Главная / Великий пост / Четвертая неделя Великого поста, Преподобного Иоанна Лествичника

Четвертая неделя Великого поста, Преподобного Иоанна Лествичника

В четвертое воскресенье Великого Поста Церковь вспоминает святого Иоанна Лествичника, который жил в VI веке, подвизался на Синайской Горе и был одним из авторитетнейших монахов и аскетов того времени. Свой духовный опыт он изложил в книге под названием «Лествица», которая состоит из 30 глав. Это как бы 30 ступеней лестницы по числу лет, которые Господь жил на земле, до того как вышел на свое служение.

Лествица — это древнейший образ. Про лествицу вспоминает и Бытописатель, когда говорит о лествице Иакова. По этой лествице, виденной Иаковом, сходили и восходили ангелы на небо. В виде лествицы добродетелей изображены блаженства, о которых мы сегодня и пели, и читали.

Четвертая  неделя Великого поста, Преподобного Иоанна Лествичника

И святой Иоанн тоже изобразил восхождение к Богу как лествицу добродетелей, которые заканчиваются святостью в соединении с Богом и стяжанием Царства Небесного. Если мы вспомним святого Иоанна Лествичника, то оно очень похоже на жизнь многих людей, которые посвятили себя Богу и достигли высоких духовных степеней. В прошлое воскресенье мы читали в Евангелии, как Господь сказал, что «если кто хочет идти по Мне, то отвержется себя, и возьмет свой, и следует за Мной». В этом призыве Господа — три этапа восхождения человека к Богу: отвержение себя, взятие креста и следование за Богом. Вот эти три этапа прослеживаются и в жизни преподобного Иоанна Лествичника, как и в жизни множества других мужей преподобных, стяжавших святость и благодать Святаго Духа в своей душе.

Он сам в молодости, уже в шестнадцатилетнем возрасте уходит на гору Синайскую, несмотря на то, что был достаточно даровитым юношей. Если бы он пошел по ступенькам светского восхождения, то достиг бы, конечно, большого почета, власти и авторитета. Но он оставил все это и пошел служить Богу. В шестнадцать лет ушел он на Синайскую Гору в один из монастырей и предал всего себя во всецелое послушание старцу. Много лет был он полностью в послушании преподобному старцу, который отсекал его страсти, следил за его духовным состоянием и вел прямым путем к Богу. И потом, когда Иоанн достиг какой-то степени бесстрастия, он опять же по благословению ушел в пустыню, где подвизался в пещере. Никто не мог видеть его слез, его покаяния, никто не видел его подвигов. Он сам перед Богом, вместе с Богом жил и подвизался и пытался угодить Богу своей непорочной жизнью.

Это была уже третья ступень. Первая — отвержение мира, как нам Господь говорит в Евангелии. Вторая — «возьми крест свой» — жизнь в послушании старцам. И третий этап — это достижение глубины безмолвия, о котором мы говорили недавно, когда вспоминали о святом Григории Паламе и преподобном Серафиме Саровском и о многих святых, стяжавших в себе эту глубину безмолвия, чтобы в этой глубине встретить Бога. Чтобы Господь проник в душу человека, очищенного от страстей, и восхотевшего только общаться с Единым Богом.

Читайте также:  Церковные праздники: Сретение Господне

Лествица добродетелей явлена нам и в жизни преподобного Иоанна. И не зря Церковь Святая дает нам его житие вот сейчас, когда мы уже перешли перевал Великого Поста, когда мы уже отметили поклонение Кресту, когда уже виден конец Великого Поста, когда уже мы втянулись в свой малый великопостный подвиг. И Господь нам дает как пример жизнь этого святого старца, чтобы мы, преодолев в себе какие-то страсти, не думали, что сделали что-то сверхъестественное. У нас впереди еще целая лествица добродетелей, которую, в общем-то, надо пройти. Может быть не сейчас, но может быть в каком-то будущем.

И те ступени, которые прошел , не зря нам даны, потому что каждый человек тоже должен пройти их в приобщении к Богу. Что нам нужно достичь, прежде всего, на первой ступени? Мы живем с вами в миру, а не в монастыре, у нас с вами есть работа, семья, у нас есть долг перед нашими ближними, о которых нам надо заботиться. Но, несмотря на всю суету, сопряженную с нашими земными заботами, нам нужно пребывать с Богом. Чтобы не поглощаться той суетой и теми заботами, которые всем нам необходимо предстоят в нашей жизни.

Несмотря на то, что мы живем в миру, несмотря на всю нашу суету, нам надо не поглощаться ей и не думать, что это то единственное, чем нам следует заниматься. Как сказал Господь, «Когда ты молишься, войди внутрь сердца своего и молись так: Отче Наш, иже еси на небесех:». Суета поглощает помимо нашей воли все то, что внутри нас. Но наша воля слаба, а Господь силен. Поэтому нам нужно, чтобы Господь проник в наше сердце и озарил его своей благодатью. Чтобы мы в своих заботах и в своей суете земной пребывали, прежде всего, с Богом. И тогда, как сказал Господь, «Ищите прежде Царства Божия и правды его, а все остальное приложится вам». Тогда все остальное, все мирские заботы, все мирские дела решатся благодатью Божьей. Найдется решение всех проблем, найдется разрешение забот, тех, которые нам необходимы, и которым люди, живущие в миру, но без Бога, посвящают всю свою жизнь без остатка, забывая о том, для чего они, собственно, живут.

Суета, суета, суета и вся эта суета, приводящая ни к чему. Потому что она пустая, она не наполнена никаким направлением и имеет обыкновение поглощать человека полностью. В отвержении всей этой суеты — путь к третьей ступени, который можно пройти так, чтобы, живя в миру, жить как бы и вне мира. Жить все равно с Богом. Но для того, чтобы этого достичь, нужно пройти первые две ступени. Это подразумевает отвержение мира, или, во всяком случае, желание отвержения мира. Желание отвержения тех страстей, которыми живет мир.

Читайте также:  Праздник Преображения Господня в Свято-Троицком храме

Четвертая неделя Великого поста, Преподобного Иоанна Лествичника

А чем живет мир? Страстью к наслаждениям, страстью к удовольствиям. Средствами для этого являются карьера, движение по административной лестнице и так далее, ради чего человек готов сделать все. А какова цель? Чтобы жить лучше по земным меркам, то есть, чтобы, в конечном счете, ублажать похоть плоти и гордость житейскую. Это самые главные стимулы, которыми человек живет, может быть, сам того не сознавая. Нам нужно с самого начала захотеть отвергнуться от этой суеты, и тогда Господь как-то приклонится к нам хоть немного. Отвергнуться от суеты и посвятить часть своей жизни Богу.

Мы сейчас постимся и ходим в храм, и видим в этом нашу жертву Богу. Но жертва эта нужна не Ему, не Богу она нужна, а нам для того, чтобы мы хоть немножечко могли отрешиться от тех страстей, которыми живет мир. Чтобы хоть немножко приобщиться к тому свету, которым нас согревает Бог через свою Святую Церковь.

Пребывание в послушании — вторая ступень нашей лествицы. Конечно, трудно найти сейчас ту должность, где можно быть полностью послушным, скажем своему начальнику. Он, скорее всего, омрачен теми же самыми страстями, которыми омрачены мы, и которыми живет весь мир. Но у нас есть Закон Божий, у нас есть понимание нашего долга перед своей Родиной, перед своей семьей, перед Церковью. И когда мы живем в миру, это послушание, в какой-то мере, нам необходимо. Потому, что если нет послушания, то мы начинаем делать то, что хотим и отдаемся нашим страстям.

Нам часто не хочется делать что-то по нашей лени. Тем не менее, мы должны делать. На нас возлагают какую-то обязанность, которую могли бы возложить, например, на нашего коллегу, но возлагают на нас. Вместо того, чтобы роптать и перекладывать эту обязанность на другого, мы лучше возьмем ее на себя. Вместо того, чтобы уклоняться от того, что мы можем сделать для своей семьи, лучше взять и сделать это, чтобы исполнить нашу обязанность перед своим семейством, перед своим домом, перед своими родителями. И так вот, живя все-таки в послушании, мы пройдем вторую ступень, хоть как-то пройдем эту вторую ступеньку, которую прошел во всей полноте святой Иоанн Лествичник. То, что он проходил, было гораздо более совершенным послушанием, но какая-то степень послушания должна быть и у нас.

Иоанн Лествичник прошел для достижения святости три ступени добродетели, которые описаны им в его книге «Лествица». В какой-то степени эти ступени необходимо пройти и нам для стяжания благодати Святаго Духа, хотя бы в какой-то малой ее толике, которая нас приведет к спасению и приобщению к Богу.

Читайте также:  СМИРЕHИЕ (Hеделя о мытаре и фарисее)

Эти ступеньки нам нужно проходить, по этим ступенькам нам нужно идти с верой. С той верой, которую показал в сегодняшнем Евангелии отец неисцелимо больного отрока. Без этой веры нельзя пройти ступени добродетели. Ведь вера — это не просто наше нравственное усилие или наша добродетель, а благодатный дар, который дает нам Господь. Первый шаг делаем мы, когда совершаем усилие, чтобы уверовать. Но чтобы наша вера была сильна, Господь помогает нам. Как раз это и свидетельствовал отец неисцелимо больного отрока, когда произнес слова: «Верую Господи, помоги моему неверию». Вот он веровал, хотел веровать и понимал, что без веры сделать ничего нельзя, даже в том земном, что он хотел получить — в исцелении своего сына.

Без веры ничего нельзя было сделать. И без веры Господь не может свершать над нами ничего. В Евангелии написано, что по неверию своих соотечественников, которые жили в Капернауме, Он не мог совершить там никаких чудес, потому что Божья воля откликается только на склонение воли человеческой. Лишь когда человек открывает свое сердце, Господь может туда проникнуть. Но когда хочет человек стяжать эту веру, то та греховная преграда, которая стоит между ним и Богом, не дает пройти путь от его желания до воли Бога. Однако Господь протягивает нам руку, как Он протянул ее этому человеку, который взмолился Богу о даровании ему веры. И она была ему дарована, и через это смог исцелиться его сын, который болел с самого детства какой-то формой беснования или психической болезни. В Евангелии ясно говорится, что бес кидал его в полнолуние, кидал его ночью и днем, и заставлял его содрогаться. Но вот Господь исцелил этого отрока по вере его отца. По той вере, которую дал ему сам Господь.

Господь дает нам все. Мы можем только хотеть, понимая, что наши силы немощны, и исповедуя перед Богом свою немощь. Тогда Господь даст нам, то, что мы можем получить. Потому что «сила Божия в немощи проявляется», как говорит . Вот эта немощь была исповедана отцом этого отрока, и отрок получил . И вера этого человека, соединившись с той благодатной помощью, которую дал Господь, укрепилась и стала совершенной. И только таким путем можно идти. Только путем борьбы с собой, в желании угодить Богу, исповедании своей немощи и испрашивании помощи Божьей. Таким путем шли все преподобные отцы, включая Иоанна Лествичника. Таким путем шел и отец отрока, испросивший себе веру совершенную. Таким путем должны идти и мы для того, чтобы стяжать те венцы, которые Господь уготовал нам в Царствии Небесном. Аминь.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой во всероссийском масштабе; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.