Главная / Великий пост / Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим

За неделю до Пасхи православные христиане празднуют Вход Господень в . В народе праздник обычно называют Вербным Воскресеньем. В этот день многие люди спешат в церковь с пучками пушистых верб. Нас охватывает радостное предчувствие! Но при чем здесь вербы, о которых ничего не знали евангельские герои? Каков вообще исторический и богословский смысл праздника?

Вход Господень в Иерусалим

Это событие описывают все четыре Евангелиста: Матфей (21:1-17), Марк (11:1-11), Лука (19:29-48) и Иоанн (12:12-18). Обратимся к евангельской истории.

1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников,

2 сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне;

3 и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.

4 Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит:

5 Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.

6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:

7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;

9 же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

10 И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?

11 Народ же говорил: Сей есть Иисус, из Назарета Галилейского.

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,

13 и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали

16 и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь. (Мф.21:1-17).

Вход Господень в Иерусалим

Читая эти строки Священного Писания, перед нами предстает торжественная картина. Сбылись предсказания ветхозаветных пророков – Царь и Помазанник Божий торжественно входит в столицу Иудеи – Иерусалим. Входит для того, чтобы унаследовать престол своего великого предка – царя Давида, чтобы стать еще более величественным, чем , чтобы воцариться в Израиле навсегда. Весь город ликует: «Слава Богу»! Иисусу жители Иерусалима оказывают поистине царский прием – по древнему обычаю они снимают с себя верхнюю одежду и устилают ею дорогу, по которой в город входит Иисус. Те же кто беднее и не могут позволить себе такой непозволительной роскоши, — расстаться со своей одеждой, — срезают с деревьев пальмовые ветви и устилают дорогу ими. Примечательно то, что до этого события Христос открывал людям тайну Своей личности, косвенно: притчами, проповедями и исцелениями. До этого Он не приветствовал того, чтобы Ему покланялись. Но теперь Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя называть себя Царем. Более того, позже Он о Себе скажет: «Видящий Меня видит Пославшего Меня» (Ин.12:45). К этому моменту вся Палестина уже была наслышана о Нем и о чудесах, которые Он делал настолько, что вход Его в Иерусалим вылился в настоящее массовое и торжественное шествие.

Читайте также:  Пророк Осия и его книга

Итак, весь народ ликует. Ученики Его торжествуют еще с большей радостью: наконец то их Учителя признал весь народ. Теперь, — думают они, — им больше не придется скитаться и быть у всех в немилости. Теперь их Учитель будет в почете и уважении в столице – в самом Иерусалиме…Что же творится в душе Спасителя в эти казалось бы торжественные минуты? Почему Он единственный, кто не поддался этой всеобщей эйфории? Просто Он знал всё наперед, о чем неоднократно ранее давал понять Своим ученикам:

31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,

32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,

33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.

34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного (Лк.18:31-34).

Вход Господень в Иерусалим

Он уже и к погребению приготовился: вспомним как сестра Лазаря Мария осуществила это таинство — помазала Христа драгоценным маслом. Он всё это знал, но шел в Иерусалим, чтобы пострадать, умереть и после этого прославиться уже на века. Прославиться не для того, чтобы польстить Своей гордыне, но чтобы таким образом о Нем узнал, поверил Ему и последовал за Ним каждый человек с целью спасения своей души. Но все это будет позже – после страданий, позорной казни, смерти, воскресения. А сейчас все ликуют… Скоро еврейская . В Иерусалим уже прибыл военный губернатор Иудеи , чтобы наблюдать за мятежными подданными. Именно в этот момент Христос направляется к городским воротам Иерусалима. Он предпринимает последнюю попытку обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осленок, символизирующий мир. Люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! («спасай нас!»). Они ждут, что Он явит божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены, и придет вечное Мессианское Царство. Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного. Подобные попытки оборачиваются еще большей бедой. Пройдет четыре дня, и ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!» Он обманет ее надежды…

Читайте также:  Воскресение Христово в отличие от воскрешения Лазаря

Подражая современникам Христа, в этот праздничный день мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Однако освящение веток верб, принесенных нами в храм, не должно быть самоцелью. И хотя этот сюжет Евангелия знает практически каждый человек, позволим себе акцентировать внимание на одном моменте: остерегает Своих последователей всех времен быть осторожными при принятии за истину мнения общества о чем бы то ни было. Общественное мнение — волна, напирающая и уносящаяся. Сегодня она в нашу пользу, а завтра против нас. Человек должен руководствоваться не общественным мнением, а заповедями и законом Божиим, не преходящими и не изменяющимися. Ликование толпы в Спасителе не вызвали чувства одобрения. В этом громогласном, суетливом выражении восторга не было проявления глубокого чувства — одна торжественная, нарядная внешность. Слава Божия только выкрикивалась звуками голосистой массы и, не затрагивая ее сердец, тут же исчезала. В торжественной встрече Спасителя был праздник праздного народа, но не проявление искренней веры. Народ, как «стая очарованных», шумел и ликовал.

Вход Господень в Иерусалим

Как было при встрече Спасителя, так часто бывает и с нами — современными людьми. Народная слава, общественный почет — это блистательный фейерверк, который сначала может вскружить голову, но через несколько минут от него остается только дым. Это весенний прилив половодья, влекущий за собой изобилие вод, где волны стремятся обогнать и потопить одна другую. Подобные явления не прочны и скоропреходящи.

Также вспоминается одна народная , в основании которой лежит сюжет входа Господа нашего в Иерусалим: Осел, на котором Христос въезжал в город, видя торжество людей и пальмовые ветви у себя под ногами, думал, что это его (осла) приветствует народ, и возгордился после этого… Не так ли поступаем иногда и мы, забывая, что идем по жизни не сами по себе, но несем в себе Бога, и что за всё нужно благодарить Его, а не приписывать все похвалы и удачи исключительно себе.

Читайте также:  Жизнь пророка Исаии (VIII в. до Р. Х.)

Вход Господень в Иерусалим

По церковной традиции, в этот день в Храмах верующие, как бы встречая невидимо грядущего Спасителя, стоят на богослужении с веточками верб в руках, отсюда другое название праздника — Вербное Воскресенье. Вербы заменяют собой вайи (пальмовые ветви), которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Накануне праздника, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы. Неделя после праздника Входа Господня в Иерусалим именуется Православной Церковью Страстной седмицей (неделей).

Вход Господень в Иерусалим

Тропарь праздника, глас 1. Общее / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе Победителю смерти вопием: / осанна в вышних, // благословен Грядый во имя Господне.

Перевод: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, Ты. Христе Боже, воскресил из мертвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, нося знамение победы, восклицаем Тебе — победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне».

Ин тропарь, глас 4. Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних, // благословен Грядый во Имя Господне.

Перевод: Погребшись с Тобою в крещении, Христе Боже наш, мы Твоим воскресением сподобились бессмертной жизни и в песне восклицаем: «Осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне».

Кондак праздника, глас 6. На престоле на небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти: // благословен еси, грядый Адама воззвати.

Перевод: «Восседая на небесном престоле, шествуя по земле на молодом осле, Ты, Христе Боже, принял хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, идущий призвать к Себе Адама».

Величание праздника. Величаем Тя, / Живодавче Христе, / осанна в вышних, / и мы Тебе вопием: // благословен Грядый во имя Господне.

Перевод: Величаем Тебя, Жизнеподатель Христе, и взываем Тебе: «Осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне».

Ирмос 9-й песни Бог Господь и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиями и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего!

Перевод: Бог Господь явился нам; устройте празднество и в веселии придите с пальмами и ветвями, возвеличим Христа, в песнях восклицая: «Благословен Грядущий во имя Господа, Спасителя нашего!».

Денис Лебедев, кандидат богословия, преподаватель приходской воскресной школы при Свято-Троицком храме

Евгений Полянский, слушатель взрослого отделения приходской воскресной школы при Свято-Троицком храме

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой во всероссийском масштабе; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.