Главная / Библиотека / Статьи / Святые / Почитать святых – это как минимум не рассказывать о них сказки

Почитать святых – это как минимум не рассказывать о них сказки

Как известно, в 2011г. Президентом Украины был учреждён День семьи, который отмечается 8 июля — в день памяти православных святых Петра и Февронии, покровителей семьи. Такое сочетание светского и церковного праздника в нашем календаре не единично: День украинской письменности и языка отмечается 8 ноября, в день памяти преподобного Нестора Летописца.

В ходе подготовки ко Дню семьи 2013г. столкнулся со случаями, когда вместо жизнеописания святых Петра и Февронии, которое содержится в Житиях святых свт. Димитрия Ростовского, пересказывают в качестве жития древнерусскую «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Жанр последней, как указано в учебнике по истории древнерусской литературы, «не находит себе соответствий ни с исторической повестью, ни с агиобиографией. Наличие поэтического вымысла, восходящего к традициям народной сказки, умение автора художественно обобщать различные явления жизни, позволяют рассматривать «Повесть о Петре и Февронии» как начальную стадию развития жанра светской бытовой повести» (http://society.polbu.ru/kuskov_lithistory/ch21_all.html). Таким образом, герои этой повести не имеют прямого отношения к святым благоверным князю и княгине, первые живут в художественном мире произведения в соответствии с его законами. Поэтому не стоит смущаться ответом девы Февронии как литературного персонажа: «если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». Хотя повесть писалась священником по благословению митрополита после канонизации святых Петра и Февронии, в Четьи-Минеи как не соответствующая житийному канону она не вошла. Зачем же теперь пытаться представить художественное, светское произведение за икону, написанную словом? Только потому, что в церковных источниках жизнеописание лаконично (см. http://azbyka.ru/otechnik/?Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh=539 , http://days.pravoslavie.ru/Life/id1781.htm) и хочется подробностей?

Читайте также:  Святая великомученица Варвара

В недавно вышедшей книге «Святые Пётр и Феврония Муромские» (М.: Благовест, 2012, с.8), рекомендованной к печати Издательским Советом РПЦ, подчёркивается, что «»Повесть» сохранила романтическую историю о змее, якобы прилетавшем к невестке святого и за это убитом князем Петром. Но, к сожалению, никакого подтверждения этой удивительной истории нет. Некоторые из исследоваетей видят здесь аллегорию, а другие — пережитки славянской мифологии».

Что касается мифологии, то она здесь общеевропейская. Ф.И. Буслаев сравнил сюжет «Повести…» с песнями древней Эдды о битве Зигурда со змеем Фафниром и о союзе этого героя с вещей девой Валькирией: «Без всякого сомнения, сходство это основывается на общих источниках, из которых, само собою разумеется, совершенно независимо друг от друга были почерпнуты древние предания и в песнях Эдды и в нашей легенде» (http://feb-web.ru/feb/irl/il0/il2/il2-3612.htm). А.Н. Веселовский указал на сходство «Повести…» с сагой о Рагнаре Лодброке «не только в общем мотиве, но и в эпизодах, в их последовательности… И сага и легенда представляют соединение двух эпизодов, совершенно различных по содержанию и связанных лишь единством главного действующего лица…» (там же). «Сказочные циклы о змееборце и мудрой деве своими корнями уходят в эпос древней Греции и в народную поэзию Ирана и Индии… Об известности же в древней Греции сказания о мудрой деве свидетельствуют произведения Плутарха и Свиды, которые хорошо знают поэтический прием, лежащий в основе этого сказания, — препирательство замысловатыми задачами и загадками» (там же). Д.С.Лихачёв сравнивал сюжет «Повести…» с романом о Тристане и Изольде (http://ppf.asf.ru/drl/great10.html). Сравнение цитат из указанных произведений было бы гораздо интереснее простого пересказа «Повести…».

Читайте также:  Преподобный Феодосий Печерский (†1074)

Не только светские, но и «православный сайт» спокойно сообщает, что «Повесть о Петре и Февронии» возникла в ХV веке на основе устной легенды, отразившей в себе народно-поэтические мотивы борьбы со змеем и отгадывания загадок вещей девой (http://hramlavrenty.narod.ru/Petr_i_Fevrinia.htm). Как писалось в журнале «Нескучный сад», за почти четыре века, прошедших с момента преставления свв. Петра и Февронии до написания «Повести..», «их жизнь превратилась в народном сознании в красивую сказку о любви и супружеской добродетели» (http://www.pravmir.ru/pravdu-li-raskazyvaet-zhitie-petra-i-fevronii/). Однако Церковь не предлагает былины об Илье Муромце в качестве жития прп. Илии Муромца Печерского. Один болгарский священнослужитель советовал: спасайтесь без мифов. Если мы действительно чтим святую княжескую пару, не будем рассказывать о ней сказки.

Протоиерей Игорь Овчаренко,

клирик Свято-Игнатьевского Храма г. Донецка,

преподаватель церковнославянского языка ПДК ДонНУ

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Преподобный Иов Почаевский

Преподобный Иов Почаевский (†1651)

Преподобный Иов был сви­детелем Брестской унии 1596 года и последо­вавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возрастав­шего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на на­родное сознание для укрепления Православия.