Главная / Новости / Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне

Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне

Ин., 12-е зач., 4: 5–42

Приходит Иисус в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты . Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.

Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно мира, Христос.

Христос воскресе!

Читайте также:  Начало индикта. Церковное новолетие

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5.3). Это утверждение нашего Спасителя, каким бы знакомым и привычным оно нам ни казалось, на самом деле — «камень преткновения и соблазна» (.9.33). , оказывается, — удел побеждённых, а не победителей. Небесные обители Отца нашего уготованы проигравшим гонку здесь, на земле. Первым в Рай входит бандит и убийца; первой узнаёт о том, что Иисус — Мессия, что Он — , непотребная женщина, блудница самарянская. Где здравый смысл, где логика, где справедливость человеческая?

В одном старом фильме, который был снят ещё в те времена, когда о Церкви нельзя было говорить открыто ничего хорошего, а можно было только обличать мракобесие и алчность её служителей, один герой спрашивает другого, таинственно, сокровенно изображающего священника: «Хороших у вас пропускают, а плохим отрывают головы? Не знаю, не уверен, — печально отвечает ему носящий странную кличку „Сталкер“, — мне-то кажется, что пропускают тех, у кого надежд больше никаких не осталось. Не плохих или хороших, а несчастных…» Несчастные — те, у которых нет части в этой жизни. Несчастные — изгои, потому что их поведение, их жизнь — греховны. Казалось бы, если они чего и достойны, так в первую очередь осуждения и проклятий. Однако, Христос Спаситель как бы в насмешку над человеческими представлениями о справедливости «ест и пьёт с мытарями и грешниками» (Мф.9.11), говорит алчному сборщику налогов: «сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк.19.5) и величайшую тайну о Себе доверяет блуднице: «Я — Мессия», — говорит Он ей.

Читайте также:  День Пятидесятницы, призывающий всех к единению в Боге

Так что, логика Евангелия совсем иная, чем логика нашей повседневной жизни. И тот, кто пришёл в церковь, должен забыть о справедливости, потому что вместо закона: «око за око и зуб за зуб» (Лев.24.20) действует совсем иное правило: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5.44).

Но, разумеется, для того, чтобы Бог удостоил сaмого последнего грешника Своим посещением, чтобы Он открылся мне, такому, как я есть, необходима весьма важная вещь: моё согласие с Ним, с моим Богом. Если я согласен с тем, что болен грехом и ищу способов исцелиться от греха, — Бог мне поможет, потому что по Его собственному слову: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9.11). А если же я убеждён, что исцеляться мне ни от какого греха не нужно, просто потому, что у меня их, грехов, нет, тогда даже Бог помочь не сможет, потому что человек свободен и эта Богом данная свобода ненарушима. Бог не может спасти нас против нашей воли, Бог не может простить нам грех, если мы не просим о прощении, Бог не может напоить нас водой вечной жизни, если мы стиснули зубы. Как и в быту, для того, чтобы напиться воды, необходимо совершить хоть малую, но работу, так и в духовной жизни: для того, чтобы причаститься Воды живой, Воды Вечной жизни, нужно совершить работу покаяния. Так, как это сделала грешная женщина из самарийского города Сихарь.

Читайте также:  Над кафедральным собором Покрова Пресвятой Богородицы установлены кресты

В этом евангельском эпизоде мы, современные люди, вслед за самой самарянкой, изумляемся чуду прозорливости Спасителя. Нам, как и ей, кажется, что самое удивительное в этой истории то, что Господь всё знает о неправедной жизни жительницы Сихаря. Хотя, на самом деле, нас должно было бы ошеломить совсем другое: удивительное, непостижимое смирение той, с которой Бог говорил у колодца Иакова. Для того чтобы понять, как велико, как неожиданно и потому чудесно смирение самарянки, достаточно просто представить себе, как любой из наших знакомых или друзей упрекнёт каждого из нас в нашем действительном грехе, в нашей постыдной страсти, которую, как ни скрывай, всё равно не скрыть. Разве не всколыхнётся наша от обиды и негодования на обличителя? Разве не отыщем мы тут же десяток извиняющих нас обстоятельств? Разве не захлестнёт нас горячей волной обида? — на что? На правду!

А что же самарянка? Она оскорбилась, обиделась, стала оправдываться? Или, может быть, как мы это часто делаем, сказала со злостью: «Не твоё дело — моих мужей считать»! Нет, эта добрая женщина в ответ на обличение в блудодеянии — обрадовалась! Она бросила свой водонос, она забыла, зачем пришла из города к колодцу, она побежала обратно в город и говорит людям: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин.4.29). Вы подумайте, ни ложного стыда, ни уязвлённой гордости — одна радость!

Так истинное покаяние рождает радость, так искреннее желание новой жизни делает человека лёгким, летящим, обретшим крылья. Чему же радуется эта женщина? Что делает её такой счастливой? Я думаю только одно: решимость жить по-новому. И, обратите внимание, ей ведь совсем не стыдно! Ей нечего стыдится, потому что прошлая жизнь со всеми этими бесконечными «мужьями», со всем этим угаром блуда — позади и навсегда позади! Разве это не чудо! Разве это не радость!

Каждый день Церковь даёт нам возможность пережить радость покаяния и обновления, и только от нас зависит, воспользуемся ли мы этой удивительной возможностью, переживём ли мы вновь и вновь чудо обновления, как пережила его женщина из города Сихарь. Аминь

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Апостол и Евангелист Матфей

Апостол и Евангелист Матфей (†60)

29 ноября Православная Церковь празднует память святого апостола и евангелиста Матфея — человека с непростой судьбой. Матфей некогда был изменником, служившим оккупантам и грабившим свой народ, но сумел найти в себе силы покаяться и в корне изменить свою жизнь. Нам он известен как пламенный проповедник христианства и автор Евангелия.