Главная / Библиотека / Статьи / Праздники / Церковные праздники: Сретение Господне

Церковные праздники: Сретение Господне

Ежегодно 15 февраля Православные христиане празднуют Сретение Господне. Сретение в переводе с церковнославянского языка – это «встреча». В быту нам часто приходится слышать, что это встреча зимы с летом. Как следствие, существует множество народных примет и поговорок, например: «какова погода на сретение, такова и весна»… Но имеет ли всё это хотя бы какое-то отношение к празднику Сретения?

Сретение Господне

На самом деле, в день Сретения Господня мы вспоминаем реальные события, произошедшие более 2 000 лет назад в Израиле. Евангелист Лука описывает их так: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк.2: 22-24).

На сороковой день после рождения Христа Дева Мария и принесли Младенца в храм, чтобы исполнить Ветхозаветный закон, который гласил, что каждого первенца мужского пола родители должны посвятить Богу. Это требовалось за то великое благодеяние Божие в Египте, когда Господь, «избивая» Египетских первенцев, пощадил Израильских (Исх.11:5-7). Поэтому израильтяне приносили своих перворожденных младенцев в храм, посвящая их Богу, как должную дань, установленную законом. И опять «выкупали» их у Бога себе установленной символической ценой, которая называлась «выкупным серебром», и которая отдавалась служащим при храме Господнем левитам, как об этом написано в четвертой книге Моисея (Числ.3:49-51). Согласно Закону Моисееву женщина не могла войти в храм, да и вообще не могла прикасаться ни к чему священному в течение сорока дней после родов, так как она считалась «нечистой». По окончании дней своего очищения, она должна была отдать в храм однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу в жертву за грех. Если же по своей бедности, она не в состоянии была привести агнца, то могла принести двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех. После этого женщина показывалась священнику, после чего считалась «чиста» (Лев.12:7-8; 12:2-4).

Исполняя закон Господень, Матерь Божия принесла в храм самого Законодателя. Принесла посвятить Богу Того, Который и есть Сам Господь. Да и к тому же Дева Мария не нуждалась в обряде очищения и отпущения греха, так как непорочно, безгреховно от Духа Святого зачала Сына Своего Иисуса. Но исполненная глубочайшего смирения, дабы не нарушить закон, а исполнить его, Она пришла в храм, не имея никакой необходимости в этом. Она пришла встать в очередь вместе с «нечистыми» женщинами перед дверьми храма Господня для очищения. Имущие люди приносили в жертву ягненка, а Пречистая Дева, держащая на руках Богомладенца и праведный Иосиф — как самые бедные из бедных — принесли двух горлиц.

«Тогда был в Иерусалиме человек, именем . Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» (Лк.2:25-33).

Читайте также:  Рождество Пресвятой Богородицы

Оповещенные Свыше, Мария и Иосиф еще до рождения Младенца знали, что Он есть мира и Помазанник Божий, что Он наречется Сыном Всевышнего (Мф.1:18-21; Лк.1:26-38). Также и волхвы с пастухами приходили поклониться новорожденному Христу (Мф.1:1-12; Лк.2:8-19). Старец Симеон по вдохновению Духа Святого напомнил о том, Кто есть Сей Младенец. Но почему же евангелист Лука пишет, что Иосиф и Пречистая Дева, услышав сказанное Симеоном о Младенце, дивились? Скорее всего, их удивило само обращение Симеона к Младенцу: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему». То есть, Симеон обратился к Иисусу не как к младенцу, но как к «Ветхому днями», не как к человеку, а как к Богу, имеющему власть жизни и смерти, и могущему тотчас отпустить старца к иной жизни, или удержать в настоящей.

Далее Симеон произнес пророческие слова, которые касались не только Христа, но и Матери Его: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34-35). Тем самым Симеон предрек, что Христос пришел в мир для «падения» тех людей, которые не пожелают веровать словам Его; для «восстания» же тех, которые с любовью примут Его святую проповедь. На «падение» людям, ослеплённым злобою, завистью, корыстью; на «восстание» же людям, которые чисты сердцем. На «падение» ветхозаветного «иудейского сборища», и на «восстание» благодатной Церкви Христовой. Также Симеон предрек, что Христос всегда будет объектом для пререканий, ибо великий раздор произойдет в людях из-за Него: так как одни уверуют в Него, другие же скажут, что он обманщик. В то же время, обращаясь к Марии, Симеон предрек, что Ее душу пройдет оружие печали и сердечной боли, когда Она увидит пригвожденным ко Кресту Сына Своего, когда Она с великою болью в сердце и рыданиями будет провожать из мира сего Того, Кого в мир родила.

Чем же завершаются описанные события? Евангелист Лука пишет: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк.2: 36-40).

Это совсем не случайно, что встречают Господа не официальные «духовные вожди» богоизбранного народа, не священники и не книжники. Но узнают Его простые бедные люди. Более того, Анна – вдова, а на библейском языке это означает, что она – воплощенная бедность. Потому что она потеряла все, что могло бы дать ей какое-либо место в древнееврейском обществе, где только муж имел юридические права. Но праведный старец Симеон и Анна- пророчица олицетворяют собой Божий. Именно этим людям открылась глубина того, что Сам Бог уничижает Себя, проявляя полное послушание Ветхозаветному Закону, чтобы исполнить (восполнить) и превзойти этот Закон.

Читайте также:  Главные слова праздника Рождества Божией матери

Встречу Симеона со Христом можно также расценить как встречу Ветхого и Нового Завета. Как и старец Симеон, Ветхий Завет был в этом мире до тех пор, пока не появился Новый. И как Симеон дождавшись Спасителя, пошел умирать, так и Ветхий Завет уступил свое место Евангелию, пришедшему в мир через Иисуса Христа.

Но прежде всего Сретение — это встреча человека с Богом! Ведь каждый из нас в своей жизни хотя бы раз встречается с Ним! Конечно не воочию, но посредством определенных жизненных событий бывает, что мы незримо чувствуем присутствие Бога. Сам Господь передает себя в руки человечеству, олицетворением которого выступает старец Симеон. А то, как мы поступим в своей жизни с Богом, — возлюбим Его всем сердцем, всей душой, и всем разумением (Мф. 22:37), или же будем методично «распинать» Его каждый день своими грехами и страстями, — зависит только от нас самих.

Праздник Сретения Господня – встреча, для которой предназначен каждый человек. С самого начала нам открывается чудо этой встречи. Симеон, как сказано, «был муж праведный и благочестивый». Он был праведен по отношению к людям и благочестив по отношению к Богу. Одно связано с другим, и ничто не может быть за счет другого. Предание гласит, что когда Симеону было 65 лет, явился ему и открыл, что он не умрет пока не увидит Христа Господня, сама же встреча со Спасителем состоялась когда Симеону было более 300 лет! «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое» — это слова из глубины души человека, который всю жизнь с надеждой ожидал встречи с Богом и в то же время всегда помнил о смерти. Он знал, что смерть – венец жизненного пути и что нужно всю жизнь быть мужественным и уверенным, что отдаешь себя на волю Божью. Он не со страхом, а с великой верой, надеждой и любовью ожидал встречи с Богом на земле, чтобы затем уйти из жизни и встретить Предвечного Бога на небе.

Праздник Сретения Господня показывает, для чего нам дается земная жизнь, что такое старость–«закат жизни», и что такое смерть. Человек, не знающий Бога, боится всего этого. Молодость кажется ему единственным временем, когда можно быть счастливым, наслаждаться всеми радостями жизни. Но по мере того, как приближается старость, по мере того, как оставляют его силы, слабеют способности, приближается смерть, человек не может испытывать ничего, кроме растерянности, уныния и страха. Но слово Божие говорит нам о том, что если внешний наш человек стареет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16).

Читайте также:  Слово в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших

Мы празднуем встречу с Господом и победу над страхом смерти. И благодарим Господа за то, что Он, Солнце правды, пришел в мир, чтобы осветить всех, «во тьме и тени смертной сидящих». Чтобы всем было даровано спасение, всему Израилю, «который не по плоти, а по духу» (. 2, 28–29). Чтобы всем подлинным чадам Божиим, любящим Бога, была дарована слава Господня – и здесь, на земле, и в Вечной жизни.

Евгений Полянский

Сретение Господне

 

Тропарь, глас 4
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Перевод: Радуйся, благодатная Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший во объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Кондак, глас 3
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но умири во бранех жительство / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Перевод: Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим, и руки Симеона благословивший, заранее, как надлежало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец.

Величание: Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтим Пречистую Матерь Твою, / Еюже по закону / ныне принеслся еси в храм Господень.

Перевод: Величаем Тебя, / Податель жизни Христе, / и чтим Пречистую Матерь Твою, / Которою Ты во исполнение Закона / ныне принесен во храм Господень.

Стихира по 50-м псалме глас 6

Да отверзется дверь Небесная днесь: / Безначальное бо Слово Отчее, / начало приим под леты, / не отступль Своего Божества, / от Девы яко Младенец четыредесятодневен / Материю вольне приносится в церковь законную, / и Сего на руки приемлет старец, / отпусти, зовый, раба, Владыко, / ибо очи мои видеста спасение Твое. / Пришедый в мир спасти род человечь, / Господи, слава Тебе.

Перевод: Да отверзаются в сей день небесные врата, / ибо Безначальное Слово Отчее, / принявшее во времени начало / не утратив Своего Божества, / Девой-Матерью как Младенец сорокадневный / добровольно приносится в Храм подзаконный, / и Его в объятия принимает старец, / «Отпусти», – взывая, как раб Владыке – / «ибо видели очи мои спасение Твое!» / Пришедший в мир спасти род человеческий, / Господи, слава Тебе!

Припев:
Богородице Дево, / упование христианом, / покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.

Перевод: Богородица Дева, надежда христиан, покрой, сохрани и спаси надеющихся на Тебя.

Ирмос, глас 3
В законе сени и писаний / образ видим, вернии, / всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу. / Тем Перворожденное Слово, Отца Безначальна, / Сына, Первородящася Материю неискусомужно, / величаем.

Перевод: В тени Закона и Писаний образ видим верные: всякое существо мужского пола, разверзающее утробу матери, посвящено Богу. Поэтому Перворожденное Слово безначального Отца Сына, перворождаемого не знавшей мужа Матерью, мы величаем.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Преображение Господне

Преображение Господне

Преображение Господне — двунадесятый Господский праздник Православной Церкви. Очень торжественный по своему богослужебному последованию, он, тем не менее, всегда приходится на Успенский пост; сам же этот пост, предваряющий праздник Успения Пресвятой Богородицы, продолжается с 1 по 14 августа ст. ст. (или с 14 по 27 августа н. ст.).