Главная / Образование / Учебно-методическое пособие по курсу «Религиоведение» 4-8 темы

Учебно-методическое пособие по курсу «Религиоведение» 4-8 темы

Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы и изучению курса «Религиоведение» для студентов дневной и заочной форм обучения составлено на основании соответствующих нормативных актов Министерства образования и науки Украины, учебно-методических пособий Донецкого национального университета и Мариупольского государственного гуманитарного университета.

Тема 4.

Мировые религии: буддизм.

План.

1. Возникновение буддизма.

2. Характеристика вероучения и культа, анализ основных течений религии.

3. Буддизм в современном мире.

Мировые религии – высшая стадия развития религии (буддизм, , ислам). Это религии, получившие распространение по всему миру и объединяющие людей независимо от национальной, государственной, расовой, языковой, социальной и др. принадлежности.

География Мировых религий.

Христианство распространено в Европе и Америке (подавляющее большинство населения), в Африке ¼ населения. Ислам получил распространение на Ближнем Востоке и в Северной Африке (50% населения), а также во многих азиатских государствах, объединяя в целом 20% населения этого континента.

В процентном отношении конфессиональная структура современного мира приблизительно выглядит следующим образом: христианство – 33%, ислам – 19%, индуизм – 13%, буддизм – 6%, атеисты и нерелигиозные – 20%, прочие религии – 9%.

1. Возникновение буддизма.

Буддизм возник в середине I тыс. до н.э. в Индии, закрепляется в других регионах: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнем Востоке.

Возникновение буддизма связано с именем Сидхартхи Гаутамы, известного в мире под именем Будды. Слово «будда» означает «просветленный» и имеет религиозный смысл. Гаутама родился ок. 560 г. до н.э. в северо-восточной Индии. Его отец был раджей из рода шакьев и принадлежал к касте воинов (кшатриев). Своего сына он воспитывал в роскоши и изобилии. Когда Сидхартха был совсем маленьким, брамин-индус предсказал ему, что на него снизойдет «просветление» и он поможет другим людям преодолеть страдания. В 16 лет Гаутама женился. У него родился сын – Рахула («цепи»). Молодой человек не был доволен своим положением.

Отец, согласно буддистским представлениям, стремился изолировать сына от внешнего мира, чтобы жизнь, полная страданий и горя, не огорчила сердце юноши. Однако такая изоляция не помогла. Гаутама, встретил седого старца, больного, похоронную процессию и монаха отшельника. Он, увидев боль и печаль мира, избрал себе путь самоотречения и созерцательного самоусовершенствования.

В 29 лет он оставляет семью и идет странствовать по дорогам Индии. Шесть лет он искал истину в индуизме, при этом вел жизнь строжайшего аскета, чем довел себя до полного физического истощения и едва не умер. Тогда он понял, что аскетизм не откроет ему истины. Просветление снизошло на Гаутаму тогда, когда он, размышлял об истине, сидя в тени дерева, вошедшего позднее в предание под названием «дерево бодхи» (на санскрите означает «пробуждение», а Будда «пробужденный»).

2. Характеристика вероучения и культа, анализ основных течений религии.

Основу вероучения составляют «Четыре великие истины», которые, согласно традиции, открылись Сидхартхе Гаутаме в момент его «просветления». Истины провозглашают, что

1) жизнь есть страдание,

2) причина всех страданий – желания,

3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний, «погашением» последних, а для этого необходимо

4) вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и «правильного знания», этот путь состоит из 8-ми ступеней.

1. Правильное понимание (иметь правильные взгляды, свободные от суеверий и заблуждения).

2. Правильная мысль (связана с отказом от чувственных стремлений и желания нанести физическую или моральную боль другому человеку, или живой природе).

3. Правильная речь (говорить правду, не лгать, не клеветать, не говорить что-то не доброе в адрес другого человека, воздерживаться от праздного пустословия).

4. Правильные действия (жить так, чтобы не убивать живое, пользоваться тем, что дают тебе люди).

5. Правильное усилие (зарабатывать себе на жизнь только таким способом, который не наносит вреда другим людям).

6. Правильное поведение (сопротивление своим злым побуждениям и максимальное старание развивать в себе добрые черты характера и стремиться к совершению только добрых поступков).

7. Правильное внимание (стремиться быть наблюдательным за собой, усердным к добру, свободным от желаний и печали).

8. Правильная сосредоточенность (глубокая медитация над сущностью жизни).

Этот 8-й путь был предназначен в основном для монастырской жизни.

Принципы для верующих были сформулированы Гаутамой в 5 заповедях.

1. Не убивай

2. Не кради

3. Не прелюбодействуй

4. Не лги

5. Воздерживайся от алкоголя.

Учение Будды сразу нашло себе сторонников в индийском обществе, потому что провозглашало идею равенства всех людей независимо от касты и возможность спасения для всех, сделали эту религию очень популярной в среде народа.

После смерти Гаутамы в 480 г. до н.э. буддизм принимает Индии Ашока в 265 г. до н.э. (годы правления 273-232). Он активно поддерживал монашеские общины. Начался бурный рост и распространение монастырей по всей Индии и в других странах Юго-Восточной Азии.

Священной книгой для буддистов является Типитака, она состоит из трех частей – корзин (питак).

1. Виная-питака (корзина дисциплин) — правила поведения.

2. Сутта-питака (корзина текстов), содержит речи Будды и его учеников.

3. Абхидхамма-питака, содержит каноническое Буддийское учение.

По преданию, впервые священные тексты были зафиксированы в I в. до н.э. на о. Цейлон, ок. 80 г. до н.э. при царе Ваттагамане.

Окончательный текст Типитаки был выработан во время Пятого Буддийского Собора, проходившего в 1871г., а затем вырезан на 729 мраморных плитах в г. Мандалае (Бирма).

По мнению исследователей мировой религии, буддизм не является единым, целостным учением. С момента своего возникновения он разделился на две философские школы: консервативную и либеральную.

Консервативная школа известна под названием «тхеравада» (путь старших) или «хинаяна» (малое колесо). Получила распространение в Цейлоне, Бирме, Камбодже, Таиланде.

Либеральная школа называется «махаяной» (большое колесо), или северный буддизм. Она распространена в основном в Непале, Корее, Китае, Японии, Тибете.

Отличаются эти школы в истолковании учения Буды и практическим осуществлением достижения нирваны.

Хинаяна предполагает достижение спасения (нирваны) путем отказа от мирской жизни, пострижения в монахи, и неукоснительного выполнения всех предписаний Будды. В результате есть надежда у каждого избравшего этот путь стать Буддой, т.е. просветленным.

Другое направление — махаяна предлагает обновленный взгляд на достижение нирваны, не требуя монашеских обетов. На место личного спасения верующего (по хинаяне), когда каждый должен стремиться стать Буддой, махаяна выдвигает тезис о спасении Личного «Я», через спасение другого. На место Абсолюта, махаяна выдвигает личность самого учителя, Гаутамы, т.е. происходит обожествление Будды. Впоследствии выделились и другие течения: дзен-буддизм, тантризм, ламаизм.

3. Буддизм в современном мире.

Основная зона распространения буддизма – страны Южной и Юго-Восточной Азии. Считается, что по всему миру исповедуют Буддизм 360 млн. человек: Китай (50-60 млн. в самом Китае, 20-25 этнических китайцев по всему миру), Таиланд, Япония, Бирма, Вьетнам, Корея, Шри-Ланка, Камбоджа, Тибет, Лаос, Монголия и Бутан.

В процентном отношении буддистов к общей численности населения лидируют Таиланд (более 90%), Бирма, Лаос, несколько отстает от них Шри-Ланка (65-70%).

Литература.

1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1980. – Гл.9.

2. Буддизм. // БСЭ. – М., 1961. – Т.1.

3. Васильев Л.И. История религии Востока. – М., 1983.

4. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: Ранняя буддистская философия. – М., 1994.

5. Основы религиоведения: Учебник для вузов. – М., 1994. – Гл.8.

Ключевые понятия:

Мировые религии, Будда, Типитака, Тхеравада, Хинаяма, Махаяна.

Тема 5.

Мировые религии: ислам.

План.

1. Социокультурные предпосылки возникновение ислама.

2. Вероучение и культ, основные течения.

3. Ислам в современном мире.

1. Социокультурные предпосылки возникновение ислама.

Возникновение ислама связано с именем пророка Мухаммада (570 — 632). Слово «ислам» означает покорность, подчинение, посвящение себя воле Аллаха.

Ислам – монотеистическая религия. Слово Аллах является мусульманским эквивалентом слова «Бог».

Ислам – относительно «молодая» религия, возникает в VII в. н.э. на Аравийском полуострове у кочевых и полукочевых племен. Религия сформировалась в географической среде, где уже ранее существовали такие религиозные течения как иудаизм и христианство. Ислам многое позаимствовал в религиозно-культурном плане у своих предшественников.

В исламе сочетаются ветхозаветные иудейские и христианские элементы: мусульмане почитают Ноя, Авраама, Моисея, Давида, Иисуса, Иоанна и др. пророков, (в том числе Иисуса — Иса).

Мухаммад почитается мусульманами больше всех, как последний и величайший из пророков. При этом ислам объявляется единственным истинным продолжением ветхозаветного вероучения.

В настоящее время ислам – вторая по числу последователей мировая религия. Ее исповедуют около 1 миллиарда жителей планеты, она продолжает развиваться во многих странах мира.

Мухаммад, настоящее имя которого Убу-иль-Касим, родился в 570 г. н.э. в г. Мекке на юго-западном побережье Аравийского полуострова. Отец его принадлежал к могущественному кочевому племени корейшитов, он умер во время торговой поездки до рождения Мухаммада, а мать скончалась, когда мальчику было шесть лет. Некоторое время ребенка воспитывал дед, а затем он перешел в семью своего дяди — Абу Талиба. С юных лет Мухаммад познакомился с караванной торговлей, так как купец Абу Талиб часто брал его с собой в далекие путешествия. Будущий пророк побывал в странах Ближнего Востока, где имел возможность знакомиться и общаться с представителями различных религиозных культов.

Когда Мухаммаду исполнилось 25 лет, он женился на богатой вдове Хадидже. Не смотря на то, что она была значительно старше его на 15 лет (по некоторым источникам на 12 лет), он искренне любил ее, и она поддерживала его не только материально, но и духовно.

Около 610 г. у Мухаммада появляется склонность к уединению, с целью размышления на религиозные темы в пещере, недалеко от Мекки. Во время этих уединений, как утверждают исламские источники, ему начали приходить духовные откровения. Арабы, до возникновения ислама, были идолопоклонниками, т.е. исповедовали язычество, поклоняясь множеству богов, а также ангелам и демонам. Мекка — была их религиозным центром, в ней размещались 360 святилищ (капищ), и небольшой храм – Кааба, внутри которого находился Черный Камень. В мусульманском мире считается, что Черный Камень был передан еще в древности Аврааму Архангелом Джабраилом (в христианской традиции Гавриилом).

Мухаммад, на основании своих откровений и видений заявил, что только Аллах есть единый и истинный Бог. Это заявление не нашло поддержки и сочувствия у окружения пророка. Только жена поддержала его, будучи уверена в том, что видения мужа имеют божественное происхождение.

В этих видениях прозвучало и повеление записать все то, что было открыто пророку. Так появился Коран (араб. «Кур-хам», буквально «перечень стихов»). Мухаммад до своей смерти (в 632 г. н.э.) продолжал пересказывать очередные видения и откровения, которые письменно фиксировались в его окружении. Мусульмане считают Мухаммада последним и самым главным пророком Божьим. Последователи определили эти откровения словом «назил», т.е. слепое орудие передачи высшей воли. Иначе говоря, мусульмане утверждают, что Коран – это книга Аллаха. В доказательство этого они указывают на изумительный арабский язык этой книги, и на ее замечательный стиль.

2. Вероучение и культ, основные течения.

Основа мусульманского вероучения зафиксирована в Коране и Сунне.

Коран содержит знания, которые были открыты пророку Мухаммаду в Откровениях. На первом этапе он передавался в устной форме, затем текст Корана был унифицирован при ближайшем соратнике Мухаммада — халифе Османе (644 — 656).

Первых четырех халифов, мусульманская традиция называет «праведными»:

1. Абу Бакр (632 — 634)

2. Омар ибн аль-Хаттаб (634 — 644)

3. Осман ибн Аффан (644 — 656)

4. Али ибн Аби Талиб (656 — 661)

Во время правления первых четырех халифов были заложены основы государства «Арабский халифат», который начал проводить активные завоевательные походы, с последующей «исламизацией» завоеванных территорий (Ближний Восток, Средняя Азия, Северная Африка).

Текст Корана, состоит из 114 сур (глав). Суры, в свою очередь включают определенное количество стихов – аятов (араб. «чудо, знамение»). Коран включает 6204 (6236) аятов (по различным вариантам счета), которые разделяются в связи с потребностями культа на 30 частей – джузов и 60 разделов – хизбов. Мусульманская традиция, делит коранический текст на два периода – мекканский (90 сур) и мединский (24 суры), которые по большей части длиннее мекканских.

Первая сура — «Фатиха» (открывающая) объединяет 7 стихов. Вторая сура — «Корова» – самая длинная, состоит из 286 айятов. Текст Корана можно разделить на несколько тематических частей:

1. Религиозный взгляд на мир, догматическое и культовое вероучение ислама.

2. Правовые и морально-этические нормы, обряды, традиции арабских племен, которые составили основу морально-правовой системы ислама.

3. Древнееврейские и древнеарабские элементы, иудейско-христианские сюжеты и сказания о деятельности пророков.

4. Фрагменты устного народного творчества доисламской эпохи, сведения исторического, этнографического и географического характера.

Первый перевод Корана на латинский язык был осуществлен по поручению аббата монастыря Клюни Петра Достопочтенного (1092 — 1156). Группу переводчиков возглавил Роберт Кеттонский. Другой ранний латинский перевод, связан с именем Марка Толедского был сделан в начале XIII века. Знакомство с Кораном в России началось с XVIII в., когда по инициативе Петра I был подготовлен первый перевод Корана с французской версии Дю Рие, который был опубликован в 1716 г. В 1787 г. по поручению Екатерины II в Петербурге был отпечатан арабский текст Корана, получивший высокую оценку как в Европе, так и на Востоке и впоследствии неоднократно переиздававшийся.

Вторым после Корана источником вероучения ислама является Сунна (араб. «обычай, пример»). Сунна является сборником священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах, поучениях пророка Мухаммада. Книга была в основном составлена в IX в. мусульманскими богословами.

В Сунне показан пример жизненного пути посланника Аллаха как эталон и руководство для жизнедеятельности мусульманской общины и каждого мусульманина.

Вероучение ислама, основывается на следующих основных положениях:

1. Вера в Аллаха. Каждый мусульманин несколько раз в день должен повторять формулу исповедания веры: «Нет сущего, кроме Аллаха и Мухаммад (Мухамед) пророк Его». Данное исповедальное кредо называется «Шахада». Каждый правоверный мусульманин должен 5 раз в день молиться: на восходе, в полдень, в середине дня, после заката и перед сном. Верующих на молитву созывает муэдзин особым гортанным пением с минарета.

2. Вера в пророка Мухаммада. Аллах послал множество пророков, чтобы направить людей к истине. В Коране упоминается 28 пророков, большинство из которых, тождественны пророкам Ветхого и Нового Заветов. Хотя Христос почитается безгрешным пророком, однако только Мухаммад является последним пророком и величайшим из всех предшествующих.

3. Вера в предвечность Корана. Коран — важнейшая из четырех богоугодных книг, другие три: Пятикнижие Моисея (Таурет), Псалмы Давида (Забур), Евангелие (Инджип). Исходя из того, что иудеи и христиане принимают эти книги (кроме Евангелия иудеями), мусульмане рассматривают эти народы как «народы Писания». Они считают, что ранние откровения в тексте были искажены, а поэтому Коран рассматривается как Воля Аллаха, пришедшая к народу через уста Мухаммада.

4. Вера в загробное воздаяние. Когда наступит Судный День, то дела каждого человека будут взвешены на двух чашах весов – добра и зла, и, в соответствии с результатом взвешивания, человек попадает на небеса или в ад. Небеса в исламской традиции – это обитель чувственных наслаждений, награда за дела, угодные Аллаху.

5. Вера в демонов и ангелов. Мусульмане верят, что существует множество созданий ангелов и демонов, занимающих промежуточное положение между Аллахом и человеком.

Падшими ангелами руководит Иблис, возглавляя всех злых духов — шайтанов и джиннов. Одно из его занятий заключается в том, чтобы заставлять людей забывать о благочестивых делах и молитве.

Иблис был создан Аллахом из огня. Он отказался поклониться созданному Аллахом из праха человеку, за это был низвергнут с небес.

Мусульмане верят, что каждый верующий при жизни, имеет двух ангелов, которые фиксируют его добрые и злые (греховные) дела, определяющие его загробную жизнь в раю или в аду.

6. Вера в божественное предопределение. Значительная часть мусульман – фаталисты, они верят в предопределенность судьбы (фатализм). Они считают что все в мире создано Аллахом, и нет возможности изменить ход развития событий. Поэтому необходимо подчиниться судьбе, т.к., что либо изменить в мире не по силам простому смертному.

С вероучительной основой ислама связан шариат (араб. «прямой, правильный путь») – комплекс закрепленных Кораном и Сунной морально-правовых предписаний, которые определяют убеждения, формулируют нравственные ценности и религиозную жизнь мусульман. Существуют основные обязанности правоверного мусульманина:

1. Исповедание веры (признание единого бога Аллаха и Мухаммада его пророком).

2. Молитва – намаз (5 раз в день, повторяется хвалебное восклицание: «Аллах велик! Аллах всесилен! Аллах всемогущ!»).

3. Пост – ураза (каждый год во время месяца Рамазана, 9 месяца мусульманского календаря, мусульмане в течении 30 дней обязаны от восхода до заката не принимать пищи, питья, воздерживаться от всякого рода чувственных наслаждений и удовольствий). От поста освобождаются больные дети, путники, сражающиеся воины, беременные женщины и т.д.

4. Милостыня (закят). Это налог, введенный исламом на все виды состояний, своеобразный налог в пользу нуждающихся мусульман. Право на получение помощи имели неимущие, бедняки, несостоятельные должники и т.д. Закят и в настоящее время собирается в тех странах, где шариат является основой законодательства (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты).

5. Хадж. Посещение святых мест в Мекке и Медине – одна из главных обязанностей правоверного мусульманина. Хадж обязателен (хотя бы раз в жизни) для мусульман, которые способны по состоянию здоровья, возраста, материальных возможностей совершить его.

Читайте также:  Таинства Крещения и Миропомазания

6. Джихад (священная война). Ведется против «неверных» и за распространение ислама. Первоначально под джихадом понималась борьба в защиту и распространение ислама. В настоящее время понятие «джихад» означает вооруженную борьбу с «неверными» во имя торжества ислама, и в этом значении его синонимом у мусульман является газават, а у немусульман «священная война».

Необходимо также выделять понятия «большого джихада» и «малого джихада». Первый ведется против собственного несовершенства (вредных привычек), второй близок к газовату.

Основные течения.

Ислам подразделяется на три основных направления – суннизм, имеющий наибольшее число приверженцев в мусульманском мире (ок. 90%), шиизм и хариджизм.

Сунниты (люди Сунны и согласия общины) – в вероучительных основах руководствуются Кораном и Сунной, и признают законную власть «четырех праведных халифов» они не признают посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммада.

Шииты – руководствуются Кораном и Сунной, принимают идею о «божественной» природе халифа Али и праве его потомков на духовное верховенство в мусульманской общине (религиозное и политическое движение).

Хариджиты – внесли весомый вклад в разработку догматических вопросов, связанных с теорией власти в исламе, считали, что халиф должен получать верховную власть от общины только выборным путем, халифом может стать любой верующий вне зависимости от происхождения, социального статуса и этнической принадлежности. Законными халифами хариджиты считали Абу Бакра и Омара.

В политическом отношении хариджиты были носителями радикальных настроений, а в религиозном плане выступали как непримиримые поборники «чистоты» ислама и строгого следования обрядности.

3. Ислам в современном мире.

Наибольшее распространение ислам получил в Африке (50% населения) и Азии (20% населения). В географии ислама прослеживается одна закономерность: компактность его размещения. Почти половина мусульман мира проживает в четырех странах: Индонезии, Пакистане, Бангладеш, Индии.

Приблизительно ¾ мусульман живут в 35 странах, где они составляют 95-99% населения. В других государствах мусульмане представляют замкнутую национальную и религиозную общину.

В странах СНГ насчитывается более 60 народов, чьи предки приняли ислам. Из них от 10 до 20 млн. проживают в России, составляя вторую, по численности после христианства, конфессиональную группу.

Кроме России, ислам распространен в Азербайджане и государствах Средней Азии.

На Украине действует приблизительно 400 мусульманских общин с 404 служителями культов. Существует 166 культовых сооружений (18 — строятся) – (по официальным подсчетам Госкомитета по делам религии, по состоянию на 1 января 2002 г.).

В 28 странах ислам объявлен государственной или официальной религией. Мусульманские положения содержат Конституции Иордании, Туниса, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и многих других стран.

Литература.

1. Бартольд В.И. Ислам в культуре мусульман. – М., 1992.

2. Вагабов Н.М., Вагабов М.В. Ислам и вопросы атеистического воспитания. – М., 1988.

3. Васильев Л.И. История религий Востока. – М., 1983.

4. Еремеев Д.В. Ислам – смысл жизни и стиль мышления. – М., 1991.

5. Коран. Любое издание.

Ключевые понятия:

Коран, суры, намаз, шииты, сунниты, джихад, закят, шахада, шариат, хадж, газават.

Тема 6.

Коран – священная книга мусульман.

План.

1. История создания священной книги мусульман.

2. Коран о вселенной.

3. Проблема человека и общества в Коране.

1. История создания священной книги мусульман.

Ислам – религия «людей книги», писания, посланного людям через пророков. Коран (от араб. «ал-куран» — «чтение вслух», «назидание») – священная книга мусульман, запись пророческих откровений, произнесенных Мухаммадом между 610 и 632 гг. Хронологический порядок сур: 1 период – поэтические, 2 – рахманди, 3 – пророческие, 4 – мединские.

Первые полные тексты откровений появились уже после смерти пророка. Эти сводные тексты отличались друг от друга количеством и порядком записи откровений, написанием отдельных слов. Решение составить общий текст Корана основанный на существующих записях и свидетельствах людей, слышавших лично откровения Мухаммада, было принято при халифе Османе между 650 – 656 гг. Этот список Корана был подготовлен Зайдом ибн Сабитом, выполнявшем при Мухаммаде роль секретаря. Он закрепил сложившуюся к тому времени систему разбивки текста на суры (главы) и аяты (стихи). Суры располагались в порядке уменьшения объема текста.

В конце IX в. в текст Корана были введены «огласовки», т.е. специальные знаки, указывающие на «правильное» чтение, а для удобства запоминания и декламации текст был поделен на 30 частей (джуз) и 60 отрезков (хизб).

Коран является основой ислама, так как устанавливает религиозные обряды, правовые и моральные нормы, жизненный уклад, правила поведения для миллионов мусульман. Но наряду с ясно изложенными стихами — мухкамат – существуют откровения, смысл которых не поддается однозначной интерпретации. Такие строки называют муташабихат. Их комментированием занимаются ученые и авторитетные знатоки ислама.

Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру – «Фатиха», что означает «открывающая» обязан знать (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же самое, что для христиан молитва «Отче наш». Большинство сур состоит из фрагментов откровения, часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. По месту создания суры подразделяются на мекканские (610-622гг.) и мединские (622-632 гг.).

Самые ранние из сохранившихся списков Корана относятся к рубежу VII – VIII вв. Первоначально Коран был записан на мекканском диалекте арабского языка, и с тех пор, по убеждению ортодоксальных мусульман, только арабский текст Корана может и должен считаться священной книгой.

Знатоки мусульманской веры полагают, что точный в духовном смысле перевод Корана на другие языки невозможен, ибо не передает божественной сущности откровений. Поэтому перевод Корана, как правило, называется «переводом смыслов».

Канонический текст Корана появился очень поздно ( каирское издание 1919 г.). Сейчас известны четыре списка Корана, относящиеся к VII – VIII вв. Два из них являются особо чтимыми и недоступны для исследователей. Один из двух этих списков хранится в Мекке, внутри храма Каабы, другой – в Медине. До 1180г. он находился в мечете, рядом с гробницей Мухаммада. Позже правитель Малик ан-Насир построил во дворе мечети специальное здание для мусхафа («свитка») и других реликвий. Два других первоначальных списка хранятся в Ташкенте и Каире. Они именуются куфическими, т.к. написаны разновидностью арабского письма -куфической.

2. Коран о вселенной.

История вселенной сведена в Коране к творческим действиям разумного божества Аллаха. Он творил ее с помощью животворящего слова «Кун» («будь»). Небо и земля поначалу были единым целым. Небо было создано из дыма и составлено из семи сводов «Сотворил семь небес, одно над другим сводами»(67:3; 71:14). Устроил небо так, что «нет в нем ни одной щели» (50:6). На самом верхнем уровне помещался трон Божий, на ближнем к земле своде располагались солнце, луна, звезды, а также башни («бурудж», т.е. знаки зодиака).

Если Аллах «захочет», то он , указывается в Коране, может «низвергнуть» на людей «какой-либо обломок» (34:9). В этом допущении можно видеть попытку составителей Корана «объяснить» явление так называемых «падающих звезд» — падение метеоритов, или болидов, большая часть которых, попадая в земную атмосферу, сгорает в ней, не долетая до поверхности нашей планеты. Это естественное явление могло казаться людям того времени чудесным «знамением», и Коран выдал его за признак кары господней.

Взглядам Корана на происхождение и устройство Вселенной, соответствуют изложенные в нем представления о Земле, как неподвижной плоскости, удерживаемой в равновесии воздвигнутыми на ней горами. «Землю… — говорится от лица Аллаха в Коране, — мы разостлали» (51:48), поставили на ней горные твердыни, «дабы она с вами [людьми] не колебалась, [устроили на ней] реки и дороги, чтобы вам ходить прямыми путями…» (16:15). Учение о семи «небесных сводах» или о Земле – «плоскости», а не шарообразном (эллипсоидном) небесном теле соответствуют представлениям древнего человека.

Практически не дополнили представления Корана данные средневекового мусульманского предания, Сунны, хадисов и ахбаров, а также тафсира. В одном из изречений (хадисов), приписываемых пророку Мухаммаду (содержиться у Ибн аль-Факыха, (IXв.) приведены, например, такие сведения о «мироздании»: «Земля (держится) на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а вода на воздухе, а воздух на влажности, а влажности обрывается знание знающих».

3. Проблема человека и общества в Коране.

Четыре дня ушло на творение того, что находится на земле. Согласно Корану, все результаты творения были созданы Аллахом для человека, чтобы тот благоденствовал и прославлял имя Божье. Но, «возгордившийся» человек не оценил милости Аллаха. Поэтому описание творения мира – это свидетельство вины человека перед Аллахом, предупреждение для «ходящих по земле горделиво».

Перед творением людей Аллах создал две категории разумных существ – ангелов (джиннов) и демонов. Из ангелов состоит стража рая и ада. Ангелы (малаика) – высшие существа, посланцы и исполнители воли Аллаха. Они лишены признаков пола. Ангелы живут на небесах, одни охраняют престол Аллаха, другие следят за поступками людей и записывают их. Они же испытывают умерших, потом воскрешают их в Судный день и ведут на суд перед Аллахом. Каждого человека по жизни сопровождают два ангела: один отличает добрые дела, другой – злые.

Иерархию ангелов, размещенных по разным небесам, возглавляют мукарабун – приближенные к Аллаху и находящиеся у Его престола. В их числе Джабраил, который был посредником между Аллахом и Пророком Мухаммадом; Микаил – ангел жизни – согласно преданию, помогавший мусульманам в их первых сражениях с язычниками; Исрафил, первым вставший на охрану Мухаммада; Азраил – вестник смерти; ангелы Мункар и Накир, которые допрашивают людей в могиле сразу после погребения; Малик, возглавляющий адскую стражу из 19 ангелов. Иблис – один из мукарабун, отказавшихся поклониться Адаму, «заместителю Аллаха на землю». В наказание за это он был низвергнут на землю и обречен в конце времен на адские муки.

Первый человек был создан Аллахом из праха земного, «из звучащей глины» (15: 26). Бог «сотворил его лучшим сложением» и вдохнул в него душу. Из его же плоти была сотворена супруга, имени которой Коран не упоминает, а предание называет Хаввой. Ангелам идея сотворения человека не понравилась.

Чтобы убедить ангелов в превосходстве Адама, Бог научил его именам всех созданных вещей, а потом предложил ангелам назвать их. Они не смогли это сделать, а Адам назвал все имена. Убедившись в его превосходстве, ангелы «пали ниц» перед Адамом, когда Бог приказал поклониться ему. Только Иблис не стал кланяться, заявив, что он, будучи создан из огня, не станет кланяться тому, кто создан из глины. За свою гордыню Иблис был низвержен с небес, однако получил отсрочку дальнейшего наказания до Судного дня. Ее он решил использовать для того, чтобы «вредить людям», сбивая их с пути, угодного Аллаху.

Иблису, также именуемому шайтаном (сатаной), помогает сонм демонов – джинов, сверхъестественных существ, сотворенных из огня и дыма. Джинны способны принимать любое обличье. Они мешают людям творить молитву, отвлекают от помыслов о спасении, учат волшебству.

В исламе существуют понятия «страшного суда», «конца света» и «воскресения во плоти». Но разными течениями ислама создавались своды преданий, содержащие и различные версии рая, ада, описаний загробных странствий души. Однако общая эсхатологическая картина такова: перед концом света Иблис пришлет в мир своего приспешника, страшного Даджжала, лжемессию и искусителя, который будет выдавать себя за истинного мессию Ису (Иисуса) или Махди. Во время своего вознесения на небеса Мухаммад старался внимательнее рассмотреть Ису, чтобы не перепутать его с Даджжалом, когда «придет время». Предание говорит, что Даджжал одноглаз, краснокож, а буква «каф» на его лбу означает «неверующий». Ниспосланный на землю Иса победит Даджжала и восстановит истинную веру, а вслед за тем настанет Судный день.

По Корану призвание человека не в труде, который был бы полезен ему, его семье, роду, племени, нации, всему обществу, не в совместной борьбе людей разных народов и стран за лучшую жизнь, а в том, чтобы, безропотно, перенося любые невзгоды, обратить свои помыслы на личное «спасение» в загробной жизни, которая «наступит после смерти».

Характерной чертой многочисленных призывов Корана к вере в посмертную участь, которая бывает двух родов – доброй и злой, является то, что она мыслится как воздаяние за земные дела людей; какова она будет – зависит от поведения, поступков, убеждений, действий человека.

Коран отрицает всякую закономерность в природе и обществе, подменяя ее формулами: «Бог творит, как хочет», он — «совершитель того, что хочет» (85: 16). Существование самого человеческого общества также объясняется произволом Аллаха. В Коране от имени Аллаха написано: «Я сотворил гениев и людей только для того, чтобы они покланялись мне» (51:56).

Литература.

1. Ислам: Словарь атеиста/ Авксентьев А.В., Акимушкин О.Ф., Акиниязов Г.Б. и др.; под общ. ред. Пиотровского М.Б., Прозорова С.М. – М.: Политиздат, 1988.

2. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. – М.: Политиздат, 1986.

3. Крывелев И. История религии. – М., 1976. – Т.2.

Ключевые понятия:

Коран, сура, аят, джуза, хизба, мухкамат, муташабихат, малаика, мукарабун, Иблис.

Тема 7.

Мировые религии: христианство.

План.

1. Возникновение и эволюция христианства.

2. Характеристика вероучения и культа основных течений христианства:

2.1. Христианство «восточного (греческого) обряда» Православная церковь.

2.2. Христианство «западного обряда» Римско-католическая церковь.

2.3. Протестантизм (основные направления).

3. Христианство в современном мире.

1. Возникновение и эволюция христианства.

В настоящее время Христианство самая распространенная религия в мире, насчитывающая в своих рядах более 2 млрд. человек (минимальные данные – 1,4 – 1,5 млрд.).

Христианство сформировалось в I в.н.э. в Палестине – исторической области в Западной Азии, на территории которой располагаются современные государства Израиль, Сирия и Иордания.

В данный период Палестина была завоевана Римской Империей, управлял территорией римский наместник прокуратор (во времена И. Христа эту должность занимал Понтий Пилат).

Римская Империя представляла собой многонациональное государство, где существовали большинство религиозных течений и культов, (в том числе и обожествление императора). Израильский народ (иудеи) продолжали исповедовать монотеизм (вера в Единого Бога). С монотеизмом тесно была связана мессианская идея освобождения еврейского народа от «иноземных поработителей». Ветхозаветные пророки (Михей, Исайя, Даниил и др.), предсказывали о рождении Мессии – Спасителя Мира.

Одной из главных особенностей иудаизма была вера в то, что в определенное время Бог пошлет своему народу Мессию-Избавителя, который освободит народ от всякого зла и будет почитаем всеми другими народами земли.

Для того, чтобы рассмотреть начальный период развития христианской религии, нам следует обратиться к источникам, написанным самими христианами. Самые древние из них – Евангелия – повествования об Иисусе Христе, написанные в период от 40 до 90 г н.э. В данных текстах представлены события, связанные с возникновением христианства, определившего не только культуру, но и весь облик современной цивилизации.

Само слово «Евангелие» в переводе с греческого, означает — «Радостная Весть». Первые исторические свидетельства о христианах мы находим у римских историков Корнелия Тацита (55-120) и Светония (70-140). Тогда же о христианах писал римский чиновник Плиний Младший (61-113). Хотя эти свидетельства представлены в пренебрежительном тоне, они определенно указывают на то, что при Тиберии Понтием Пилатом был казнен Христос (ок. 30 г.). Источники показывают некое «смятение среди римских иудеев из-за некоего Христа» (ок. 50 г.). В 64 г., при Нероне, в 112 г. при Траяне происходили гонения на христианские общины, которые стали уже достаточно многочисленны.

В источнике «Иудейские древности» И. Флавия существует следующее свидетельство о И. Христе: «… в это время жил Иисус — мудрый человек, если только Его можно назвать человеком, т.к. Он творил чудеса.» (3 гл. 18-я книга.)

Согласно евангельскому повествованию, И. Христос родился в Вифлееме. Правитель Иудеи Ирод Великий узнал от приехавших в волхвов (звездочетов, астрологов) о рождении Мессии, Царя Иудейского – на это указывала таинственная звезда (Мф. 1.18 – 25, 2; Лк. 2.1-7).

Первосвященники сообщили правителю, что пророчества говорят о рождении Мессии в Вифлееме. Ирод послал волхвов все разведать и «доложить ему». Принеся Спасителю свои дары – золото как царю, ладан (смолу для благовонных курений) как Богу, смирну (ароматную мазь для натирания тела покойного) как смертному человеку, волхвы получили во сне повеление не возвращаться к Ироду и не указывают на место рождения Иисуса. Было решено отправиться на родину другим путем.

Разгневанный Ирод отдал приказ — уничтожить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до двух лет. Спасая Иисуса, его родители Мария и Иосиф бегут в . Слова из Книги пророка Осии: «Из Египта воззвал Я Сына Моего» — христиане относят не только к Израилю, народу Божию, но и к Спасителю.

О детских и юношеских годах И. Христа сведений почти нет. Известен лишь один эпизод из его детства. Когда Иисусу было 12 лет, он и его близкие пошли на Праздник Пасхи в Иерусалим. По окончании праздника Дева Мария и Иосиф отправились обратно, полагая, что Иисус идет домой с их родственниками. Нашли Иисуса через три дня в Иерусалимском храме, беседующим с учителями, которые «дивились разуму Его». В ответ на упреки матери, Иисус сказал: «… зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов» (Лк. 2.49-50).

Читайте также:  Апостол в Неделю о блудном сыне. Мне все позволено…

В возрасте 30 лет Иисус принял крещение в водах реки Иордан, у жившего в пустыне подвижника Иоанна, прозванного Крестителем.

В Святом Писании говорится, что, когда Иисус выходил из воды, Святой Дух зримо сошел на него, подобно трепещущему в воздухе голубю, а голос с небес донес до тех, кто был способен Его услышать: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3.17).

После крещения в пустыни (пустынное место) и 40-денного поста началось открытое служение И. Христа. В своей проповеди «Евангелие Царства Божия» (Мк. 1.14), И. Христос выразил ветхозаветные заповеди в которых сосредоточен весь дух и смысл «истинной веры». Первая из них: «… возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон…» (Мф. 22.37; 39-40).

Таким образом, в истории человечества заповедь любви впервые оказывается превыше всего.

Для проповеди «Евангелия Царствия» избирает 12 учеников (апостолов греч. посланник): Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Матфей (Левий), Фома (Близнец), Иаков (Алфей), Фаддей (Иуда), (Кананит), Иуда (Искариот).

В Иерусалиме Иисуса Христа распинают на Кресте. По христианскому вероучению Иисус Христос является Богочеловеком, который искупил на Кресте человеческие грехи, освободил людей «от греха, проклятия и вечной смерти».

Христианские общины стали быстро увеличиваться, со стороны государственной власти начинаются гонения на христиан, которые продолжались с I по IV в. н.э.

В 313 г. император Восточной Римской Империи Константин Великий Миланским эдиктом (указом) разрешил свободное исповедование христианской религии, а в 325 г. после I Вселенского Собора в Никее христианство становится господствующей религией.

Эпоха 7-ми Вселенских Соборов (с IV по VIII вв.) является периодом оформления вероучительной (догматической) системы христианской церкви. Первый Никейский собор в 325г. сформулировал первую часть Символа Веры, дал определение божественности Сына Божьего Иисуса Христа;

II (I Константинопольский) Собор в 381г. сформулировал 2-ю часть Символа Веры, определив божественность Святого Духа.

III Эфесский Собор в 431г. дал определение Иисуса Христа как воплощенного Сына Божьего (второй ипостаси Пресвятой Троицы) – и Марии — как Божьей Матери;

IV-й Халкидонский 451 г. дал определение Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном лице;

V-й Константинопольский (II – 553г.) подтвердил учение о едином Боге (в Троице) и об Иисусе Христе;

VI-й Константинопольский (III-й – 680г.) подтвердил человеческую сущность Иисуса Христа через признание его человеческой воли и действий;

VII-й Никейский (II-й – 787г.) провозгласил икону истинным выражением христианской веры.

Вселенский Собор – это собрание духовенства для утверждения единого (истинного) вероучения в христианской церкви.

Важную роль в процессе выработки догматических «формул» принадлежит Капподокийским богословам IV в. Григорию Назианзину (ок.330 – 390 гг.), Василию Кесарийскому (330 – 397 гг.), Григорию Нисскому (ок. 335 – 394 гг.).

Большой вклад в развитие христианского богословия внесли также богословы западной церкви, такие как Амвросий Медиоланский (ок. 340 – 397 гг.), Иероним Блаженный (340/ 350 – 420 гг.), Августин Аврелий (354 – 430 гг.), Григорий Великий (ок. 540 – 604 гг.) и др.

В 395 г. Римская Империя раскололась на Западную и Восточную части. В начале XI в. между Византией (Восточной Римской Империей) и Римом возникла политическая и духовная борьба за главенство над всей христианской церковью. Римские епископы претендовали на особый титул, который предоставил им господствующие положение в христианской церкви. Римский иерарх присвоил себе титул Папы, стремился стать «епископом всех епископов».

В середине XI в. эта борьба переросла в острый конфликт. Он закончился тем, что легат папы Льва IX кардинал Гумберт 16 июля 1054г. во время богослужения в храме Святой Софии положил на престол грамоту с анафемой (отлучением) Константинопольского патриарха Михаила Керуллария. В ответ собор византийских епископов провозгласил папским легатам анафему, обвинив римского первосвященника в догматических отступлениях христианской церкви.

В 1054 г. произошел окончательный раскол христианской церкви на «восточную (греческого обряда)» и «западную» Римско-католическую церковь.

В XVI в. из Западной церкви выделились протестанты и образовалось Англиканская (Епископальная церковь) в Англии.

Особенности исторического развития и функционирования «Западной» и «Восточной» церкви обусловили отличие в церковной догматике, организации и богослужении. Раскол 1054 г. выявил расхождения и отличия, которые существовали в христианской церкви.

Причины раскола.

1. Социально-экономические (отличие в социальной и экономической структурах Восточной и Западной части Римской Империи).

2. Культурные (существование двух культур «варварской» и «эллинистической-греческой»).

3. Догматические (вероучительные):

а). Филиокве (буквальный перевод – «и от Сына») схождение Святого Духа и от Бога Сына – Западно-католическое учение.

в). Учение о чистилище – «некоем промежуточном состоянии» между адом и раем – Западно-католическое учение.

с). О главенстве Римского Папы над всей христианской церковью.

2. Характеристика вероучений и культа основных течений христианства

2.1. Христианство «восточного (греческого) обряда». Православная церковь.

Священной книгой для христиан является Библия (Св. Писание Ветхого и Нового Завета). Книги Ветхого Завета (39 канонических и 11 не канонических) состоят из законодательных (5 книг), исторических (19 книг), учительных (7 книг), пророческих (19 книг). Священных Книг – (с греч. правило, критерий оценки) – это сборник (список) Книг Священного Писания, который был утвержден на Вселенских и Поместных Соборах и принят в Христианской Церкви.

Книги Нового Завета состоят из законодательных (4 Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна) и исторических (Деяния святых Апостолов), учительные (7 Соборных посланий и 14 Апостола Павла), пророческих (Апокалипсис: Откровения Иоанна Богослова).

Священное предание к нему относят (постановления Вселенских и Поместных Соборов, Апостольские правила и творения Святых Отцов церкви и т.д.).

Никео-Цареградский Символ Веры — это краткое изложение вероучительных основ христианской религии состоящих из 12 частей – параграфов.

В первой части Символа Веры говорится о Боге, особенно о Первой Ипостаси Святой Троицы – о Боге Отце и о Боге, как о Творце Мира. Во второй части – о Второй Ипостаси Святой Троицы, о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием. В третьей – о Воплощении Сына Божия. В четвертой – о страдании и смерти Иисуса Христа. В пятой – о его Воскресении. В шестой – о Вознесении Иисуса Христа на Небо. В седьмой – о Втором Пришествии Иисуса Христа на Землю. В восьмой – о Третьей Ипостаси Святой Троицы, о Святом Духе. В девятой – о Церкви. В десятой – о Крещении, где подразумеваются и другие таинства. В одиннадцатой – о будущем (всеобщем) Воскресении мертвых. В двенадцатой – о Жизни Вечной.

Все верующие составляют Церковь (по гр. — собрание людей, принадлежащих Богу). Церковь — общество людей, объединенных единым вероучением, таинствами и священноначалием.

Священноначалие (православное духовенство).

В Православной церкви существует три степени священства: диакон, священник (иерей, пресвитер), епископ (архиерей).

Белое (женатое духовенство) Черное (монашествующее) дух-во
I. Диаконы
Диакон, протодиакон Иеродиакон, архидиакон
II. Священники
Иерей, протоирей, протопресвитер Иеромонах, игумен, архимандрит
III. Епископы
Епископ, архиепископ, митрополит, патриарх

Христианскую церковь составляют поместные или автокефальные церкви. Автокефалия (от гр. – «авто» сам и «кефале» голова) – это самоуправление, административная независимость отдельной церкви. Таких церквей существует 15.

1. Константинопольская Православная церковь, 2. Александрийская Православная церковь, 3. Антиохийская Православная церковь, 4. Иерусалимская Православная церковь, 5. Русская Православная церковь, 6. Грузинская Православная церковь, 7. Сербская Православная церковь, 8. Румынская Православная церковь, 9. Болгарская Православная церковь, 10. Кипрская Православная церковь, 11. Элладская Православная церковь, 12. Албанская Православная церковь, 13. Польская Православная церковь, 14. Православная церковь Чешских земель и Словакии, 15. Православная церковь в Америки.

Русская Православная церковь (РПЦ)

Краткий исторический обзор

История РПЦ началась в 988 г. с крещения Руси Владимиром Великим. На начальной стадии РПЦ была митрополией (составной частью Константинопольской церкви). В 1299 г. церковная кафедра из Киева переносится в г. Владимир на Клязьме (центр Владимиро-Суздольского княжества), а с начала XIVв. в г.Москву. В 1448г. РПЦ обрела самостоятельность. В 1589г. Предстоятель РПЦ получил патриаршеское достоинство. Патриарший период в истории РПЦ продолжался с 1589 – 1721гг. В 1721г. во время правления Петра I патриаршество было упразднено и с 1721г. церковью управлял коллегиальный орган – Святейший Синод. С ноября 1917г. патриаршество было восстановлено, патриархом был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (1917-1925). В настоящее время РПЦ управляет патриарх Алексий II (Ридигер) с 1990г.

Таинства Православной церкви

С вероучительной основой христианской церкви тесно связана система культовых действий. Культовую практику составляют 7 таинств (крещение, , причащение, покаяние-исповедь, священство, брак-венчание, елеосвящение-соборование).

Таинства – это священное действие, через которое «тайным образом» действует на человека благодать, или «спасительная сила Божия».

1. Крещение – человек «таинственно рождается» в духовную жизнь.

Формула таинства: «Крещается раб Божий (или раба Божия) называется имя: Во имя Отца (первое погружение) аминь, и Сына (второе погружение) аминь, и Святого Духа (третье погружение) аминь».

Крещение совершается путем полного погружения крещаемого в купель с водой, и только в крайних случаях допускается обливание или окропление.

2. Миропомазание – человек получает благодать, содействующую духовному росту.

3. Причащение (Евхаристия) – человек «питается духовно», под видом «Хлеба и Вина» он принимает «истинную Плоть и Кровь Иисуса Христа» (таинство совершается на богослужении, которое называется — «литургия» – с гр. общественное служение).

4. Покаяние-исповедь – человек врачуется от духовных болезней, то есть от грехов.

5. Священство – человек получает благодать, духовно возрождать и воспитывать других при помощи христианского учения и таинств.

6. Брак-венчание – получает благодать, освящающую супружеский союз, естественное рождение и воспитание детей.

7. Елеосвящение (Соборование) – врачуется от болезней телесных путем исцеления от болезней духовных.

Основные догматы:

Догмат – это вероучительная истина, которая проповедуется в христианской церкви.

1. Догмат о единстве Божием. Бог един но в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

2. Догмат о Пресвятой Троице (Бог Отец существует предвечно (вечно, всегда), Бог Сын предвечно рождается от Отца, Бог Дух Святой, предвечно исходит от Отца «Троица Единосущная и Нераздельная»).

3. Догмат о воплощении Иисуса Христа. Иисус Христос принял плоть человеческую, является Богочеловеком: «Совершенным Богом» и «Совершенным человеком», для того чтобы искупить человечество «от греха, проклятия и вечной смерти».

– это нарушение христианских заповедей.

Цель христианской жизни – это достижение Спасения, пребывание в Раю.

Заповеди (Декалог).

Главные и всеобщие заповеди нравственного закона – Декалога (Десятисловия) были написаны на двух каменных скрижалях – плоских, овальных глыбах. (см. источник. материал).

Кроме совершения таинств, культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам и мощам. Важное место в Православной церкви занимают праздники и посты.

Праздники и посты.

Центральное место среди праздников занимает Пасха (Светлое Христово Воскресение). За Пасхой следуют самые важные (двунадесятые праздники) Рождество Христово (7 января), Крещение (или Богоявление, 19 января), Сретение (15 февраля), Благовещение (7 апреля), Преображение Господне (19 августа), Успение Богородицы (28 августа), Рождество Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста (27 сентября), Введение Богородицы в Храм (4 декабря), Вход Господень в Иерусалим (или Вербное воскресение за неделю до Пасхи), Вознесение (на 40 день после Пасхи) и Пятидесятница (или Троица, на 50 день после Пасхи).

Посты.

1. Рождественский пост (28 ноября – 7 января), 2. Успенский пост (14 августа -28 августа), 3. Петров пост ( с понедельника после праздника Пятидесятницы – 12 июля), 4. Великий пост (начинается за 7 недель до праздника Пасхи). Пост в среду и пятницу в течении всего года, воспоминания предательства и крестной смерти Иисуса Христа.

2.2. Христианство «западного обряда». Римско-католическая церковь.

Основной священной книгой является Библия (Священное Писание Ветхого и Нового Завета). Священное предание (постановления Вселенских – 21 и Поместных Соборов). Римско-католическая церковь (РКЦ) претендует на главенство во всем христианском мире в лице Римского папы.

Слово «католичество» или «католицизм» образовано от греческого прилагательного katholikos – всеобщий, вселенский. Позже, после церковного раскола в XI в. это название закрепилось за «Западной» церковью.

Организация Римско-католической церкви.

Организация РКЦ отличается строгой централизацией.

1. Папа Римский.

2. Кардиналы (коллегия кардиналов «конклав» избирает папу).

3. Епископы (архиепископы, митрополиты).

4. Священники (прелаты, аббаты).

5. Дьяконы (субдьяконы).

По отношению католического духовенства существует обет безбрачия (целибата лат. caelebs – не женатый). Он был введен в церковную практику папой Григорием VII (1073 — 1085).

Таинства РКЦ.

РКЦ принимает 7 церковных таинств:

1. Крещение (осуществляется не только через погружение в купель (как в православии), но и через обливание).

2. Миропомазание (конфирмация осуществляется не сразу за крещением, а по достижении 10 – 12 летнего возраста, совершает епископ).

3. Причащение (употребляются опресноки – пресный хлеб вместо квасного хлеба (в православии), верующие причащаются хлебом, священники – хлебом и вином, младенцы не допускаются к причастию).

4. Покаяние – исповедь, учение об индульгенциях – заочное прощение грехов (против индульгенций выступал Мартин Лютер в XVI в.).

5. Таинство брака (признает нерасторжимость брачного союза).

6. Таинство Священства (запрещение духовенству вступать в брак).

7. Таинство елеосвящения (совершается над больными людьми перед смертью).

Центральное место в богослужении занимает месса. Во время богослужения верующие сидят, а встают при пении определенных молитв. Чтение и пение в католической службе сопровождается органной музыкой. В храме присутствуют скульптурные композиции.

Основные Догматы.

Вероучение РКЦ изложено в Никео-Константинопольском Символе Веры (с прибавлением учения о «Филиокве») и раскрывается в решениях первых 7 Вселенских Соборов, а также Соборов проводившихся по инициативе Папы. В главных вопросах вероучения Западная Церковь имеет много общего с православием, но есть и отличия.

1. Учение о «Филиокве» – (буквальный перевод — «и от Сына»), о схождении Святаго Духа и от Бога Сына. Впервые оно было сформулировано на Толедском Соборе 589 г., при Карле Великом в IX в. эту формулу приняла западная Церковь.

2. Учение о чистилище – это богословское понятие, которое постепенно разрабатывалось на основе молитвы за умерших. Чистилище – это «некоторое промежуточное» состояние между адом и раем. Догмат о чистилище был принят на Флорентийском Соборе в 1439 году.

3. Догмат о непогрешимости папы. Был принят на I Ватиканском соборе 1870 г., и звучит следующим образом «когда папа выступает с кафедры в вопросах веры и морали, он не погрешим».

Праздники и посты.

Основные христианские праздники в РКЦ совпадают с православными т.н. Господские и Богородичные праздники: Рождество Христово (25 декабря), Пасха, Троица и т.д.

В «Западной» церкви в отличии от «Восточной» нет таких праздников как: Сретенье (15 февраля), Преображение (19 августа), Воздвиженье Честного Креста (27 сентября) и многих других.

У католиков имеются праздники, которых нет в Православной церкви: Праздник Тела Христа, Святого Сердца Иисуса и т.д. Периоды, предшествующие Рождеству (адвент) и Пасхи (Великий Пост), время усиленной духовной работы. В течении Великого Поста — который продолжается 40 дней, богослужение сосредоточивает особое внимание на покаянии. Первый день Великого Поста называется Пепельной средой. Согласно еще ветхозоветной традиции, верующие посыпают головы пеплом в знак покаяния. На современном этапе РКЦ смягчила требования к соблюдению постов (скоромной пищей считается только мясо). В период Великого поста, во все пятницы необходимо воздерживаться от мяса, и лишь в Пепельную среду и Страстную пятницу предписан строгий пост. Пост в РКЦ имеет и возрастные рамки, его предписывается соблюдать только с 14 лет (строгий пост с 21 года до 60 лет).

2.3. Протестантизм (основные направления).

Возникновение протестантизма связанно с расколом внутри Римско-католической церкви. Этот раскол произошел под влиянием Реформации – широкого социокультурного, религиозного и общественно-политического движения XVI – XVII вв. Она происходила под лозунгами исправления католического вероучения, культа и организации в духе первоначальных евангельских идеалов.

Реформация происходила в Германии и Швейцарии, ее основоположником и крупнейшим деятелем был Мартин Лютер (1483-1546). Он является автором известных «95 тезисов», которые прибил к дверям Виттенбергского Собора. В этих статьях он решительно выступает против распространенной практики индульгенций (отпущение грехов за деньги), которая противоречила основам христианской морали.

Вероучение протестантизма было сформулировано в «Аугсбургском исповедании веры», принятом в 1559 году Мартин Лютер выдвинул знаменитую формулу «только Вера, только Писание, только милосердие Божье».

Вероучение протестантизма.

1. Об оправдании одной верой.

С точки зрения М. Лютера, ни добрые дела, ни исключительные заслуги перед церковью, ни знатность происхождения не могут гарантировать человеку спасение души.

На этом пути человеку может помочь только искренняя религиозная вера в искупительную жертву И. Христа.

2. О милосердии Божьем.

Это учение было направлено на то, что Бог есть «заботливый и милостивый Отец», готовый простить любого, невзирая на степень его праведности или греховности.

М. Лютер писал: «… человек должен полностью считаться и быть оправданным и святым из чистой милости и благосклонности, выплеснутых и распростершихся нами во Христе».

Читайте также:  Учебно-методическое пособие по курсу «Религиоведение». Часть II/1

3. Признание абсолютного авторитета Священного Писания.

Авторитет Св. Писания ставиться на 1 место, Священное Предание отвергается. Производится перевод Библии на национальные языки. Широко практикуется чтение Св. Писания, верующими. М. Лютер сделал хрестоматийный перевод Нового Завета на немецкий язык. Протестантизм, признает два таинства крещение и причащение (евхаристия). В протестантизме существуют основные направления: лютеранство, кальвинизм, англиканство.

Кальвинизм.

Данное направление в протестантизме получило свое название от фамилии одного из идеологов Реформации Жана Кальвина. Характерной особенностью кальвинизма, отличающей его от других христианских исповеданий, являются:

1. учение о безусловном предопределении судьбы человека: ни вера, ни дела, не могут изменить судьбу при жизни и после смерти, так как она предопределена божественной волей и является тайной;

2. учение о причащении (евхаристия), по которому хлеб и вино — только «видимые знаки», символы Тела и Крови И. Христа.

В данном религиозном течении единственным источником вероучения является Библия.

Кроме того, у кальвинистских теологов и проповедников весьма авторитетны работы Ж. Кальвина и его последователей: «Наставление в христианской вере», «Церковное установление», «Женевский катехизис», «Шотландское вероисповедание», «Вестминстерское исповедание веры» и др.

Англиканство.

Возникновение Англиканской (епископальной) Церкви связанно с именем короля Генриха VIII (1509-1547).

Поводом к Реформации послужил конфликт между Папой Климентием VII и Генрихом VIII. В 1533 году парламент принял закон о независимости Англии в церковных вопросах от Папы и утвердил верховные права церкви Англии за королем. В 1534г. Генрих VIII торжественно объявил себя главой Англиканской Церкви. Король издал от лица парламента изложение Веры в 10 частях, в которых заметно влияние идей М. Лютера.

При короле Эдуарде VII (1547-1553) данные 10 пунктов подверглись пересмотру, а в 1551 году были изданы 42 пункта «Английского исповедания», в которых было заметно влияние римско-католического и протестантского учения. Символическая книга англиканской церкви (в 10 частях) предлагала следующие нововведения:

1. из 7 Таинств оставить только три – крещение, покаяние, причащение;

2. установить новую форму поставления епископов;

3. принять учение об оправдании человека верою;

4. отменить почитание икон;

5. почитать святых и осуществлять при богослужениях «целование Святого Креста»;

6. признать верной идею о чистилище, но отменить индульгенции как «кощунство»;

7. священнослужителям разрешить совершать службу в традиционном церковном одеянии.

Королева Елизавета (1558-1603), пытаясь примирить враждующие стороны протестантов и католиков, выбрала средний вариант. Для этого акта она потребовала пересмотреть «Книгу общих молитв». Эта процедура была завершена в 1571г., когда парламент утвердил новое вероисповедание в 39 пунктах, являющихся официальным истолкованием веры англиканской церкви.

Кроме названых течений, в протестантизме имеется ряд религиозных объединений, близких к основному течению по вероучительным положениям. Наиболее значительные из них: квакеры, методисты, менониты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы.

3. Христианство в современном мире.

В настоящее время христианство является самой распространенной религией (ок. 2 млрд. чел.). Во многих Европейских странах Австрии, Франции, Бельгии, Испании, Италии, Португалии, Польше, Венгрии и др. – большинство исповедует католичество — 1.061.896.000 (1998 год). Приверженцы протестантизма количественно преобладают в странах Северной Европы – Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, в Германии и др. (ок. 84.521.000 данные 1998 г.).

Православие исповедуют в основном в юго-восточной Европе – Греции, Болгарии, Румынии, Югославии, Молдавии, России (ок. 224.770.000 данные на 1998 г.).

Данные на 2000 год разных информационных агентств мира

Греция – 9.000.000

Болгария – 6.000.000

Румыния – 19.800.000

Сербия – 8.000.000

Россия – 80.000.000

Молдавия – 3.000.000

По данным Госкомитета по делам религий (на 2003) на Украине насчитывалось 28.567 религиозных организаций (в т.ч. 27.480 религиозных общин) 54 вероисповедных направления. Из общего числа религиозных общин 1.082 действуют без регистрации. В 2003 году кол-во религиозных организаций увеличилось на 1.423 единицы (5,7%). При этом 52,4% (726) из этого числа составляют православные общины из них 72,3% (525) это общины УПЦ, которая является наибольшей и наиболее динамично развивающейся религиозной организацией Украины. УПЦ насчитывает 10.040 общин в 2002 г. Зарегистрировано 11 монастырей УПЦ (41,5% от новозарегистрированых). Второй по численности организацией является УГКЦ — 3.344 общины. Зарегистрировано также 3.196 общин УПЦ (КП), а также 1.110 общин УАПЦ, Римско-католических общин – 847, баптистов – 2.272, пятидесятников — 1.366, адвентистов – 928, харизматов – 790, иудеев – 262, мусульман – 462 общины (в т.ч. 320 в Крыму). Новейшие религиозные культы составляют 4,5 % от общего количества религиозных общин.

Литература.

1. Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. – Минск, 1998.

2. Радугин А.А. Введение в религиоведения/ Курс лекций. – Москва, 2004.

3. Чернышов В.М. Религиоведение. – Киев, 2003.

4. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – Москва, 2003.

5. История религии. В 2-х т. – Т. 2. :Учебник// Ф.М. Ацамба, Н.Н. Бектимирова, И.П. Давыдов и др; Под общ. ред. И.Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 2004 – С. 65-490.

6. Кислюк К., Кучер О. Религиоведение.- Харьков, 2002.

7. История религии. В поисках Пути, истины и жизни. По книгам протоиерея Александра Меня. – М., 1994.

Ключевые понятия:

Таинства, догмат, целибат, Вселенский Собор, автокефалия, грех, заповедь, Символ Веры, Реформация, протестантизм, англиканство.

Тема 8.

Библия – священная книга и памятник культуры.

План.

1. Структура Библии.

1.1. Священное Писание Ветхого Завета;

1.2. Священное Писание Нового Завета;

2. Переводы Библии

2.1. Перевод 70-ти толковников («Септуагинта»)

2.2. Перевод на латинский язык И. Стридонский («Вульгата»)

2.3. Перевод на русский язык (Синодальный перевод)

3. Значение Библии.

1. Структура Библии.

Библия, в переводе с греческого языка, означает «книги». Она уникальна прежде всего своей целостностью. Книга писалась более чем полторы тысячи лет, на протяжении жизни 40 поколений. Более 40 авторов участвовало в ее написании. Это были люди из разных социальных слоев: цари, крестьяне, философы, рыбаки, поэты, государственные деятели, ученые. Писались эти книги на трех континентах – в Азии, Африке и Европе; на трех языках: на иврите (это язык Ветхого Завета), на ханаанском (арамейском языке), на греческом языке были написаны книги Нового Завета (греческий язык был международным во времена И. Христа).

Священные книги делятся на две большие части: книги Ветхого Завета (которые были написаны до Рождества И. Христа) и книги Нового Завета (которые были написаны после Рождества И. Христа). Основная мысль всех Священных Книг – искупление человека Богом. Она проходит красной нитью через всю Библию, от первой книги – Книги Бытия до последней – Откровения Иоанна Богослова.

Ветхий Завет создавался на протяжении более тысячи лет, наиболее ранний текст, входящий в его состав – Победную песнь пророчицы Деворы (Книга Судей), религиоведы относят к XIII в. до н.э., а наиболее поздние книги – к III – II в. до н.э. Длительный период времени библейские сказания передавались в устной форме. Их первые записи, по преданию, относят к VIII – VII в. до н.э. (Книги Исайи, Притч, Песни Песней и Экклезиаста). Около 444г. до н.э. был составлен письменный канон Пятикнижия, и он приобрел силу непререкаемого закона. Это событие связывают с именем священника Ездры. Канонизация остальных Ветхозаветных книг продолжалась до III – II в. до н.э. Текст Ветхого Завета был написан на древнееврейском языке.

Греческий текст Нового Завета, (за исключением Евангелия от Матфея, которое, по преданию, было написано по — древнееврейски или на — арамейском) не являлся классическим древнегреческим языком. Это был разговорный повседневный язык I века н.е., распространившийся в Греко-римском мире и известный в науке под названием «koίνή» т.е. «обычное наречие».

Основу Новозаветных книг составляют Евангелия, которые были написаны в период от 40 до 90 гг. н.э. Послания Апостолов, по мнению теологов, написаны в период середины I в. н.э. Последняя книга в каноне Нового завета – Апокалипсис апостола евангелиста Иоанна Богослова. Ее относят к 68 г. н.э. (место написания остров Патмос у берегов Малой Азии).

Для удобства прочтения текста Св. Писания, он был разделен на главы. Это разделение часто приписывалось доминиканцу — кардиналу Гуго (1263 г.), который разработал его, составляя симфонию к латинской Вульгате. Как считают исследователи, это подразделение было сделано Архиепископом Кентерберийским Стефаном Лангтоном ок. 1228г. Подразделения на стихи, принятого теперь во всех изданиях Нового Завета, было осуществлено в греческом тексте Роберта Стефана, и было им введено в 1551 году.

1.1. Священное Писание Ветхого Завета.

Ветхий Завет состоит из 39 канонических и 11 неканонических книг.

Они подразделяются на «Законодательные» (5 книг), «Исторические» (19), «Учительные» (7) и «Пророческие» (19).

1. «Законодательные» (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие).

2. «Исторические» (Иисуса Навина, Судей, 1-я Царств, 2-я Царств, 3-я Царств, 4-я Царств, 1-я Паралипоменон, 2-я Паралипоменон, 1-я Ездры, 2-я Ездры, 3-я Ездры, Неемии, Руфь, Есфирь, Иудиф, Тавит, 1-я Маккавейская, 2-я Маккавейская, 3-я Маккавейская).

3. «Учительные» (Иова, Псалтырь, Притчи Соломона, Екклизиаста, Песнь песней Соломона, премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова).

4. «Пророческие» (Исайи, Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремии, Варуха, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Агия, Захарии, Малахии).

1.2. Священное Писание Нового Завета состоят из 27 книг. «Законодательные» (4), «Исторические» (1), «Учительные» (21), «Пророческие» (1).

1. «Законодательные» (4 Евангелия: от Матфея, Марка, Луки, Иоанна).

2. «Исторические» (Деяния Апостолов).

3. «Учительные» (7 Соборных посланий: Иакова, 1-е Петра, 2-е Петра, 1-е Иоанна, 2-е Иоанна, 3-е Иоанна, Иуды и 14 Посланий Апостола Павла: 1-е к Коринфянам, 2-е к Коринфянам, Послание к Галатам, Послание к Ефесянам, Послание к Филипийцам, Послание к Колоссянам, 1-е к Фессалоникийцам, 2-е к Фессалоникийцам, 1-е к Тимофею, 2-е к Тимофею, Послание к Титу, Послание к Филимону, Послание к Евреям).

4. «Пророческие» (Апокалипсис – Откровение Иоанна Богослова).

2. Переводы Библии.

2.1. Перевод 70-ти толковников («Септуагинта»). Текст Ветхого Завета дошел до нас не только в оригинале, но и в очень ранних переводах.

Одним из самых важных библейских переводов является Септуагинта (перевод 70-ти толковников) – древнегреческий перевод Ветхого Завета. В первые столетия христианской эры Септуагинтой пользовались и грекоязычные иудеи, и многие христиане. Она была предназначена для живших в Египте иудеев и переведена во время царствования фараона Птолемея Филадельфа (285-246 г. до.н.э.).

Греческий язык был одним из основных языков Римской империи, и в первые века христианской эры наряду с Септуагинтой появилось несколько других греческих переводов Ветхого Завета.

Позже, когда Христианство широко распространилось среди народов Средиземноморья и ближнего Востока, Ветхий Завет был переведен на латинский, сирийский и египетский (коптский) языки.

2.2. Перевод на латинский язык И. Стридонский («Вульгата»).

Как уже было отмечено, перевод на греческий язык Ветхого Завета был осуществлен в III вв. до н.э. Книги Нового Завета были написаны на греческом языке, т.к. в тот период (I в. н.э.) это был общепринятый, разговорный и письменный язык.

Начиная со II в. н.э., стали появляться различные переводы Библии на латинский язык. Возникла потребность в едином, для всей Церкви стандартном тексте. Около 384 года Папа Дамас поручил своему секретарю подготовить латинский текст Нового завета. Этот перевод был сделан Иеронимом Стридонским (340-420) в начале V века. Его латинский перевод, так называемая Вульгата, вплоть до настоящего времени принят в качестве официального текста Библии в Римской Католической Церкви. С него было сделано множество других переводов, в том числе и на основные европейские языки.

Во II веке был начат перевод Библии на сирийский язык, диалект арамейского (то есть языка, на котором говорил сам И. Христос). Несмотря на то, что древнесирийский язык перестал уже быть разговорным, перевод Библии, сделанный в IV веке и известный под названием «Пешито», продолжает использоваться при богослужении в Сирии, Иране, Индии и др. странах.

В Египте официальным церковным языком был греческий, но, с проникновением христианства в южные районы страны, появилась необходимость в египетском (коптском) переводе. Этот перевод был начат в III веке. Коптская Библия и в настоящее время используется при богослужении.

2.3. Перевод на русский язык (Синодальный перевод).

В IX ст. текст Библии был переведен на славянский язык. Этот перевод осуществили «просветители» славян братья Кирилл и Мефодий. Свой перевод Библии на славянский язык они сделали с помощью изобретенной ими славянской азбуки. Язык этой Библии стали называть церковно-славянским. В 1582 г. в имении князя Константина Острожского была напечатана полная церковно-славянская Библия, которая получили название «Острожская Библия».

По указу императрицы Елизаветы в 1751 году была издана, тщательно исправленная церковно-славянская Библия, так называемая «Елизаветинская», текст которой был сверен с древним греческим переводом, Септуагинтой. Елизаветинская Библия, почти без изменений до сих пор используется в богослужении Русской Православной Церкви.

Большой вклад в перевод Библии с церковно-славянского языка на русский язык внесло Российское Библейское общество. Над переводом трудились профессора Петербургской, Московской и Киевской Духовных Академий. Был переведен Новый Завет и отдельные части Ветхого Завета (Пятикнижие, книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, Псалтырь). В 1818 г. из печати впервые вышел Новый Завет на русском языке.

В 1826 г. деятельность Российского Библейского общества была запрещена указом Императора Николая I. Библейское общество было закрыто, но дело перевода Св. Писания на русский язык не было прекращено.

После различных дискуссий в синодальных кругах победило предложение Московского Митрополита Филарета (Дроздова) приступить к переводу Писания на русский язык. При этом учитывалась ранее проведенная филологическая работа по переводу текстов Ветхого и Нового Заветов.

В 1876 году вышел полный текст перевода Библии на русский язык. Этот перевод известный как «Синодальный», он является и сейчас единственным общепризнанным переводом Священного Писания на русский язык.

Кроме «Синодального» перевода Библии были предприняты и другие переводы частных лиц, среди них наиболее известны, перевод К.П. Победоносцева – обер-прокурора Св. Синода к. XIX – нач. XX века, но этот перевод был менее удачен и не получил распространения. Предпринимали попытки переводов и некоторые русские писатели — Василий Жуковский и Лев Толстой.

Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. также решил приступить к переводу Писания, но осуществить эти замыслы помешали революционные события и гражданская война в стране.

Известен так называемый «парижско-брюссельский перевод», или перевод епископа Кассиана (Безобразова). После войны в Париже возник переводческий коллектив, который возглавил епископ Кассиан. В этот коллектив входили не только православные, но и протестанты. В своем переводе они попытались максимально приблизиться к современному разговорному языку. Были предприняты попытки перевода Св. Писания на украинский язык.

Ветхий и Новый Завет переводились украинскими писателями П. Кулишом, И. Нечуй-Левицким и И. Пулюем. В 1882 г. был переведен Ветхий Завет, а в 1903 г. Новый Завет.

3. Значение Библии.

Библия – книга совершено исключительная и неисчерпаемая в духовно-интеллектуальном плане. Книга, в которой по мнению исследователей, «все сказано как о Боге, так и о человеке».

По христианскому вероучению она содержит в себе знания религиозного порядка, «богооткровенную истину», в которой наша умственная деятельность находит себе пищу для размышлений.

Многие представители культуры и искусства видели в ней источник своего творческого вдохновения. Она легла в основу европейского искусства.

Без нее ни Микеланджело, ни Рембрандт, ни Греко не были бы теми, чьими произведениями мы сегодня восхищаемся. На этой же основе зиждется творчество Шекспира, Расина, Данте и Достоевского. Библия на протяжении веков оставила далеко позади все остальные печатные книги, была и остается самой читаемой книгой в мире.

Учитывая все печатные издания Библии, можно заключить, что общий тираж ее достигает почти миллиарда экземпляров. В переводе она существует почти на семистах языках и диалектах. Библию можно читать на языке эскимосов и уолоф (Сенегал), на фламандском и бретонском языках. Библия разрешает самые сложные вопросы в нашей жизни помогает сформировать жизненные ценности, учит ценить и уважать каждого человека. Она находится в центре человеческой культуры.

Человек находит в ней ту атмосферу, где он сможет приобщиться к возвышенному и вечному, приобрести настоящее духовное сокровище. Для культуры человечества Библия, прежде всего, ценна как важнейший источник знаний о древности, как документ имеющий большое значение для исторической науки. Это энциклопедическая летопись жизни мировых народов, а следовательно, один из самых глубоких корней современной культуры. Именно в этом смысле следует понимать высказывание выдающегося ученого академика Д.С. Лихачева: «Библия – это код культуры». Подобно генетическому коду, она содержит в себе, то наследуемое от предков начало, которое определяло многие черты прошедших тысячелетий, как и сам образ жизни, и стиль мышления большей половины человечества «христианского мира», определяло прошлое и прочно вошло в настоящее.

Литература.

1. Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Брюссель, 1989.

2. Библейская энциклопедия.// Российское Библейское Общество.

3. Иерей Алексей Емильянов. Текстология Нового Завета. // Православный Свято-Тихоновский Богословский институт.

4. Религия в истории и культуре. – Москва, 2000.

5. Толковая Библия. А. Лопухина в З.Т. – М., 1904-1913 (Репринт. Стокгольм, 1987).

Ключевые понятия:

Библия, канон, Ветхий и Новый завет, септуагинта, вульгата, синодальный перевод.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Компас Воскресения

Компас Воскресения

1 У Александра Грина в рассказе «Корабли в Лиссе» есть песня моряков с таким куплетом: …