Главная / Образование / Учебно-методическое пособие по курсу «Религиоведение» 1-3 темы

Учебно-методическое пособие по курсу «Религиоведение» 1-3 темы

Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы и изучению курса «Религиоведение» для студентов дневной и заочной форм обучения составлено на основании соответствующих нормативных актов Министерства образования и науки Украины, учебно-методических пособий Донецкого национального университета и Мариупольского государственного гуманитарного университета.

Министерство образования и науки Украины

Мариупольский государственный гуманитарный университет

Учебно-методическое пособие

по курсу «Религиоведение»

Для студентов всех специальностей

дневной и заочной форм обучения

Часть I

2005

УДК 21:93(076)

Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы и изучению курса «Религиоведение» для студентов дневной и заочной форм обучения / сост. к. ф. н., доцентом Оленич Т.С., асс. кафедры социально-политических дисциплин Лебедевым Д.В. – Мариуполь: МГГУ, 2005. – 127с.

Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы и изучению курса «Религиоведение» для студентов дневной и заочной форм обучения составлено на основании соответствующих нормативных актов Министерства образования и науки Украины, учебно-методических пособий Донецкого национального университета и Мариупольского государственного гуманитарного университета.

Рецензенты: к. с. н., доцент кафедры

социально-политических дисциплин МГГУ

Слющинский Б.В.;

 

к. ф. н., доцент кафедры

социологии и инженерной педагогики ПГТУ

Овчарова Л.М.

© Мариуполь, МГГУ

Содержание

Часть I

Пояснительная записка……………………………………………………………………………..4

Программа учебной дисциплины.………………………………….……………………………………5

Тема 1.Основы теории предмета «религиоведения»………………………………………………..…………………9

Тема 2.Происхождение и ранние формы религии…………….…………………………………………………………..…14

Тема 3.Национально-государственные религии…………..………………………………………………………………..19

Тема 4.Мировые религии: буддизм………………………………………………………………………..…..24

Тема 5.Мировые религии: ислам…………………………………………………………………………..…..27

Тема 6.Коран – священная книга мусульман…………………………………………………………………..……..33

Тема 7.Мировые религии: христианство…………………………………………………………….……….37

Тема 8. – священная книга и памятник культуры…………………………………………………………………………..48

Тема 9.Религия и церковь в современной Украине……………………………………………………………………………53

Тема 10.Современные нетрадиционные культы на Украине……………………………………………………………………………57

Тема 11.Свободомыслие в истории общественной мысли 18-19 вв……………………………………………………………………….………….63

Источниковедческий материал по темам лекций……………………………………………………………………………..66

 

Пояснительная записка.

Предмет «религиоведение» занимает важное место в системе социально-политических дисциплин.

Эта дисциплина содержит необходимые для каждого современного человека знания общегуманитарного характера, при помощи которых формируются мировоззренческие взгляды и научный базис.

Предмет дисциплины – рассматривает широкий круг феноменов религиозной жизни мировых цивилизаций, их историко-культурные, философские, социально-политические и правовые аспекты.

Цель курса: изучить закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, феномен религии в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры и социальных знаний.

Преподавание этой дисциплины вносит вклад в гуманитаризацию образования, овладения достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение личности в мировоззренческих системах и духовных ценностях.

Задачи курса:

1. На основании курса «религиоведение» необходимо разобраться в сложных процессах, которые происходят на современном этапе в науке, искусстве, литературе, философии, культуре и других областях гуманитарных знаний. Конкретизировать гуманитарные знания студентов в процессе изучения мировых религий.

2. Рассмотреть мировоззренческие вопросы в религиозном аспекте. Изучая историю религии, студент приобретает навыки ведения диалога с представителями различных религиозных и нерелигиозных направлений, овладевает искусством понимания других людей, учится терпимости к инакомыслящим.

3. На основании религиозных ценностей показать гуманистические ценности современного мира, гармонизировать межличностные отношения, в том числе в среде представителей различных религиозных и не религиозных организаций.

4. Защитить личность от психологического и религиозного влияния деструктивных культов и их руководителей, которые пытаются навязать свою систему ценностей и религиозных взглядов.

Методы изучения дисциплины. Предмет религиоведения можно отнести к предметам социально-гуманитарного блока (философского цикла), поэтому для изучения необходимо обратить внимание на следующие методы:

1. Сбор и анализ информации в сфере духовной жизни.

2. Определение ее приоритетных форм.

3. Вычленение альтернативных вариантов.

4. Анализ существующих проблем социально-культурной жизни современного общества.

Как комплексная наука «религиоведение» использует общенаучные методы познания:

1. Общефилософский.

2. Социально-философский.

3. Общенаучный.

4. Эмпирический (диалектика, системный метод, анализ, синтез, гипотеза, дедукция, индукция).

Основные формы организации обучения: лекции, семинарские и практические занятия, диспуты, самостоятельная работа студентов.

Формы контроля: текущий, семестровый.

Итоговый контроль: зачет по предмету «религиоведения» выставляется по итогам текущего и семестрового контроля, в соответствии с предложенными вопросами по изучаемой дисциплине.

Программа учебной дисциплины.

Тема 1. Основы теории предмета «религиоведения».

Определение предмета «религиоведения», как комплексной науки: цель и задачи курса. Детерминанты религии (социальная основа, гносеологические предпосылки, психологические факторы). Методы исследования религии (каузальный анализ, генетический подход, сравнительно-историческое исследование, типологический метод, структурно-функциональный анализ, феноменологический метод). Методы познания (общефилософский, социально-философский, общенаучный, эмпирический).

Структура религии (религиозное сознание – «вера» как структурный элемент; религиозная деятельность; религиозные отношения; религиозные институты и организации).

Функции религии (мировоззренческая, регулятивная, легитимирующая, культурно-транслирующая).

Основные разделы (философия религии, социология религии, психология религии, феноменология религии, религии).

Тема 2. Происхождение и ранние формы религии.

Этимология понятия «религия» (римский философ Цицерон, западный писатель и оратор Лактанций и его определение религии, западный богослов Августин Блаженный). Два основных значения определения религии.

Проблема происхождения религии.

I. Научные теории:

1. Натуралистическая гипотеза – римского поэта и философа Лукреция Кара (I в. до н.е.)

2. Анимистическая гипотеза – английского этнографа Э. Тейлора XIXв.

3. Гипотеза Л. Фейербаха XIXв.

4. Социальная гипотеза М. Вебера на рубеже XIX — XXвв.

II. Философско-теологический подход.

Философский подход к объяснению религии. Значение теологического подхода. Зарождение религиозного опыта (С. Булгаков), различные точки зрения на религию (И.Канта, Ф.Шлейермахера, Б.Рассела). Психологические предпосылки религии и веры. Определение веры: о. Александра Меня, ап. Павла, комментарий западного богослова Веймута. Конфессиональные определения религии. Религиоведческое определение религии.

Религия в первобытно-общинном обществе (возникновение религиозных представлений 140-100 тыс. л. до н.э. – зачаточные религиозные верования; 40-30 тыс. л. до н.э. – сложные религиозные представления в виде солярного культа). Древнейший религиозный памятник корпус текстов из пирамиды царя Унаса (сер XXIV в. до н.э.) – свидетельствует о едином Творце мира РА-АТУМЕ. Определение тотемизма и его значение, тотемный культ и тотемное табу. Определение магии и ее виды. Определение фетиша и его значение. Определение анимизма и его значение, погребальный культ. Определение шаманизма и его значение, институт шаманства.

Тема 3. Национально-государственные религии.

Классификация религиозных направлений (ранние национальные религии, поздние национальные религии, мировые религии, нетрадиционные религии и движения). Деление религий по уровню развития (ранние формы религии, политеистические, монотеистические). Классификация религий по Г. Гегелю. Классификация религий американского социолога Р. Белла. Определение «Национально-государственные религии». Религия Древнего Ирана (возникновение и развитие религии в Древнем Иране, сведения о Заратустре. Священные книги, пантеон богов. Культ и праздники). Религия Древней Индии (возникновение и развитие религии в Древней Индии, религиозно-философские понятия и категории. Священные книги, пантеон богов, трансформация религии Древней Индии. Культ и праздники).

Тема 4. Мировые религии: буддизм.

Определение «мировые религии», география распространения мировых религий, конфессиональная структура современного мира.

Возникновение буддизма, сведения о Будде. Вероучение и культ. Священная книга Типитака (составление и содержание). Основные направления в буддизме. Буддизм в современном мире.

Тема 5. Мировые религии: ислам.

Возникновение ислама, ареал распространения. Религиозно-культовая взаимосвязь с иудаизмом и христианством. Сведения о пророке Мухаммаде (570-632 гг.). Вероучение и культ. Священная книга Коран и Сунна (составление, структура, перевод Корана, тематические части). Основные направления в исламе. Ислам в современном мире.

 

 

Тема 6. Коран – священная книга мусульман.

Происхождение Корана и его структура: суры и аяты. Вероучительные основы: происхождение Вселенной и человека. Демонология. Учение о страшном суде и загробной участи человека.

Тема 7. Мировые религии: христианство.

Возникновение христианства. Религиозно-культурная среда Римской империи накануне возникновения новой религии. Источники начального периода христианства (религиозные: Евангелия, и исторические: Корнелий Тацит, Светоний, Плиний Младший, И. Флавий).

Евангелические свидетельства о И. Христе. Нравственный закон – основа проповеди, Ученики И.Христа – 12 апостолов. Гонения на христиан (I – IV века). Константин Великий. Миланский эдикт 313 года. Эпоха 7 Вселенских Соборов. Развитие христианского вероучения: вклад капподокийских богословов. Политические и религиозные предпосылки раскола в Христианской Церкви. Причины раскола (социально-экономические, культурные и догматические).

Христианство «Восточного (греческого обряда)». Православная церковь. Основы вероучения православной церкви. и Священное Предание. Никео-Константинопольский Символ веры. Разбор Символа веры по параграфам.

Понятие о Церкви. Организация православной церкви (белое и черное духовенство, священные степени).

Автокефальные церкви. Краткая история РПЦ. Таинства Православной церкви. Богослужение. Основные догматы. Заповеди (Декалог). Праздники и посты.

Христианство «Западного обряда». Римско-католическая церковь.

Основы вероучения Римско-католической церкви (РКЦ). Священное Писание и Священное Предание. Определение слова «католицизм». Организация РКЦ. Таинства РКЦ. Богослужение. Основные догматы. Праздники и посты.

Протестантизм.

Возникновение протестантизма. Реформация – социокультурное, религиозное и общественно-политическое движение XVI — XVII. Реформация в Германии. Мартин Лютер и возникновение лютеранства. Аугсбургское исповедание веры. Вероучение протестантизма (общее для всех течений). Возникновение кальвинизма и его сущность. Учения Ж. Кальвина.

Англиканство.

Возникновение англиканской (епископальной) церкви. Вероучение и культ англиканской церкви. Христианство в современном мире (католичество, протестантизм, православие).

 

 

Тема 8. Библия — священная книга и памятник культуры.

Структура Библии: хронология и авторство. Язык Библии. Тематика Священных книг. Ветхий Завет: канонические и неканонические книги. Книги Нового Завета. История перевода:

а) перевод 70 Толковников (Септуагинта);

б) латинский перевод (Вульгата);

в) перевод на русский язык (Синодальный перевод).

Культурно-историческое значение Библии.

Тема 9. Религия и церковь в современной Украине.

Церковь как социально-теологический институт. Причины церковного конфликта конца 80 – начала 90-х гг. Конфессиональная структура современной Украины: Украинская Православная церковь – Московский патриархат (УПЦ МП), Украинская Православная церковь – Киевский патриархат (УПЦ КП), Украинская Автокефальная Православная церковь (УАПЦ). История раскола христианской церкви: Харьковский Архиерейский Собор 1992 года. Меры по сохранению церковного единства: канонические и правовые. Конфессиональный вопрос в городе Мариуполе.

Православная церковь на современном этапе. Правопорядок и усовершенствование религиозной политики.

 

Тема 10. Современные нетрадиционные культы и неорелигии на Украине.

Религиозная ситуация на Украине конца 80-х – начала 90-х годов. Конституция Украины – регулятор межконфессиональных отношений. Понятие традиционные и нетрадиционные религии на примере религиозных организаций г. Мариуполя. Законодательство в области межконфессиональных отношений. Деструктивное влияние на психику человека тоталитарных сект.

Тема 11. Свободомыслие в истории общественной мысли 18-19вв.

Определение «свободомыслия». Формирование свободомыслия в истории европейской общественной мысли: Гольбах, Фейербах, Ламетри. Критика религии. Атеистические взгляды: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.

Основы теории предмета «религиоведения».

План

1. Предмет религиоведения, цель и задачи курса.

2. Методы исследования и познания религии. Детерминанты религии.

3. Структура и функции религии. Основные разделы.

1. Предмет религиоведения, цель и задачи курса.

Религиоведение как комплексная и относительно молодая наука развивалась с начала ХIХ века, хотя научные знания по этой дисциплине накапливались в течении веков. Дисциплина сформировалась на стыке общей и социальной философии, культурологии, социологии, антропологии, психологии, лингвистики, политологии, этнологии, археологии и др. наук. В рамках религиоведения изучаются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, феномен религии в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры и социальных знаний.

Читайте также:  Ценности молодёжи, или Двадцать пять лет спустя

Цель курса: изучение курса религиоведения вносит вклад в гуманитаризацию образования, овладение достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение личности в мировоззренческих системах и духовных ценностях.

Мировоззрение – это комплекс представлений (идей, взглядов), религиозно-философского характера, которые отображают взгляд индивида на окружающий мир, и его назначение в этом мире.

Задачи:

1. На основании курса «религиоведение» необходимо разобраться в сложных процессах, которые происходят в науке, искусстве, литературе, морали и т.д.

2. На основании религиозных ценностей показать гуманистические ценности современного мира, гармонизировать межличностные отношения, в том числе представителей различных, религиозных и нерелигиозных направлений.

3. Защитить личность от психологического и религиозного влияния деструктивных культов и их руководителей, которые пытаются навязать свою систему ценностей и религиозных взглядов.

2. Методы исследования и познания религии. Детерминанты религии.

Методы исследования:

1. Каузальний анализ — изучает причинно-следственные отношения, выявляет причины возникновения и эволюции различных явлений религии.

2. Генетический подход — выведение последующих этапов развития религии из начальной фазы.

3. Сравнительно-историческое исследование – сопоставляет этапы развития религии в различные моменты времени.

4. Типологический метод – представляет собой совокупность расчленения и группировки изучаемых объектов по признакам, полученным из характеристик исторических типов религии.

5. Структурно-функциональный анализ – связан с объектами, представляющими собой систему, и направлен на раскрытие их строения и функционирования.

6. Феноменологический метод – включает совокупность приемов выяснения значений и смыслов в духовном взаимодействии людей (представления, идеи, цели) и тем самым достигает понимания их поведения.

Методы познания.

Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое количество разнообразных методов познания:

1. Общефилософский;

2. Социально-философский;

3. Общенаучный;

4. Эмпирический метод;

5. Диалектика, системный метод, анализ, синтез, гипотеза, дедукция, индукция.

Детерминанты религии (предпосылки возникновения).

1. Социумные основы – это совокупность отношений, складывающихся в процессе материального производства. Эти отношения объективны, господствуют над людьми в их повседневной жизни, отражают несвободу и зависимость людей от внешних условий – в системе взаимоотношений с природой и в системе взаимоотношений с другими людьми.

2. Гносеологические основы – представляют собой определенные моменты познавательной деятельности, которые сохраняют в себе элементы «непознанного» (тайного), непредсказуемость будущих событий. Это делает возможным возникновение религиозных представлений, понятий, идей и направлений.

3. Психологические факторы – это состояния, процессы, механизмы общественной, групповой, и индивидуальной психологии, которые создают благоприятную психологическую почву для воспроизводства и усвоения религии. Среди феноменов общественной и групповой психологии выделяют: кризисные состояния общественно-психологической атмосферы (разочарование в прошлом и настоящем, отягощенность исторической памяти, разрушение общественных идеалов, переоценка ценностей). К индивидуально-психологическим факторам относят: переживание индивидом чувства зависимости от других людей, стрессовые ситуации, духовной деградации. Это порождает психологический комплекс, включающий страх, чувство одиночества и заброшенности, и в то же время ожидание лучшего, надежду на избавление от гнета чуждых сил.

В совокупности эти факторы действуют на базе социумных в связи с гносеологическими основами.

 

3. Структура и функции религии. Основные разделы.

В религии выделяют компоненты:

1. Религиозное сознание; 2. Религиозную деятельность; 3. Религиозные отношения; 4. Религиозные институты и организации.

1. Религиозное сознание – ему свойственны чувственная наглядность, созданные воображением образы, сильная эмоциональная насыщенность, вера – как структурный элемент (выражение истинности религиозного учения, признание реального существования сверхъестественных сил, свойств и отношений без каких-либо рациональных доказательств).

2. Религиозная деятельность, подразделяется на:

культовую (от лат. поклонение, почитание) и внекультовую:

а.культовая деятельность: участие в богослужении, религиозных церемониях.

б. внекультовую деятельность образуют: разработка религиозных идей, систематизация богословских догматов.

Религиозный культ – это совокупность всех внешних богослужебно-обрядовых форм, действий и правил данной религии.

3. Религиозные отношения – это вид отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и существуют при помощи религиозной деятельности.

4. Религиозные организации – каждая религия имеет собственную организацию в виде комплекса определенных институтов, общественных религиозных союзов, а также функционирующего культа.

Функции религии.

1. Мировоззренческая — религия, придает определенный смысл и цель жизни человека, она включает объяснения мира в целом и отдельных явлений и процессов происходящих в нем.

2. Регулятивная – религия при помощи определенных идей, ценностей и установок регулирует отношения людей в определенном типе общества.

3. Легитимирующая – состоит из обоснования, освящения, придания законного характера определенному типу общественного порядка и государства.

4. Культурно-транслирующая – религия как часть культуры способствует развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства и осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

Основные разделы.

Религиоведение включает ряд разделов основными среди которых являются: философия, социология, психология, феноменология, история религии.

Философия религии – совокупность философских понятий и концепций, дающих философское объяснение объекта. Философией религии занимались: П. Гольбах (1723 — 1789), немецкий философ И. Кант (1724 — 1804), немецкий протестантский теолог и философ Ф. Шлейермахер (1768 — 1834), Г. Гегель (1770 — 1831), Л. Фейербах (1804 — 1872), К. Маркс (1818 — 1883), Ф. Энгельс (1820 — 1895), русский философ В. Соловьев (1856 — 1900) и др.

Социология религии – изучает общественные основы религии, закономерности возникновения, развития и функционирования, ее элементы, структуру и функции, ее роль в общественной системе. Основателями социологии религии являются: немецкий социолог, историк, философ М. Вебер (1864-1920), французский социолог, философ Э. Дюркгейм (1858-1917), немецкий философ, социолог Г. Зиммель (1858-1918), немецкий теолог и философ Э. Трельч (1865 — 1923), русский и американский историк и социолог П. Сорокин (1889 — 1968).

Психология религии — исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой, и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, индивидов. Вклад в ее становление и развитие внесли: немецкий психолог, физиолог и философ В. Вундт (1832-1920), американский психолог и философ У. Джеймс (1842-1910), немецкий философ В. Дильтей (1833 — 1911), французский философ, социолог, психолог и этнограф Л. Леви-Брюль (1857-1939), французский психолог Т. Рибо (1839-1916), американский психолог Э. Старбек (1866-1947) и др.

Феноменология религии – соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого делает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения. Значительный вклад в разработку феноменологии религии внесли голландский теолог и историк религии П. Шантепи де ля Соссе (1848-1920), немецкий философ и теолог Р. Отто (1869-1937), голландский теолог и религиовед Г. ван дер Леув (1890-1950), англо – и франкоязычный философ и историк Н. Элиаде (1907-1986) и др. Большое влияние на развитие феноменологии религии оказали феноменолистическая философия Э. Гюссерля (1859-1938) и экзистенциализм немецкого философа М. Хайдеггера (1889-1976).

История религии – иллюстрирует движущийся во времени мир религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливают и сохраняют информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. В ХVIII в. ряд проблем истории религии освещался в сочинениях французского просветителя, энциклопедиста Ш. де Бросса (1709-1777), французского ученого и философа Ш. Дюпюи (1742-1809). В XIX в. в развитее истории религии не малый вклад внесли немецкие теологи и историки, представители так называемой тюбингенской школы в богословии Ф. Баур (1792-1860) и Д. Штраус (1808-1874). Начиная с XIX в. история религии становится областью деятельности многих исследователей: швейцарский историк и правовед И. Бахофен (1815-1887), французский писатель, историк и филолог-востоковед Ж. Ренан (1823-1892), английский историк, востоковед С. Робертсон (1846-1894), английские историки и этнологи Э. Тейлор (1832-1917), Дж. Фрейзэр (1854-1941), немецкий историк и философ А. Древс (1865-1935), австрийский теолог, этнограф и лингвист В. Шмидт (1868-1954), российские исследователи – востоковед Ф. Щербацкой (1866-1942), историки В. Бартольд (1862-1930), А. Ранович (1885-1948), Р. Виппер (1859-1954), этнограф и религиовед С. Токарев (1899-1985), богослов и историк А. Карташов (1875-1960) и многие другие.

Наряду с перечисленными выделяют раздел, включающий знания о свободомыслии в отношении религии. В этом разделе раскрывается содержание свободомыслия, его развитие и функции в обществе и в жизни личности, исследуются его различные проявления, в разные этапы развития общественной мысли и в народном сознании, в науке, морали, искусстве, политике, философии, теологии. Особого развития свободомыслие достигло в XVIII ст. свой вклад в развитие общественной мысли внесли деятели «французского просвещения» П. Бейль (1647-1706), П. Гольбах (1723-1789), Ж. Ламетри (1709-1751), Ф. Вольтер (1694-1778). Развитию атеистических взглядов способствовали труды К. Маркса (1818 -1883), Ф. Энгельса (1820-1895), В. Ульянова (Ленина) (1870-1924), Н. Чернышевского (1828-1889), А. Герцена (1812-1870), Н. Добролюбова (1836-1861) и др.

Литература.

1. Гараджа В.И. Социология религии. – М., 1995

2. Гегель Ф. Лекции по философии и религии. Понятие религии. – Философия религии.- В 2-х т. – Т.1. — М., 1996. – С. 366 – 377.

3. Пивоваров Д.В. Религия: сущность и обновление // Философские науки. – 1992. — №2.

4. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. – М., 2004.

5. Религии мира // Под ред. Шапова Е.Н. – М., 1991.

6. Релігієзнавство.// Под ред. Калініна Ю., Харковщенко Є. – К., 1994

7. Фромм Э. Психология и религия.// Иметь или быть. – М., 1992

8. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. – М., 1985.

9. Яблоков И.Н. Религиоведение. – М., 2004.

Ключевые понятия:

Мировоззрение, психология, философия, социология, история, гносеология, культ.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.

Происхождение и ранние формы религии.

План.

1. Этимология понятия «религия».

2. Научный и философско-теологический подходы к вопросу происхождения религии.

3. Религии в первобытном обществе: тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм, погребальный культ, шаманизм.

1. Этимология понятия «религия»

Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (от лат. “religio” – совестливость, благочестие, благоговение, святость, богослужение).

Читайте также:  Учебно-методическое пособие по курсу «Религиоведение». Часть II/1

Римский оратор и политический деятель Цицерон (I в. до н.э.) считал, что слово «религия» происходит от латинского глагола «relegere» (вновь собирать, снова обсуждать, откладывать на особое употребление, что в переносном смысле означает «благоговеть» или относиться к чему либо с особым вниманием и почтением).

Отсюда и сущность религии Цицерон выводит из благоговейного чувства перед высшими силами, Божеством. Известный западный писатель и оратор Лактанций (IV в. н.э.) считает, что термин «религия» происходит от латинского глагола «religare», означающего «связывать», «соединять». Отсюда он дает определение религии как благочестивого союза человека с Богом.

Подобным же образом понимает существо религии и Августин Блаженный (У в. н.э.). Он считает что слово «религия» происходит от глагола «religеre», т.е. «воссоединять» и сама религия означает воссоединение, возобновление «когда то утраченного союза» между человеком и Богом.

Таким образом, происхождение термина «религия» указывает на два основных его значения: «соединение и благоговение, — которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе, благоговейном единении человека с Богом.

2. Научный и философско-теологический подходы к вопросу происхождения религии.

Научные теории:

1. Натуралистическая гипотеза (от. лат. «natura» — природа) гипотеза была высказана римским поэтом и философом Лукрецием (І в. до н.э.), утверждает, что идея Бога и сама религия возникли в результате страха людей перед грозными явлениями природы («timor primus fecit deos») – «страх создал первых богов», непонимание причин их возникновения, незнание законов природы.

2. Анимистическая гипотеза (от. лат. «animus» — дух) была представлена и подробно развита в ХІХ ст. английским этнографом Э. Тейлором, в его основном труде – „Первобытная культура” (1871 г.). Эта гипотеза выводит источник происхождения религии из сновидений, галюцинаций, смерти и подобных явлений, наблюдения за которыми привели „неразвитого человека” к мысли о существовании другого столь же реального мира как и этот.

3. Гипотеза Л. Фейербаха – основоположник антропологического материализма.

Свою гипотезу Л. Фейербах (1804 — 1872 г.) основывает на положении олицетворения сил природы как основы древних религиозных верований. Корни религии, по его мнению, заключены в олицетворении отдельных сторон и свойств абстрактной природы человека, „искаженного ее понимания”.

Бог и боги – это олицетворенные проекции свойств человека и природы, превращенные в самостоятельные существа.

Л. Фейербах делит религии на «духовные» — иудаизм, буддизм, христианство, ислам и «естественные» — все первобытные и древние языческие верования. В «духовных» религиях, по Фейербаху, Бог, есть не что иное как собственное существо человека, а в «естественных» религиях, Бог – есть не что иное как существо природы.

4. Социальная гипотеза. М.Вебер — немецкий философ и социолог (1864 — 1920).

В его понимании религия является способом придания смысла социальным действиям человека. Она вносит «рациональность» в объяснении мира и поведения самого человека.

Основная мысль этой гипотезы состоит в том, что именно в неразвитости общественного производства заключены социальные корни религии первобытных людей. В классовых обществах причина возникновения религии обусловлена чувством бессилия перед социальным гнетом.

5. Философскотеологический подход.

Философский подход к объяснению религии – это взгляд «из вне», выходящий за рамки «религиозного опыта», с позиций рационального осмысления религии, как общественного института.

Теологический подход – включает в себя системное изложение вероучительных основ, которые обеспечивают идеологическую платформу данной религии (религиозной организации) и ее потребность в жизнедеятельности человека.

Согласно теологического подхода, религия — это живая нравственная связь с Богом. Существование религии теологи соотносят с существованием самого человека. Они стремятся понять религию «изнутри», на основании религиозного опыта. «Религия зарождается в переживании Бога» — подчеркивает богослов С.Н. Булгаков.

Существует определенный путь зарождения религиозного опыта:

1. Поиск истины (смысла жизни).

2. Религиозный опыт (познание истинного Бога).

3. Стремление к нравственному совершенствованию.

4. Чтение и изучение Священного Писания.

Эти условия являются первыми шагами на пути к «Личному Богу», его переживанию. Без их выполнения едва ли возможно зарождение в человеке того, что именуется «верой и религией».

Вера является выражением духовных устремлений человека, его исканий и знаний.

В разные периоды общественного развития религию связывали с чувством нравственного долга (И. Кант), с чувством зависимости (немецкий богослов Ф. Шлейермахер); английский мыслитель Б. Рассел определял ее как страх перед неведомым и т.д.

Большинство определений религии связанны исключительно с психологическими предпосылками веры.

«Вера – представляет собой такое внутреннее состояние человека, при котором он убежден в достоверности чего-либо, без посредства органов чувств или логического хода мыслей, путем необъяснимой уверенности» — (о. Александр Мень).

Определение веры, представлено Апостолом Павлом, в его Послании к Евреям: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11.1.). Эту цитату западный богослов (Веймут) объяснял так: «Вера – это доверчивая уверенность в том, на что мы надеемся, убеждение в реальности вещей, которых мы еще не видим».

Существуют следующие определения религии, сформулированные конфессиональными религиоведами:

ü Переживания святого (Р. Отто – протестантский философ).

ü Жизнь нас в Боге и Бога в нас (П.А. Флоренский – православный богослов).

ü Выход за пределы биологической природы, конструирование смыслового универсума (Т. Лукман – евангелиетический теолог ).

На наш взгляд с учетом существующих подходов, можно представить следующее определение религии:

Религия – это система взглядов и убеждений, на которых строится мировоззрение и мировосприятие человека, а также соответствующие поведение и специфические действия (культ), которые основаны на вере в существование Высшего, Сверхъестественного Начала – источника всего существующего.

3. Религии в первобытном обществе: тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм, погребальный культ, шаманизм.

Советский религиовед С.А. Токарев считает, что уже живший в эпоху мустье (около 140-100 тыс. лет назад) неандертальский человек «…возможно уже имел зачаточные религиозные верования». Сейчас у исследователей не вызывает сомнения наличие религии у человека ориньякско-солютрейской (40-30 тыс. л. тому назад) и мадленской эпох, т.е. у человека современного типа Homo sapiens. Существование религии относят к 40-30 тыс. до н.э. у Homo sapiens который, возник, по данным современной науки около 35 тыс. лет назад, и имел «сравнительно сложные религиозные представления» в виде солярного (солнечного) культа.

Древнейший в мире памятник религиозной культуры, корпус текстов из пирамиды царя Унаса (сер. ХХIV в. до н.э.) свидетельствует о едином Творце мира «Ра-Атуме».

Родоплеменные религии.

Тотемизм – (на языке индейцев северо-американского племени оджибве – «его род») – это вера в сверхъестественную связь человека и отдельных групп с животными и растениями. Этот термин появляется в литературе в начале XVIII в. и закрепляется в научном обороте на рубеже XIX-XX вв. в работах английского этнографа Джеймса Фрейзера (1854-1941).

Тотемный культ был направлен на то, чтобы получить покровительство тотема (животного, насекомого). Например в Египте, тотемом считался жук — скоробей. Тотемные табу выражались в запрете на употребление в пищу тотемного животного или нанесение ему вреда.

Магия – (от греч. Maγέia — волшебство). Совокупность обрядов и действий связанных с верою в возможность сверхестественного влияния на окружающий мир.

По назначению магия подразделяется на 6 видов:

1. Вредоносная (употребление различных обрядов, преследовавших цель причинить вред сверхъестественным способом человеку или группе людей), через еду, напитки, одежду и т.д.

2. Военная магия (подразумевала необходимость преодолеть активное сопротивление жертвы, достичь военных успехов) использовались военные пляски, заговор оружия и т.д.

3. Любовная (либо вызвать интерес у лица противоположного пола, либо вызвать сильную антипатию), украшение, натирание и т.д.

4. Лечебная (излечение от болезни) лечение травами, произнесение заклинаний, натирание лечебным воском и т.д.

5. Промысловая (направлена на достижение удачной охоты, рыбной ловли).

6. Метеорологическая магия (направлена на достижение хорошей погоды, благоприятного климата).

Фетишизм (от лат. feitigo – вещь для колдовства) – поклонение предметам ближайшего окружения человека (как правило неживым). Термин был введен в конце XVIII в. французским чиновником Шарлем де Броссом. В основе веры в фетиш лежало представление о предмете как о двойнике человека, самостоятельном существе, наделенном чисто человеческими чувствами и побуждениями.

Фетиш – представлял собой отдельно взятый материальный предмет, камень со священной горы, кусочек священного дерева, изображение почитаемого животного и т.д.

Анимизм (от лат. anima — душа) — это вера в самостоятельную силу, способную существовать отдельно от человека, животных или растений. Термин введен в ХIХ в. Эд. Тейлором в его труде «Первобытная культура» (1872). Из анимизма получил развитие погребальный культ. Наиболее известно открытие в Ля-Мустье (Франция 1908 г.), где был похоронен неандертальский юноша 16-18 лет. Рядом с захоронением были расположены орудия труда, элементы жареного мяса. Эта находка свидетельствовала о погребальном культе, который выражался в:

A. Вера в бессмертие души умершего;

B. Вера в потусторонний мир и загробное воздаяние.

Шаманизм (на языке сибирских народов «саман» — буйный) — это особый комплекс обрядов и ритуалов, связанный с верованиями в сверхъестественные способности и возможности древних служителей культов шаманов. Для стимулирования своих ритуальных действий употребляли галлюциногены, старались вести себя очень экзальтированно. В своей деятельности шаманы использовали ритуальный танец – камлание, для поддержания своего сверхъестественного статуса в племени.

Шаманство сохранилось в Африке, Австралии, у некоторых северных народов.

Литература.

1. Калінін Ю., Харьковщенко С. Релігієзнавство. – Київ, 2000

2. Любський В. , Бурлак С. Релігієзнавство. – Київ, 2000

3. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1991

4. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. – М., 1986

5. Тейлор Э.П. Первобытная культура. – М., 1982

6. Фрезер Дж. Золотая ветвь. – М., 1986 (Гл. 3-5)

7. Лобова О.Ф. Религиоведение. – Ростов-на-Дону, 2004

Ключевые понятия:

Религия, вера, фетишизм, анимизм, тотемизм, табу, магия, шаманизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.

Национально-государственные религии.

План.

1. Национально-государственные религии и их характеристика.

2. Религия Ирана (Зороастризм).

3. Религия Индии (Индуизм).

1. Национально-государственные религии и их характеристика.

Для структурирования многообразия верований и религий, необходимо их классифицировать:

1. Религии первобытного общества (родоплеменные): тотемизм, магия, анимизм, фетишизм, культ предков, шаманство.

2. Национально-государственные религии:

A. Ранние национальные религии (религии Древней Греции и Рима, Древнего Египта и Месопотамии);

Читайте также:  В Мариуполе прошёл семинар учителей христианской этики

B. Поздние национальные религии (индуизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм, зороастризм).

3. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

4. Нетрадиционные религии и движения (неоязычество, саентология, нью- эйдж), а в их среде деструктивные культы.

По уровню развития религии делятся:

1. Ранние формы религии: религии, которые существовали в первобытно-общинном обществе (анимизм, фетишизм, магия, тотемизм, культ предков).

2. Политеистические (многобожие) — существование пантеона богов, к ним принадлежат почти все национально-государственные религии (кроме иудаизма и сиккхизма) и мировая религия – буддизм.

3. Монотеистические (единобожие) — относят христианство и ислам – мировые религии, иудаизм и сиккхизм – национально-государственные.

Также существует классификация религий, предложенная немецким философом Г. Гегелем (1770-1831). Он указал три степени развития религии (религия природы, религия искусства и абсолютная религия). Их следует понимать в смысле необходимого процесса, происходящего в человеческом духе. Вот как выглядит схема Г. Гегеля.

I. Религия природы.

1. «Непосредственная» религия (магизм, чародейство).

2. Раздвоение сознания в «самом себе». Это религия субстанции

а) религия «меры» (Китай);

б) религия «фантазии» (брахманизм);

в) религия «в-себе-бытия» (буддизм).

3. Переход от религии природы к религии свобод. Борьба субъективности:

а) религия «добра и света» (Персия);

б) религия «страдания» (Сирия);

в) религия «тайны» ().

II. Религия «духовной индивидуальности».

1. Религия «возвышенного» (иудеи).

2. Религия «красоты» (греки).

3. Религия «целесообразности или разума» (римляне).

III. «Абсолютная» религия (христианство).

Американский ученый Р. Белла предложил классификацию религий на основании «социального подхода к религии». Он выделяет 5 уровней развития:

1. Примитивные религии (тотемизм, анимизм, земледельческий культ, фетишизм и магия);

2. Архаические религии (шаманизм, ранние и поздние национально-государственные религии);

3. Исторические религии (буддизм, христианство, ислам);

4. Ранние современные религии (нетрадиционные религии);

5. Современные религии (неорелигии и движения).

Таким образом,

Национально-государственные религии – это религии, ограниченные рамками одного народа или государства. Они характеризуются политеизмом, развитым учением о загробном мире и загробном воздаянии, установлением религиозного ритуала, появлением жречества.

2. Религия Ирана (Зороастризм).

Зороастризм или парсизм, древнеиранская религия, по имени ее полулегендарного основателя Заратустры (589-512 г. до н.э.), образовалась в VII -VI вв. до н.э., распространилась в Средней Азии, Ближнем и Среднем Востоке (ок. 230 тыс. верующих). Заратустра был священнослужителем, его учение изложено в 17 гимнах – Гатах, написанных в стихотворной форме. Последователи зороастризма покланяются Богу – повелителю в «5 храмах», где постоянно горит священный огонь, как символ их Бога. В религиоведческой литературе последователи данной религии называются «огнепоклонниками».

В возрасте 30 лет, Заратустра получил «Откровение». Откровения Заратустры составили книгу Священных Писаний зороастризма, известную под названием Авесты. Она состоит из трех книг: Ясны, Яшты, Видевдаты.

Ясна состоит из 72 глав, 17 гимнов, приписываемые пророку Заратустре, остальные главы молитвенные формулы огню и воде.

Яшты (букв. почитания, восхваления) состоит из 22 гимнов, посвященных низшим божествам зороастрийского пантеона.

Видевдата (букв. Закон против демонов) содержит ритуальные тексты и молитвы.

Малая Авеста – сборник повседневных молитв и реестр всех почитаемых богов и духов.

На европейские языки Авесту стали переводить с конца ХVIII в., в 1771 г. появился ее перевод на французском языке.

Для религии зороастризма характерен дуализм, борьба «Светлого» и «Темного» начал. Тьма, зло и смерть олицетворялось в образе бога Ангра – Майнью (в гр. транскрипции Ариман). Добро, свет, жизнь персонифицируются в Ахурамазде (или Ормузде). Ормузда «возглавляет семерых святых», наиболее почитаемые из которых бог Солнца и Луны — Митра и богиня воды и плодородия — Анахита – Ардвисура. Эти семь высших божеств совместно создали мир, в котором было семь великих творений – четыре стихии (воздух, земля, огонь, вода), растения, животные, человек.

Актом творения завершилась первая из трех великих эр цикла существования мира – Эра Творения. Злой дух – Ариман «не успокоился» и вместе со своими помощниками – дэвами, которых он сотворил, чтобы противится силам добра, продолжал нападать на мир, причиняя ущерб материальным творениям и вызывал нравственные пороки и духовное зло в людях. В этой борьбе и проходит вторая эпоха творения, в которой живут современники – Эра Смешения.

По учению Заратустры, новая эра — эра Разделения наступит только тогда, когда светлые божества и человечество совместно объединив усилия победят зло и восстановят мир в его первоначальном совершенном виде. При этом демоны – дэвы и силы тьмы будут уничтожены в последнем великом сражении с добрыми божествами. Река расплавленного металла потечет вниз в ад убьет Аримана и сожжет последние остатки зла в мире.

Этика зороастризма основана на трех принципах: жить в соответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом.

В зороастризме сильно развит культ чистоты: чтобы налить воды, требовалось вымыть руки, запрещалось выходить из жилища в дождь, чтобы не загрязнить землю и воду и т.д.

После человека самое почетное место занимала собака, ее предназначение сводилось к тому, чтобы уничтожить все нечистое, оскверняющее человека. Последователи этой религии должны были 5 раз в день совершать молитву: на восходе солнца, до полудня, в полдень, после полудня и на закате.

Кроме 5 ежедневных молитв Заратустра требовал от своих приверженцев соблюдения семи праздников в году, каждый из которых длился по пять дней: «Середина весны», « Середина лета», «Середина зимы» и др. Самым значительным был праздник огня – Новый год («Ноуруз»). Вечером накануне наступления Нового года на крышах домов зажигался огонь.

3. Религия Индии (Индуизм).

Индуизм является национальной религией, которую исповедует большая часть населения (83%). Из древнего индуизма выделились и другие религии Индии – джайнизм и буддизм, последний превратился в великую мировую религию.

Возникновение религии относят к середине II тыс. до н.э. Индуизм утверждает изначальное единство Атмана и Абсолюта, мирового духа (Брахмана). Под «атманом» в его религиозно-философской традиции понимается основа психической жизни человека.

Карма (дословно – дело, действие) – в самом широком смысле слова (телесное, словесное, мысленное), проявление человеческой деятельности, а также результат этого действия. Любой акт, совершенный человеком, неизбежно приносит свой результат, определяющий данную или последующие его жизни. В соответствии со своей кармой, индивид может родиться не только человеком, но и любым живым существом. Карма тесно связана с идеей Сансары (превращения), т.е. мира постоянно чередующихся и взаимообусловленных последовательных смертей – рождений их «колеса».

Нирвана – есть освобождение из круговорота сансары, выход за пределы чередования смертей и рождений, обретение совершенства.

В индуизме освобождение понимается как достижение единства, Атмана и Брахмана, индивидуального и мирового духа.

Достижение единства индивидуального духа и Абсолюта (мирового духа) осуществлялось определенным путем: карма – марга (путь деяний): исполнение долга, ритуалов, почитание богов, предков и т.п.; джняна – марга (путь знания): интеллектуальная работа, поиск истины, постижение единства Атмана и Брахмана; бхакти – марга (путь преданности): эмоциональная любовь к богу, отдание себя на его милость.

Рассмотрим социокультурные предпосылки возникновения индуизма:

разделялось на сословия (касты – варны):

1. Жрецы и священнослужители (Брахманы)

2. Воины и правители (Кшатрии)

3. Купцы и ремесленники (Вайшьи).

4. Земледельцы (Шудры).

Священные тексты индуизма делятся на две большие группы: тексты откровения (шрути), и тексты предания (смрити).

Тексты Откровения носят название Веды (от слова знать, ведать). Веды состоят: Ригведа (Веда гимнов), Самоведа (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвенных формул), Атхарваведа (Веда атхарванов, жрецов огня, содержит заклинательные элементы). Из этих четырех наиболее важной является Ригведа.

Упанишады (дословно сидеть и внимать изложению учителей) — это сокровенный раздел Вед. Они были написаны между VIII – VI вв. до н.э.

Важнейшим божеством ведического периода является Индра – громовержец и победитель сил хаоса. Сурья – Бог Солнца, Агни – Бог Огня. Варуна – устроитель Вселенной. Сома – божество опьяняющих напитков (эликсир жизни).

Следующий период в истории индийской религии называется браманским, по имени Верховного божества Брамы или Брахмы (I тыс. до н.э.).

Брахма есть начало, продолжение и конец всего. Он свободен от рождения и смерти. Все из него исходит и все в него возвращается.

Кроме Брахмы у индийцев стали почитаться два божества Вишну и Шива, которые составляют индийскую тримурти (триада). Они олицетворяют три силы в природе: Брахма — создатель мира, Вишну – его хранитель, Шива – разрушитель, но он же всегда воссоздавал его заново.

Индуизм – религия жертвоприношений и ритуалов, многие из которых длились по нескольку недель. Божество в индуизме не умилостивляют, а подчиняют себе для исполнения желаний.

Постепенно центр тяжести формирующегося индуизма смещается от политеизма (многобожия) к доктрине единства Атмана и Брахмана. Тогда же разрабатываются доктрины кармы, сансары и нирваны.

Дхарма (в пер. – «поддерживать, держать») — это закон, долг, обязанность, устои, совокупность установленных правил, то на чем держится мир и общество. Соблюдение их является необходимым условием поддержания и сохранения миропорядка. Нарушение дхармы приводит к худшему перерождению.

Познанию истины в философии индуизма помогает йога (система физических упражнений направленных на преобладания духа над телом).

В соответствии с религиозно-философскими представлениями индуизм разработал определенные нормы общественных установлений, в соответствии с социально-кастовой системой индийского общества, оформив 4 периода (ашрама) в жизни индуиста: брахмачарья – период ученичества, грихастха – главенство в семье, ванапрастха – отшельничество, саньяси – аскеза и отрешение от земного.

В индуизме наблюдается такое явление, как почитание животных. Священным животным в Индии считается корова, ее культ сводится к непричинению вреда и ежедневному кормлению этого животного.

Также существует вера в священную силу рек. Индуисты считают воду стихией с очистительной способностью, веществом из которых образовался мир. В индуизме распространен культ растений и камней.

Литературы.

1. Калінін Ю., Харковщенко С. Релігієзнавство. – Київ, 2000.

2. Любський В., Бурлак С. Релігієзанвство. – Київ, 2000.

3. Борунков Ю., Яблоков И. Основы религиоведения. – Москва, 1998.

4. Кислюк К., Кучер О. Религиоведение. – Харьков, 2002.

5. Религии мира. / Под. ред. Шапова Е.Н. – М., 1991.

6. Кин М. Религии мира. – Харьков, 2003.

7. Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества.// Религия и общество. Хрестоматия по социальной религии. – Ч.2. – М., 1994.

Ключевые понятия:

Национальные религии, политеизм, монотеизм, брахманизм, карма, нирвана, веды, Упанишады, Дхарма, йога, Авеста.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Компас Воскресения

Компас Воскресения

1 У Александра Грина в рассказе «Корабли в Лиссе» есть песня моряков с таким куплетом: …