Главная / Библиотека / Статьи / Обретение мощей преподобного Серафима Саровского

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского

Первое обретение мощей прп. Серафима

19 июля/1 августа 1903 г. состоялось одно из тех событий, которые не перестают волновать сердца людей,- канонизация преп. Серафима Саровского. Много великих подвижников дал из среды своей русский , но среди них стоит особо этот святой, явивший дивное откровение любви к Богу и людям, еще на земле достигший созерцаний самых великих Божественных тайн. В нем была редкая победа духа, самая совершенная, самая торжествующая. Он был и именем и духом Серафим («пламенный»). Прославление угодника Божия стало одним из великих и радостных событий, потому что сильна его пред Престолом Всевышнего.

Государь с Августейшей фамилией в СаровеОсобенно ждали прославления преп. Серафима дивеевские сестры. В Дивееве блаженная Параскева Ивановна (Паша Саровская) настойчиво говорила Л. М. Чичагову (будущему священномученику Серафиму): «Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали». Чичагов написал замечательную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам батюшки Серафима. «Летопись» прочитала Царская семья, в которой давно чтилась память Преподобного. И Государь Николай II, разделяя веру народную в святость старца Серафима, поднял вопрос о его канонизации. Его единомышленниками были только обер-прокурор Саблер и митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а сопротивление было очень велико. Но сила любви и веры народной, горячие молитвы дивеевских сестер и почитателей Преподобного победили все преткновения и разногласия. Торжественное прославление преп. Серафима Саровского состоялось 19 июля/ 1 августа 1903 г. В Сарове в тот день собралось не менее трехсот тысяч человек. В тяжелые и трудные времена, во времена оскудения веры и всеобщего шатания умов, столь утешительно и поучительно было это светлое торжество — прославление преп. Серафима. И не застыла, не окаменела, а живет и цветет та Церковь, которая украшается новыми праведниками и святыми Божиими. 16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные Всенощные бдения — Парастасы — о приснопамятном иеромонахе Серафиме. 17/30 июля был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь. В 2 часа ночи раздался торжественный звон, и после краткого молебна крестный ход начал свое шествие. Шли хоругвеносцы из самых разных мест: сергиевопосадские, муромские, клинские, рязанские, тульские, ростовские, суздальские, владимирские, московские, нижегородские, арзамасские. Каждая группа несла ценные, дорогие хоругви с изображением местночтимых святых. Дивеевские сестры несли чудотворную икону Божией Матери «Умиление». За ними следовало многочисленное духовенство. Всю дорогу участники крестного хода исполняли канон Богоматери и священные песнопения. В часовнях, находившихся по пути, были отслужены краткие литии. Картина была в высшей степени величественная. Навстречу крестному ходу из Дивеева выступил Саровский крестный ход во главе с епископом Тамбовским Иннокентием. Когда крестные ходы встретились, преосвященный Иннокентий осенил на четыре стороны народ чудотворной иконой Божией Матери «Умиление» при пении «Пресвятая Богородице, спаси нас». Соединенный крестный ход, образовав величественное шествие, при торжественном колокольном звоне направился в Саровскую пустынь. 17/30 июля в обитель прибыл Государь Император с Августейшей Семьей и свитой. А вечером следующего дня началось Всенощное бдение, имеющее особенное значение,- это первая церковная служба, на которой upon. Серафим стал прославляться в лике святых. При пении литийных стихир из Успенского собора направился крестный ход к церкви преп. Зосимы и Савватия Соловецких, где находился гроб преп. Серафима. Гроб поставили на носилки, которые взяли Государь Император, Великие князья, митрополит и архиереи. Шествие направилось к Успенскому собору, возле которого были произнесены литийные ектеньи. Затем гроб установили посередине храма. Всенощная продолжалась. Настало время полиелея. Запели «Хвалите Имя Господне». Все присутствовавшие зажгли свечи. Митрополит, архиереи и все духовенство сделали троекратные земные поклоны. Затем митрополит Антоний открыл гроб, все бывшие в церкви опустились на колени. Наступила минута прославления преп. Серафима. Торжественно и трогательно, потрясая душу, зазвучало величание «Ублажаем тя преподобне отче Серафиме». После чтения Св. Евангелия митрополит и архиереи прикладывались к св. мощам. Далее прикладывались Их Императорские Величества, Великие князья и духовенство. Государь Николай Александрович преклонил колени перед новым заступником Земли Русской — преп. Серафимом. Царь земной горячо молился великому предстателю за Отечество наше у Престола Царя Небесного. На следующий день была совершена . На малом входе с Евангелием святые мощи обнесли вокруг престола и положили в уготованную раку. По окончании Литургии был совершен праздничный крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских храмов. Народ живою стеною стоял по пути хода, так что, выйдя из храма, участники торжества попадали воистину в другой храм. Торжеств, подобных Изнесение мощей святого Серафима во время Всероссийского церковного торжества 19 июля 1903 годаСерафимовым, Россия не помнит. Люди плакали от радости, видя, как Государь, Великие князья несут на своих плечах мощи дивного угодника Божия. Великое молитвенное единение Царя, народа и небесных сил! Сколько исцелений произошло — счета нет! По возвращении крестного хода молящиеся преклонили колена и митрополит Антоний прочитал молитву преп. Серафиму. Служба закончилась, но молебное пение не прекращалось и ночью. Один из современников так описывал эти события: «Из разных мест доносилось пение — то кружки богомольцев пели церковные песнопения. Не видя в темноте поющих, можно было подумать, что звуки несутся с самого неба. Минула полночь, а пение не умолкало…» Саровские торжества — незабываемые дни для всех участников, дни, оставившие неизгладимый след в душе народной. Многие обрели веру, нашли утешение в скорбях, разрешение тяжелых недоумений и сомнений духа, указание доброго, истинного пути, ибо теплого молитвенника, великого предстателя и дивного чудотворца явил Господь людям Своим — преподобного Серафима Саровского.

Читайте также:  Празднование Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в Свято-Троицком Храме

Второе обретение мощей прп. Серафима

В 1991 г. произошло величайшее событие, которое не может оставить равнодушными наших соотечественников: Русской Православной Церкви возвращена великая святыня — мощи преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского и всея России чудотворца. В 1920 г. было разработано положение о ликвидации св. мощей «во всероссийском масштабе». В ноябре 1920 г. уездный съезд советов в г. Темникове принял решение о вскрытии раки преп. Серафима, что и было осуществлено 17 декабря. А 5 апреля 1927 г. из Саровского монастыря святые мощи были изъяты и увезены в неизвестном направлении. След вел в Москву, в Донской монастырь, а затем терялся, но все эти годы православные люди хранили надежду, что великая святыня русского народа не может быть утрачена безвозвратно.

Сень над ракой преподобного Серафима в Успенском соборе Саровского монастыря.1903г.В 1988 — 1989 гг. православная Россия напряженно ждала открытия мощей Преподобного, и никто не сомневался в том, что оно вскоре непременно произойдет. И вот Промыслом Божиим, когда наша многострадальная земля оказалась вновь пред лицом грозных потрясений, явил свое заступление великий предстатель и молитвенник, все которого было благовестием любви и мира. «Как стало ясно теперь, — писал Патриарх Алексий II,- мощи были перевезены в город на Неве, в собор, превращенный в музей истории религии и атеизма. Но, видимо, сразу после прибытия они были укрыты чьими-то благочестивыми руками, потому что ни в каких описях и списках святые останки не числились». В конце 1990 г. было принято решение о переведении музея из Казанского собора. В одном из помещений собора, где находились гобелены, была найдена рогожа, при вскрытии которой обнаружили мощи. Сразу привлекло внимание то, что на мощах были медный и рукавички. На одной вышито: «Преподобие отче Серафиме», на другой: «Моли Бога о нас». Об этом директор музея сообщил Патриарху Алексию II, который утвердил комиссию и благословил прежде всего найти в архивах все документы, связанные с мощами преп. Серафима. Из Российского центрального архива были получены копии документов канонизации Преподобного в 1903 г. и очень подробный акт, составленный при вскрытии мощей в Темникове. При сопоставлении мощей, найденных в музее, с этими документами было установлено полное совпадение до мельчайших подробностей. Не оставалось сомнений, что обнаружены мощи преп. Серафима Саровского. Епископ (ныне архиепископ) Истринский Арсений, участвовавший в освидетельствовании мощей, сообщил, что , бывший на мощах, действительно медный с несколько поврежденным эмалевым покрытием. Когда сняли куколь, надетый на голову, то поразило светлое, даже белое, пятно на лобной части. Оно значительно отличалось от желтовато-коричневого цвета мощей. В куколе было отверстие, видимо, обрамленное раньше золотой или серебряной отделкой, теперь оторванной. Оставались лишь нитки, прикреплявшие ее. Вероятно, эта часть мощей была открыта и доступна для поклонения верующим, благоговейно чтившим преп. Серафима. Целы были и значившиеся в описи глазетовые, шитые золотом поручи. Они и сейчас на мощах. Не хватало лишь епитрахили. Уже позже сшили новую. Владыка Арсений вспоминал: «Сложно передать чувство, которое я тогда испытывал: особенное благоговение и вместе с тем неописуемое внутреннее напряжение от сознания, что рядом необыкновенное, великое сокровище. Когда освидетельствование закончилось, святые мощи снова закрыли бумагой, перенесли в особую комнату и опечатали ее. Мы позвонили Святейшему Патриарху, сообщили о том, что это, несомненно, мощи преп. Серафима и поздравили Святейшего с великой радостью». В период освидетельствования святых мощей — с 25 декабря по 10 января — были оформлены все необходимые документы, получено разрешение Министерства культуры, была сделана рака и сшито новое облачение. В присутствии архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, архиепископа Истринского Арсения было совершено облачение и положение в раку честных мощей преп. Серафима. 11 января 1991 г. в Казанском соборе города на Неве состоялась торжественная церемония передачи святых мощей. По прибытии в собор Патриарха Алексия II и архиереев, под тихое пение величания Преподобному, его святые мощи были перенесены в центральную часть собора. Сразу начался молебен преп. Серафиму, после которого Святейший Патриарх и директор музея подписали акт передачи мощей Русской Православной Церкви. Директор музея преподнес Патриарху образ преп. Серафима с частицей его мощей и кусочком одежды. После завершения акта передачи святые мощи были перевезены в Александро-Невскую Лавру, где были встречены у Святых ворот духовенством и огромным стечением парода. Пропев и кондак Саровскому чудотворцу, все запели: «Ублажаем тя, преподобне отче наш Серафиме…» Патриарх на четыре стороны благословил город подаренной иконой. Вслед за этим под колокольный звон и молитвенное пение народа святые мощи преп. Серафима были внесены в Троицкий собор. И сразу начался благодарственный молебен о возвращении святыни. По замечанию архиепископа Арсения, было необычно видеть, как Патриарх произносит ектинью, а духовенство с народом поет. Эта духовная радость сблизила всех. По окончании молебного пения Его Святейшество возглавил праздничное Всенощное бдение. В городе на Неве святые мощи преп. Серафима находились до дня памяти святой блаженной Ксении Петербургской (24 января/6 февраля), а затем в специальном вагоне были перевезены в Москву. Встреча в Москве 7 февраля, в день иконы Божией Матери «Утоли мои печали», была необычайно торжественной. Несмотря на холод и снег, люди, стоя на коленях, встречали мощи преп. Серафима. Вокзал и прилегающие улицы были заполнены народом. В руках у многих иконы преп. Серафима, сотни зажженных свечей. Перенесение святых мощей в Богоявленский Патриарший собор сопровождалось грандиозным крестным ходом. На благодарственном молебне в соборе присутствовали более двадцати архиереев. В Москве святые мощи преп. Серафима находились до 23 июля. И все это время туда приезжали паломники: духовенство из многих епархий, жители различных областей нашей необъятной России. С раннего утра до позднего вечера шли и шли люди, прикладывались к святым мощам, помазывались освященным елеем. Постоянно совершались молебны с пением акафиста Преподобному: «Радуйся, множеством чудес от Господа прославленный. Радуйся, любовию твоею всему миру возсиявый. Радуйся, святыя церкви похвало и радование. Радуйся, Российския державы славо и ограждение. Радуйся, преподобие отче Серафиме, Саровский чудотворче».

Читайте также:  Апостол в Неделю 22‑ю по Пятидесятнице. Начало нового мира

Дубовая колода,в которой помещался кипарисовый гроб с цельбоносными останками святого Серафима23 июля под перезвон колоколов в сопровождении Патриарха, архиереев, священников и множества верующих рака со святыми мощами отбыла из Первопрестольной. Ее путь — в Дивеево через Богородск, Орехово-Зуево, Владимир, Боголюбове, Гороховец, Вязники, Нижний Новгород, Арзамас. В Богородске Патриарх Алексии II совершил молебен, затем без перерыва Всенощное бдение. Молебны в храме служили всю ночь. По прибытии в Орехово-Зуево началась Божественная Литургия, потом молебен, а вечером цельбоносные мощи встречала у Золотых врат Владимиро-Суздальская земля. Величественный крестный ход направился в Успенский кафедральный собор, где и совершилось Всенощное бдение. Молебны в храме не прекращались до самого утра. А утром началась Божественная Литургия, затем молебен у раки Преподобного. На следующий день святые мощи отбыли в Нижний Новгород с остановками в Вязниках и Гороховце. Впечатляющей была встреча в Нижнем Новгороде святых мощей духовенством и множеством народа. Крестный ход следовал в кафедральный собор, где всю ночь не умолкало молебное пение. 27 июля, утром, совершалась Божественная Литургия, в полдень началась малая вечерня с акафистом Преподобному. Затем Всенощное бдение, после чего молебное пение продолжалось целую ночь. 28-го, в воскресенье, торжественный крестный ход прошел с честными мощами по городу, а затем отправился в Арзамас. В Арзамасе Патриарх Алексий II сказал о Преподобном: «Он был носителем особой любви к людям. И эту любовь он черпал в радости Воскресения Христова. — основа нашей веры, Преп. Серафим был носителем этой пасхальной радости в течение всей своей жизни». Радость Преподобного передавалась и людям. Батюшка Серафим говорил: «О, какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу — со всех сторон, со всех сторон!» И действительно, всех, сопровождавших святые мощи, настолько переполняло всеобщее ликование и радость, что люди среди лета пели: «Христос Воскресе…», «…! Радостию друг друга обымем!..», «Ангел вопияше Благодатней…» Везде православные встречали честные мощи со святыми иконами и зажженными свечами, со слезами радости на глазах. Это шествие по городам и весям России, от Невских берегов через Москву до Нижегородской земли, было событием огромного объединяющего значения. В продолжение всего пути раку со святыми мощами сопровождал Патриарх Алексий П. Он говорил: «Непростое время переживаем. Время противостояний, противоречий, нетерпимости. И в это время свершается второе обретение мощей преп. Серафима Саровского. И вновь с огромной силой оживают его наставления: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Преп. Серафим, так долго и кротко учивший о стяжании Святаго Духа, сегодня еще раз напоминает всем нам о христианском мирном духе. Актуальность этого призыва очевидна. И хотелось бы сердечным, молитвенным обращением воззвать к Преподобному: «Отче наш Серафиме! При жизни твоей ты был источником Божественной любви и радости. Ныне, предстоя перед ракой с твоими святыми мощами, просим: научи нас братолюбию и радости в Духе Святом, помоги преодолеть все разногласия и нестроения, даруй мир и благоденствие Святой Церкви, Отечеству нашему в сей день и в грядущие времена». Один из участников этих событий, отец Николай Булгаков, вспоминает: «Мы проснулись в Воскресенском соборе Арзамаса рано утром. Он уже наполнялся людьми. И снова на улицу выходила очередь к святым мощам преп. Серафима и все росла, росла… Чувствовалось, что это — событие для всех горожан. И это ясно ощущалось как чудо: то, что именно все — и те, кто и в церковь-то вовсе не ходил, — пришли, пришли не просто посмотреть, но приложиться к мощам. Что-то произошло… Что-то таинственное в самой душе народа. Рано утром на площади бабушка, сияя, вела внука лет восьми: „Я-то,- говорит,- вечером прикладывалась, а его-то — вот сейчас“. Бабушки, милые наши бабушки, неутомимо будившие нас, тянувшие за руку, как бы мы ни упирались, сохранившие нам веру, сохранившие все… Оживает жизнь. Воздвигается снова вокруг единственно верного ядра, которое и собирало, и хранило, и подняло нас, — вокруг веры Православной». Завершился крестный ход в Дивееве 30 июля. А на другой день — Божественная Литургия, молебен, а в 15 часов — малая вечерня с акафистом Преподобному и торжественное Всенощное бдение; ночью была совершена Божественная Литургия. Батюшка Серафим предсказывал, что воскресение его будет аки воскресение седми отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего, и по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеев и там откроет проповедь всемирного покаяния. «В этом смысле и следует понимать обретение мощей преп. Серафима: они обретены и воскресли для поклонения всем христианам», — пояснил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Исполнились пророческие слова батюшки Серафима: его святые мощи находятся в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, куда приезжают люди из городов и весей разных стран и континентов, чтобы исповедоваться, причаститься Святых Христовых Тайн и помолиться дивному угоднику Божию, великому предстателю о Земле Русской. «Радуйся днесь, вся Российская земле, и, святая обитель Дивеевская, веселися. Верных же множество, стекшеся днесь, прославим преподобного отца, пастыря и учителя, богомудрого наставника заблудшим, скорого всех болящих целителя, Российския земли великое украшение, его же похваляюще, сице рцем: преподобие Серафиме, спаси нас молитвами твоими» (стихира на литии).

Читайте также:  Мария Египетская

Материалы предоставлены

Издательской группой Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского женского монастыря

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Прославление Креста

Неделя 3-я Великого Поста: Крест Господень

Из года в год, в третье воскресенье Великого Поста, св. Церковь за божественной литургией, предлагает нам Евангелие от Марка, в котором святой Евангелист передает нам призыв Господа Иисуса Христа, Который говорит: если человек хочет идти за Ним, он должен отвергнуться себя, взять крест свой и идти за Ним.