Главная / Библиотека / Статьи / Современная роль православного пастыря в социально-культурной жизни общества

Современная роль православного пастыря в социально-культурной жизни общества

Православное Богословие в лице своих исследователей характерной чертой христианского пастырства считает нравственное руководство паствой: проповедничество и тайноводство.

Профессор Киевской Духовной Академии В.Ф. Певницкий, например, считал, что пастырское служение состоит «в строении Тайн Божиих, проповеди слова Божия и попечительном руководстве людей в духовной жизни» [1, c. 1–2].

Филарет (Дроздов), митрополит Московский, указывал на гармоничное сочетание всех сторон пастырского служения и отмечал, что все эти стороны требуют «мудрых рук и рассудительного употребления».

Особым служением является служение пастыря, преподавателя, учителя. «Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большому осуждению», – говорит апостол [2, c. 1207], а выше и достойнее службы у престола церковного, где бы он не находился, нет ничего на свете. В этой связи, святитель пишет о великолепии служения пастыря и учителя, подчеркивая, что звание учителя «велико и замечательно».

Учительство есть особый крест, связанный с особой ответственностью. «Прежде стань аскетом, а потом учителем», – отмечает афонский монах Григорий.

Задача пастыря – передать знания Церкви о Боге, передать тот опыт отношения к Богу и опыт богообщения, который в Православной Церкви накоплен. Для того, чтобы передать этот опыт, нужно собрать, вместить его в себя, сделать его собственным достоянием, богатством своей души. «Мы не служим Богу, когда мы неаккуратны в своих богословских выводах», – подчеркивает современный богослов, митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) [3, c. 5].

«Стяжи дух мирен», – говорит преподобный Серафим Саровский. Стяжание этого духа – дело всей нашей жизни. Передача этого опыта – наше христианское делание. Произнося проповедь, проводя урок, мы произносим часто чужие, заимствованные мысли. Эти мысли принадлежат подвижникам благочестия и Учителям Церкви. , действуя в социуме оказывает благотворное влияние во всех сферах жизни общества. Церковь пользуется у жителей Украины наибольшим доверием, по сравнению с другими общественными институтами. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса Центра Разумкова, обнародованные 11 февраля 2013 года в ходе презентации аналитического исследования «Украина-2013: между выборами и перед выбором», сообщает УНИАН. Доверие Церкви выразили 66,5% респондентов, 23,8% ей не доверяют, 9,8% не определились [4].

Читайте также:  Психокодирование и психологические зависимости в деструктивных культах. Часть 3

В современных условиях роль пастыря значительно возросла, особенно в области культуры и образовательной сфере. В своих беседах с верующими, митрополит неоднократно повторял древнее монашеское выражение: «Ни один человек не может прийти к Богу, если не увидит в глазах другого человека сияние Вечной жизни».

Поэтому каждый из нас в чем-то своем приносит жертву Богу и людям. Жертва эта не может заключаться только в словах – в каждом слове должна быть частичка нашего сердца.

Ученые выделяют два основных подхода в христианской педагогике, один из которых заключается в понимании образования как воспитания.

Особая ответственность в деле духовного воспитания молодого поколения лежит на Православной Церкви, ее священнослужителях. Практическая образовательная работа, которую обязана вести Церковь, наиболее зримо должна быть представлена в организованных приходом воскресных школах. Задача школы – это не только передача знаний, но и воспитание учащихся, привитие им навыков добра, милосердия, целомудрия, благородства, деятельной любви к ближним, уважительного отношения к старшим, и в особенности к своим родителям, умение понять другого человека [5, c. 333].

Любое знание рассматривается не как что-то самодостаточное, а как средство к тому, чтобы сделать человека лучше, гуманнее. То есть цель образования – очистить ту красоту, которая скрыта в человеческой глубине, показать человеку средства и пути к этому, воспитать его ум, сердце, тело таким образом, чтобы эта красота, немеркнущая и вечная, опять засияла во всем своем блеске, чтобы высветить в человеке Образ Божий [6, c. 6].

М.В. Ломоносов писал, наука и религия «в распрю прийти не могут… разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклепнет» [7, c. 135].

Конечно же, и сегодня такое жизненно необходимо. сейчас особенно нуждается в людях, способных на жертвенный подвиг во имя любви к Богу и людям.

Формирование такой личности способствует приобщению человека к православной культуре и христианской традиции.

Для того, чтобы воспитать гуманную личность, необходимо, чтобы ознакомление с богатой сокровищницей христианской культуры носило не поверхностный, а целенаправленный характер, и в этом заключается культурная и образовательная миссия Православной Церкви. Церковь призвана стремиться содействовать школе в ее образовательно-воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего человеческого рода [7, c. 137].

Читайте также:  «Откуду начну плакати…»: покаянный канон Андрея Критского

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства людей нашей страны. Стала все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания, имеет место обострение национальных и религиозных вопросов. В общественном сознании получили распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к Государству, социальным институтам и культурным ценностям.

Потеря духовных и социальных ориентиров, отсутствие консолидирующей национальной идеи может привести к тому, что Государство может оказаться не способным помочь в преодолении кризиса конкретному человеку и обществу в целом. В условиях вакуума общественной морали господствуют безответственность, безнравственность и распущенность, которые порождают эгоизм, стремление жить для себя, брать от жизни все здесь и сейчас [8, c. 8].

В этих условиях социально-культурная роль пастыря в обществе возрастает, особенно в образовательной сфере, это могут быть как церковно-приходская школа, так и предмета «Біблійна історія та християнська етика» и других религиозно-нравственных дисциплин в учебных заведениях Украины. Православный пастырь может выступить в роли консультанта-помощника в сложных богословских вопросах и помочь учителям светских учебных заведений разобраться в их проблематике. Выпускник, овладевший профессиональными навыками и теоретической базой, не может считаться хорошим специалистом без твердых морально-нравственных принципов и убеждений. Его можно сравнить с роботом, бездушной машиной без чувств, эмоций и моральных принципов, запрограммированного на выполнение своих определенных функций [9, c. 85].

Твердая морально-нравственная основа может обеспечить реальное привнесение в жизнь порядка и справедливости как истинной опоры правового государства. Иначе безоглядное признание абсолютной свободы ведет к распущенности, и как следствие, терпимости к любым проявлениям греха – однополым бракам, разврату и самовозвышению, пропаганде сомнительных «ценностей». Нездоровая морально-нравственная атмосфера, окружающая нас, побуждает к ускорению процесса усовершенствования Законодательной базы для внедрения в образовательный процесс морально-этических ценностей, базирующихся на религиозной культуре и традициях. Необходимо стремиться к диалогу, к объединению усилий по решению насущных проблем и прежде всего в сфере образования, ибо вне христианских начал человек теряет свою ценность и значимость [10, c. 47].

Читайте также:  14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных

Нравственный потенциал народа во многом зависит от социального служения Церкви и ее пастырей в современном обществе. Православная Церковь всегда была носительницей высоких нравственных идеалов и культурных ценностей.

Лебедев Д.В., кандидат богословия.

Преподаватель Воскресной церковно-приходской школы Свято-Троицкого храма.

Источники и литература

1. Певницкий В.Ф. Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении / В.Ф. Певницкий. – К., 1892.

2. . Нового Завета. Соборное послание св. Ап. Иакова. – М., 1995.

3. Мы не служим Богу, когда мы неаккуратны в своих богословских выводах [Электронный ресурс] : интервью с митр. Диоклийским Каллистом (Уэром), 19.02.2008 // БОГОСЛОВ.RU : науч. богослов. портал. – Режим доступа : http://ww.mir-slovo.ru/text/286120.html.

4. http://www.pravmir.ru

5. Никодим (Руснак Н.С.), митр. Послания. Слова. Речи : в 3 т. / митр. Никодим (Н.С. Руснак). – Х. : Прапор, 1998. – Т. 3. – С. 333.

6. Осипов А. Принципы воспитания в Христианской педагогике : докл. посвящен. VII междунар. образоват. рождеств. чтениям / А. Осипов. – М., 1999. – С. 5–8.

7. Основы социальной концепции РПЦ // Вера и Разум : богослов.-философ. журн. – 2002. – №3. – С. 134–137.

8. Зязюн І.А. Краса педагогічної дії : навч. посібник для вчителів, аспірантів, студентів серед. та вищ. навчал. закладів / І.А. Зязюн, Г.М. Сагач. – К. : Укр.-фін. ін-т менеджменту і бізнесу, 1997.

9. Лебедев Д.В. Предмет «Христианская этика» в учебных заведениях Украины / Д.В. Лебедев, М.С. Смирнова // Святитель Игнатий Мариупольский: подвиг веры и созидания : материалы Всеукр. науч. конф. – Мариуполь, 2011. – С. 83–90.

10. Забуга Н., прот. Если наши поправки будут учтены, новый Закон поможет Церкви нормально функционировать в обществе / прот. Н. Забуга //Вісн. Прес-служби УПЦ. – 2002. – Вип. 20. – С. 46–47.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

14 августа начинается Успенский пост

14 августа начинается Успенский пост

14 августа начинается Успенский пост. Он установлен в память Успения Богородицы, один из четырех многодневных постов церковного года. Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Длительность поста небольшая, всего две недели (с 14 по 27 августа) и завершается праздником Успения. По строгости Успенский пост сообразен Великому.