также против Унии. В 1443 году противниками Унии был созван Собор в Иерусалиме, на котором присутствующие произнесли отлучение на всех сторонников Унии.

В Московской Руси и Восточнославянских землях Уния не была принята. Так как Константинопольские Патриархи уклонились в Унию, то с этим фактом было сопряжено изменение в каноническом подчинении Русской Церкви Константинопольской (Греческой церкви). После заключения Ферраро-Флорентийской Унии 1439 года, Предстоятели Русской Православной Церкви стали избираться и поставляться на митрополичью кафедру самостоятельно Собором Русских иерархов, без участия Константинопольского Патриарха.

15 декабря 1448 года Святитель Иона (1448–1461) был посвящен в Митрополиты Собором Русских епископов.

Флорентийская Уния завершила процесс окончательного разделения Русской Митрополии на Московскую и Киевскую. С середины XV века Московские Митрополиты перестали титуловаться Митрополитами Киевскими.

Как отмечает профессор П.В. Знаменский: «Вероятно, в это время в русской церкви дано было право поставлять митрополита независимо от греческой церкви. Русская митрополия сделалась самостоятельной, поставлена была по степени первою после иерусалимского патриархата» [3, 89; 2, 177]

В 1459 году в Москве был созван Церковный Собор, который постановил в будущем избирать Митрополитов в Москве, по повелению Великого князя без участия греческой иерархии.


Литература.

1. Флоровский Г., прот. Пути Русского Богословия / прот. Георгий Флоровский. – Париж : YMCA-PRESS, 1983.

2. Смирнов П., прот. Христианской Православной Церкви / прот. Петр Смирнов. – М. : Православ. беседа, 1994.

3. Знаменский П. В. Руководство к русской церковной истории / П. В. Знаменский. – Минск : Изд-во Белорус. Экзархата, 2006.

4. Тальберг Н. История Русской Церкви / Н. Тальберг. – М. : Изд-во Сретен. монастыря, 1997.

5. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви / А. В. Карташев. – М. : Терра-Системс, 1992.

6. Соловьев С. М. История России с древнейших времен / С. М. Соловьев // Соловьев С. М. Сочинения : в 18 кн. – М. : Голос, 1993. – Кн. II. – Т. 3–4.

7. Ключевский В. О. Краткое пособие по Русской Истории / В. О. Ключевский. – М. : Рассвет, 1992.

8. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви / митр. Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). – М. : Изд-во Спасо-Преображен. Валаам. монастыря, 1995. – К. 3. : История Русской Церкви в период постепенного перехода её к самостоятельности (1240-1589). – 704 с.

9. Рудаков А., прот. Краткая история Христианской Церкви / прот. Александр Рудаков. – М. : Изд-во Москов. подворья Св.-Троиц. Сергиевой Лавры, 2000.

10. Робертсон Д. С. История Христианской Церкви от апостольского века до наших дней : в 2 т. / Д. С. Робертсон, И. И. Герцог. – СПб. : Изд-во И. Тузова, 1891.

11. Смирнов Е. И. История Христианской Церкви / Е. И. Смирнов. – СПб., 1915.

Лебедев Д.В., кандидат богословия,

преподаватель Воскресной церковно-приходской школы Свято-Троицкого храма

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Прославление Креста

Неделя 3-я Великого Поста: Крест Господень

Из года в год, в третье воскресенье Великого Поста, св. Церковь за божественной литургией, предлагает нам Евангелие от Марка, в котором святой Евангелист передает нам призыв Господа Иисуса Христа, Который говорит: если человек хочет идти за Ним, он должен отвергнуться себя, взять крест свой и идти за Ним.