Главная / Великий пост / Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания

Мф, 17 зач., 6, 14—21
Сказал Господь: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

В нынешний воскресный день, братья и сестры, который именуется Прощеным воскресением, в преддверии Великого поста напоминает нам о самом трагическом событии, которое произошло на заре истории человечества, — событии грехопадения наших прародителей и изгнания их из рая. Не случайно, поэтому, сегодняшний день имеет и еще одно литургическое наименование — Неделя воспоминания изгнания Адама из рая. В преддверии Великого поста Церковь напоминает нам об этом событии не только для того, чтобы мы, вспомнив о нем, сокрушались о произошедшем. Но и для того, чтобы на примере наших прародителей показать нам, как опасен грех, как он, я бы сказал, смертелен для каждого человека. Из Священного Писания мы знаем, что первые люди в лице Адама и Евы были сотворены Богом для того, чтобы, пребывая в раю, славословя Творца, совершенствоваться во образ Самого Господа, ибо человек был создан по образу и подобию Божию. Так об этом свидетельствует бытописатель . И, совершенствуясь сам, человек должен был приводить к совершенству все прочее творение Божие, потому что человек — венец творения, имел власть над всем видимым миром. Но, к сожалению, человек пал — не выдержал испытания заповедью, которую дал ему Господь. А Господь сказал Адаму и Еве, что от всякого древа они могут вкушать плоды и лишь от одного древа, растущего в центре рая, — нельзя, ибо, как сказал Бог, если они вкусят его, то смертью умрут. Когда мы читаем 3-ю главу книги Бытие, а именно там Моисей рассказывает о грехопадении человека и изгнании его из рая, очень часто у нас возникает мысль, что как строг Господь, даже жесток! За неисполнение столь незначительной Он не только изгоняет из рая наших прародителей, но еще и проклинает их, а вместе с ними все творение, и смерть насылает на человека!

Но давайте, братья и сестры, внимательно всмотримся в то, что совершили и Ева. Только ли произошло это, казалось бы, незначительное нарушение одной единственной заповеди о не вкушении плода с древа познания добра и зла? Может быть, есть у нас основания для более серьезных выводов? У апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 1-м Соборном послании есть такие слова: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1Ин. 2,15- 16). Я не случайно напоминаю вам эти слова; не случайно потому, что они наиболее ярко и наглядно раскрывают нам то, что произошло с нашими прародителями. Вспомните, как об этом пишет пророк Моисей. Змий подполз к Еве и стал ей ласково нашептывать, как прекрасен этот плод, что лишь, протянув руку, можно сорвать его и вкусить, а если и Адам попробует, то вместе с ним они станут как боги, потому что пред ними раскроется познание добра и зла. Но ведь для познания добра человек был сотворен Богом, а что такое познать зло? Ева не поняла этих лукавых слов змия. А познать зло — это, значит, впустить его в свое сердце. И Ева, прельстившись словами змия, посмотрела на этот плод и сказала себе, что он действительно хорош для пищи. Что означают эти слова Евы, как не похоть плоти и похоть очей, о которых пишет Евангелист! А далее она говорит: «Как он вожделенен, потому что дает знание». И в этом ни что иное, как гордость житейская. В каждом грехе, который человек и в дальнейшем будет совершать, есть эти три составляющие, о которых пишет : похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Вся беда и для наших прародителей, и для нас заключается в том, что когда воля человека, даже на миг, перестает быть устремленной к Богу, совершается мгновенное изменение всего внутреннего человека. На примере Евы хорошо видно, что в этот миг ее воля, перестав быть устремленной к Богу, подчинилась лукавому демону, и произошла катастрофа для самой Евы, затем для Адама, а через них — и для нас.

Читайте также:  Великая Суббота

Вспомним, кем был Адам до грехопадения? Он обладал пророческим даром ведения (знания) — об этом свидетельствует пророк Моисей. Адам просыпается и видит перед собою некое существо, которого ранее рядом с ним не было. И тут же он прозревает, что это та, которую Бог ему сотворил из него же самого («это кость от костей моих»). Смог ли он так сказать, если бы не имел пророческого ведения? Конечно же, нет. Мог ли Адам назвать всех животных, если бы не имел пророческого ведения? Конечно же, нет. Но, тем не менее, Адам совершает грех вслед за своей супругой. Он легко соглашается на грех: она дала ему плод, и он так же вкусил. Пророк Моисей описывает удивительную картину. Сразу после грехопадения, казалось бы, открылись очи Адама — он стал видеть собственную наготу, которой раньше не замечал. И для прикрытия этой наготы наши прародители использовали листья деревьев. Но, увидев себя такими, какими они были на самом деле, они ослепли духовно. Адам, услышав голос Божий, ужаснулся и первое, что пришло ему в голову — это как бы поскорее скрыться от очей Бога. Какое ослепление! Ведь он прекрасно знал, что от Бога скрыться невозможно. Это мы, с затемненным от греха рассудком, иногда думаем, что можно скрыть нечто от Бога. Но Адам, имея общение с Богом, прекрасно знал, что это невозможно. И, тем не менее, происходит потемнение его разума, и он прячется в густые заросли. Но что делает Господь? Он сразу проклинает Адама и гонит прочь от Своих глаз? Говорит, что знать его не хочет и выгоняет из рая? Нет, не так. Мы видим удивительное человеколюбие Господа. Человек предал Его, забыл о Нем — о своем Творце, а Он милостиво взывает к Адаму не для того, чтобы запугать его, а для того, чтобы в Адаме родилось желание раскаяния и обращения к Своему Создателю. И Господь взывает: «Адам, где ты?» «Я здесь, Господи», — говорит Адам, надеясь, что Бог его не видит, не знает, где он и что с ним произошло. И, желая все-таки вызвать в нем чувство покаяния, Господь спрашивает: «А почему ты оказался там?» «Да, я наг», — отвечает Адам. «Почему же ты наг?» — говорит Господь. И тут, вместо того, чтобы воскликнуть: «Отче мой Небесный, прости меня, ибо я соблазнился на грех, смалодушествовал, я пал, но сознаю свою вину. Прости меня!» — что происходит в Адаме? Вместе с духовным ослеплением, вместе с той ложью, которой он хотел оправдать себя, он совершает и самый страшный грех — хулит Бога. Он говорит: «Та жена, которую Ты дал мне, она дала мне плод, и я ел!» То есть — Господь виноват в том, что дал ему такую жену. Какие дерзкие слова! Может быть Ева, слыша это, готова упасть пред Богом на колени, признать свою вину и возопить о прощении? Так ли она поступает? Нет! Она говорит: «Это тот змей, которого Ты сотворил, он мне сказал, и я ела!»

Читайте также:  Неделя 19-я по Пятидесятнице. Возвращение к жизни

Здесь комментарии излишни. Так же, братья и сестры, происходит и с нами. И мы оправдываем себя и стараемся, заглушив голос своей совести, не видеть собственной вины. Но виноват не Бог, виноват не тот, кто спровоцировал нас на грех, — виноваты мы сами, потому что падки на грех и не стойки в добродетели, грех вожделенен нам, он хорош для нас и приятен. Именно об этом говорит Иоанн Богослов: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, и в этом-то и состояло преступление Адама. Не Бог виноват, что наши прародители были изгнаны из рая. Не Бог виноват, что была проклята земля, и что в поте лица человек с тех времен должен возделывать эту землю, добывая хлеб свой. Не Бог виноват, что рожденный для вечности человек стал смертным, ибо, как пишет Апостол, через грех смерть вошла в мир. Человек виноват в этом. И здесь для того, чтобы человек смог возвратиться к Богу, ему необходимо было не просто осознать свое падение и чрезвычайно тяжелую возможность перерождения, но познать, что для этого нужно величайшее чудо. И этим чудом является искупительная Жертва Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Мы знаем, что Господь не оставил падшее человечество и дал ему шанс на . Уже нашим прародителям Бог дал обетование, что семя Жены сотрет главу змия (см. Быт. 3,15), указывая на приход в мир Мессии — Искупителя. И мы знаем, что Этот Искупитель приходил на землю; приходил для того, чтобы стать подобным нам человеком, приняв наши грехи на Свои рамена, взял Крест и понес его на Голгофу для того, чтобы распяться на этом Кресте и Своею Пречистою Кровью омыть грехи всего человечества. Мы знаем, что все это уже произошло и что только Христос Бог, ставший Человеком и принесший искупительную Жертву за род человеческий и за каждого человека в отдельности, может возродить человека для вечной жизни. Может… И мы спасемся, получим жизнь вечную в Царстве Небесном, если приложим все свои силы для достижения этой цели.

Читайте также:  Второй день Троицы - День Святого Духа

И теперь мы подошли к главному моменту — к смыслу и значению в жизни верующего человека Великого поста. Святая Церковь установила время Великого поста, всего лишь 7 недель в году, чтобы каждый из нас имел спасительную возможность, отрешившись от мира и углубившись в себя, очиститься от греха и воспользоваться той Жертвой, которую ради спасения каждого из нас совершил Господь. К сожалению, мы не так воспринимаем это время — для нас пост является каким-то тяжелым бременем. И когда мы говорим о посте, грусть и сожаление посещают наше сердце и наше сознание. Но не эти тягостные ощущения должен в нас вызывать пост, а надежду и желание вновь вернуться в то состояние, в котором пребывал человек до грехопадения. И Господь все сделал для того, чтобы мы смогли достичь этого состояния. Сам Бог приходит на землю, Сам Бог становится Человеком, чтобы человек стал богом! Теперь все зависит от нас. Вот для чего Церковь установила период Великого поста. Когда мы говорим о посте, мы подразумеваем воздержание. И лишь в одном не надо воздерживаться: как можно чаще вкушайте Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христовы! Здесь не должно быть воздержания, потому что ради того, чтобы дать нам это Пречистое Тело и Животворящую Кровь, омывающую нашу скверну страстей и пороков, Господь и приходил в этот мир, и становился Человеком. Господь дает нам Самого Себя и как бы говорит: «Человек, возьми Меня, Я ради тебя пришел в этот мир!» А как мы на это отвечаем? Если формально мы будем относиться к посту, как какому-то тяжелому бремени, не стараясь хоть чуточку продвинуться вперед и стать хоть немного лучше, чище, то ничего не достигнем мы в этой жизни. И тот благодатный период духовной весны, а именно так называют Великий пост святые отцы, будет для нас бесплодным, а самое главное — не спасительным.

Сегодня, еще и еще раз вспоминая о грехопадении наших прародителей, пусть каждый из нас внимательно всматривается в образ Адама — этого первого грешника на земле, но и первого покаявшегося человека, которого простил Господь и первым вывел из плена ада. Одно из церковных песнопений в переводе на русский язык звучит так: Изгнан был Адам из рая из-за пищи, и, сидя прямо перед раем, рыдал и стонал: Увы, мне, как я пострадал, окаянный. Я не соблюл одной заповеди Владыки и лишился всех благ. Рай святейший, ради меня насажденный и ради Евы сотворенный, моли тебя и меня Создавшего, чтобы я вновь наполнился твоими цветами. И отвечал Адаму: «Я не хочу, чтобы погибло Мое создание, но я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне Я не изгоню». Мы должны хорошо запомнить эти слова церковного песнопения. Приходящего ко Мне, — говорит Господь, — не изгоню (Ин. 6,37). И дай Бог, братья и сестры, чтобы поприще наступающего Великого поста для нас было тем временем, когда каждый из нас вернулся бы в Отчий дом, вернулся бы к своему Небесному Отцу. А сделать это можно, лишь принеся искреннее, полное, чистосердечное покаяние, свидетельствуя всеми делами и поступками о том, что наша жизнь немыслима без Бога и устремлена к Богу, нашему Отцу, Который ждет нашего возвращения. Аминь.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 24-я по Пятидесятнице. Исцеление согбенной женщины

Неделя 27-я по Пятидесятнице. Исцеление согбенной женщины

Святыми угодными Богу делами являются забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Закона Божия, просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение Священного Писания и других душеполезных книг, благочестивые разговоры и размышления, помощь ближним, посещение больных и заключенных в темнице, утешение печальных и другие добрые дела.