Главная / Библиотека / Статьи / Праздники / Церковные праздники: Благовещение

Церковные праздники: Благовещение

7 апреля по новому стилю — один из главных двунадесятых праздников в православном календаре — Благовещение Пресвятой Богородицы.

«Благовещение» – это «благая», «добрая», «радостная» весть. Что же было возвещено через Архангела Гавриила, о чем мы, православные христиане, ежегодно вспоминаем с великой радостью по прошествии уже более двух тысяч лет?

Апостол и евангелист Лука так описывает это событие:

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

Вот и , родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел (Лк.1:26-38).

Благовещение Пресвятой Богородицы

Стоит заметить, что за шесть месяцев до описываемого события, во время службы в Иерусалимском храме явился священнику Захарии и сообщил ему радостную весть о том, что у него родится сын, которому суждено стать великим пророком и предтечей Господним – Иоанном Крестителем (Лк.1:5-23). Как гласит , священник Захария был праведен перед Богом, однако, слушая Ангела, в его сердце зародилось зерно сомнения, произошел конфликт между Верой и так называемым «здравым смыслом». Как же, — говорит Захария, — возможно мне родить сына, если «я стар и жена моя в летах преклонных»? Более того, у них с Елисаветой, — его женой, никогда не было детей. На это «Ангел сказал в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк.1:19-20). После этого случая Захария лишился дара речи и не мог говорить до тех пор, пока у него с Елисаветой не родился сын Иоанн.

Читайте также:  Апостол в Неделю 22‑ю по Пятидесятнице. Начало нового мира

Благовещение Пресвятой Богородицы

Церковное Предание гласит, что Дева Мария читала книгу святого пророка Исаии. Когда же Она дошла до того места, где говорилось о рождении Спасителя, то остановилась и смиренно подумала: «Я готова стать последней служанкой у той, которая удостоится родить Мессию». В этот самый момент Деве Марии явился Архангел Гавриил и произнес: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Ангел назвал Ее «благодатной», то есть обретшей благодать, особую любовь и благоволение Божие, помощь Божию, необходимую для святых и великих дел. Архангел Гавриил принес Деве Марии самую большую новость — наконец исполняется долгожданное пророчество пророка Исаии — становится Сыном человеческим. К тому же ей, Деве Марии выпадает честь стать Богородицей. Она смиренно отвечает Ангелу: «Да будет мне по слову твоему». Без этого добровольного согласия Бог не мог бы стать человеком. Он не мог бы воплотиться, так как Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Человеку дана полная свобода отвечать Богу согласием и любовью.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Согласно преданию, Мария с трехлетнего возраста жила и воспитывалась при Иерусалимском храме. Она резко отличалась от своих сверстников: все свое время посвящала Богу, постоянно пребывала в молитве, занималась рукоделием, для всех окружающих была примером кротости, смирения и бескорыстной любви. По древнееврейскому обычаю, при достижении четырнадцатилетнего возраста девочки должны были выходить замуж и покидать храм, либо же возвращаться к своим родителям. К тому времени Мария уже осиротела. К тому же, еще живя в храме, Она твердо решила всю свою жизнь посвятить Богу, не выходить замуж и хранить девственную чистоту. В древнееврейском обществе только мужчины имели социальный статус, женщина же была существом бесправным, поэтому она должна была жить либо с родителями, либо с мужем. Когда Ей пришло время оставить храм, то, по решению священников, Она была обручена Своему дальнему родственнику, благочестивому старцу Иосифу, и поселилась в его доме в городе Назарет. Старец был хранителем Ее девственной чистоты. По учению Православной Церкви, Матерь Божия до Рождения Спасителя, во время Рождения Спасителя и после Рождения Спасителя пребывала Девой.

Читайте также:  Чин погребения Божией матери в Свято-Троицком храме

Благовещение Пресвятой Богородицы

Евангелист пишет, что и Мария вначале «смутилась», то есть осторожно отнеслась к приветствию Ангела: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Но не по причине того, что в Ней было мало веры. Напротив, у Нее была глубочайшая вера в Бога и упование на Него. Она до конца со смирением выслушала обращение Архангела Гавриила, пропустила его слова через Свою душу, соотнесла их со Святым Писанием, с которым была хорошо знакома. И только тогда приняла Свое решение, от которого зависела вся дальнейшая судьба человечества.

Итак, слова Архангела Гавриила непостижимы как для разумения Девы Марии, так и для священника Захарии, они оба пока еще не могут до конца вместить сказанное им. Однако Захария усомнился в самом факте, что его жена Елисавета будучи в преклонном возрасте, да и к тому же бесплодной сможет зачать и родить сына. Дева Мария поверила словам Архангела Гавриила, отвергла всякое сомнение и со смирением приняла Волю Божию о Себе.

Благовещение Пресвятой Богородицы

При чтении этого Евангельского отрывка мы также обращаем свое внимание на одну на первый взгляд незаметную деталь. Архангел Гавриил говорит, что Бог даст Иисусу престол Его предка – царя Давида. Как нам известно из родословной Иисуса Христа, Иосиф – муж Марии, действительно происходил из рода царя Давида (Мф.1:1-17). Однако старец Иосиф не был отцом Спасителя. Как же тогда Гавриил говорит, что является предком Иисуса? Ответ очевиден: Дева Мария также происходит из рода царя Давида.

Почему же событие, которое описано в Священной истории, считается одним из самых главных православных праздников и почему каждый христианин должен обратить особое внимание на событие описанное евангелистом Лукой?

Прежде всего потому, что именно с приветствия Архангела Гавриила «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» по-настоящему и начинается Новый Завет, Новая эра всего человечества. Именно Архангел Гавриил принес благую весть о том, что совсем скоро здесь, в маленьком Галилейском городе Назарете должен появиться на свет Младенец, Который будет исцелять больных, воскрешать мертвых, проповедовать любовь к Богу и к человеку. Тот, Кто создал этот мир «видимый и не видимый». Тот, в Ком люди по причине ожесточения своих сердец не узнали своего Творца и Создателя. Тот, кто пришел на Землю для того чтобы не только рассказать, но и показать пример как нужно жить и проходить свой «земной путь». Тот, Которого люди не «приняли» как своего Спасителя. Тот, Который по причине Своей величайшей любви к человеку «претерпел» Крестную смерть, на третий день воскрес и показал всему человечеству, что смерти нет, и что « мы идем туда, где вечный день царит».

Читайте также:  Праздник в воскресной школе

Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы открывает последовательный ряд описанных в Новом Завете событий: воплощения, Крестной смерти и Светлого Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Его духовное содержание — раскрытие великой, непостижимой человеческому уму тайны воплощения Сына Божьего от Девы, предреченного еще в Ветхом Завете святым пророком Исаией в VIII веке до Рождества Христова.

Тропарь и праздника.

Тропарь
Днесь спасения нашего главизна,  и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует,  тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная,  Господь с Тобою.

Перевод: Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий – Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

Кондак
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, , воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся Невеста, в брак не вступившая!

 

Величание
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Перевод: Словами Архангела взываем Тебе, Чистая: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Стихира праздника, глас 6, самогласен [Иоанна монаха]:

Послан бысть с небесе Гавриил архангел, благовестити Деве зачатие: и пришед в Назарет, помышляше в себе, чудеси удивляяся: о како в вышних непостижим Сый от Девы раждается! Имеяй престол небо, и подножие землю, во утробу вмещается Девичу! На Негоже шестокрилатии, и многоoчитии зрети не могут, словом eдинем от Сея воплотитися благоизволи. Божие eсть слово настоящее. Что убо стою, и не глаголю Деве: радуйся Благодатная, Господь с Тобою: радуйся, Чистая Дево, радуйся, Невесто Неневестная: радуйся, Мати Живота, благословен Плод чрева Твоего.

Денис Лебедев, кандидат богословия, преподаватель приходской воскресной школы при Свято-Троицком храме

Евгений Полянский, слушатель взрослого отделения приходской воскресной школы при Свято-Троицком храме

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

"Знамение": новгородская святыня

«Знамение»: новгородская святыня

Изображение Богоматери, сидящей с молитвенно поднятыми руками, на груди Которой - благословляющий Божественный Младенец, встречается уже в IV в. У нас на Руси иконы этого типа встречаются с XI-XII вв. Вскоре после появления образ обрел свое современное название - «Знамение».