Главная / Воспитание / Родителям / Гиперактивный ребёнок. Что делать?

Гиперактивный ребёнок. Что делать?

В последнее время мы все чаще видим детей, поведению которых можно дать мягкое определение «непоседливый». Такие дети постоянно находятся в движении: их руки хватают, щипают, трогают, бросают, ноги не стоят на месте. При этом редко обходится без весьма громкого звукового сопровождения. Поведение таких детей сразу же обращает на себя внимание. Приговор окружающих однозначен и почти всегда с негодованием озвучивается: «Какой невоспитанный ребёнок!». Но мы все видим, что таких детей становится всё больше, и есть в этом какая-то закономерность.

Впервые проблема была описана на примере чрезмерно подвижного ребёнка в середине 19-го века немецким врачом – психоневрологом. С середины 20-го века врачи стали определять такое поведение детей как патологическое, а к концу 20-го века -как самостоятельное заболевание, получившее название синдрома дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ). Тогда же появляется термин «гиперактивный ребёнок». Помимо вечного движения куда-то, этим детям свойственна неуклюжесть, рассеянность, невозможность сосредоточиться. У них возникают сложности с приобретением элементарных навыков (завязывание шнурков, застегивание пуговиц, использовании ножниц, освоение рисования и письма). Им присуща частая смена настроения, капризность, невнимательность, нередки проявления агрессии

092f9512e849b97e75e1383ebaaf0620Есть множество мнений о причинах возникновения гиперактивности. Среди них — наследственная предрасположенность, родовые травмы, отклонения в протекании беременности, неблагоприятная обстановка в семье, неправильное воспитание. Многообразие мнений указывает на то, что истинной причины этого явления не обнаружено. А ведь каждый из исследователей даёт рецепт избавления от недуга в соответствии со своей теорией: одни настоятельно требуют всестороннего обследования функций мозга и медикаментозного лечения ребёнка, другие видят панацею в создании специальных условий обучения и развития, третьи настаивают на пересмотре воспитательных воздействий. Подчас рекомендации специалистов противоречивы. Вот, например, рекомендации по организации досуга гиперактивного ребёнка, взятые из двух разных источников: « В целях развития тонкой моторики и общей организации движений необходимо гиперактивных детей приобщать в занятия хореографией, теннисом…» и «…игры с эмоциональным компонентом — футбол, теннис — не совсем то, что нужно». Способности к обучению у этих детей тоже оцениваются по-разному. Родители отмечают, что многие из гиперактивных детей «схватывают на лету» учебный материал, среди них много способных, талантливых. А учителя видят, что таким ученикам сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они не могут организовать свою работу. Их тетради выглядят неряшливо и пестрят ошибками, которые могут быть результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или простого угадывания ответа без анализа всех возможных вариантов. То есть, с одной стороны, ребёнок материал вроде бы понял, но традиционные формы проверки усвоения этого материала не дают ожидаемого родителями и самим ребёнком результата.

Читайте также:  Как воспитывать детей, чтобы они были послушны

Гиперактивный ребёнок испытывает много трудностей в коллективе. В играх он часто не следует правилам, вступает в конфликты с другими детьми, из-за того что говорит и действует не подумав. Такой ребёнок плохой собеседник: он не слушает окружающих, перебивает, говорит невпопад. Такие дети склонны затевать драки и создавать травмоопасные ситуации. 1333393226_1

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Известно, что дети, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании.

Что делать?

Первое, что нужно осознать — это то, что у каждого ребёнка своя причина гиперактивности. Отыскать эту причину могут только заботливые и любящие родители. Каждый раз, пробуя новую меру воздействия, родители должны наблюдать, какой она даёт всё результат, и — либо двигаться дальше, либо начинать всё сначала.

Есть ряд рекомендаций, которые, как мне кажется, точно не смогут навредить ребёнку в отличие от, например, медикаментозного вмешательства. Вот эти советы:

· Необходимо создать в семье спокойную обстановку

Читайте также:  Почему дети теряют веру в Бога и как этого не допустить или исправить

· Выработайте и соблюдайте единые требования к поведению ребёнка

· Строго придерживайтесь режима дня, в котором в дошкольном и раннем школьном возрасте должен быть обязательный дневной сон

· Не жалейте времени и сил на то, чтобы сформировать у ребенка аккуратность, послушание, самоорганизацию, развить у него чувство ответственности за свои поступки, способность планировать и доводить до конца начатое.

· Старайтесь обсудить с ребенком его поведение, высказывайте свои замечания в спокойной и доброжелательной форме.

· У школьника должно быть своё рабочее место, лишённое раздражающих и отвлекающих факторов

· Формулируйте требования четко и кратко. Не давайте ребёнку одновременно несколько заданий

· Выберите для ребёнка индивидуальный, только ему подходящий способ «сброса» энергии: длительные прогулки или катание на велосипеде, плаванье или танцы и т.п.

· С взрослением ребёнка чаще прибегайте к объяснению и осознанному закреплению им норм поведения, принятых в обществе

· Важную роль играет питание. Оно должно быть регулярным, содержать минимум таких продуктов, как кофе, маслины, шоколад, крепкий чай. Стремиться нужно к естественным продуктам, не содержащим консервантов.

Читайте также:  Ошибки в церковном воспитании детей

· Ограничьте время пребывания ребёнка у телевизора и компьютера

Хочется пожелать всем родителям, столкнувшимся с этой проблемой, терпения и любви!

Если родители не оказывают должного попечения о детях, не учат их разуму, не внушают им добрых правил, то души детей будут взысканы от рук их.

Преподобный Новый Богослов

Родителям о детях своих должно молиться Богу, дабы их Сам Он наставил на страх Свой и умудрил во .

Святитель Тихон Задонский

Горюете о детях.(…) Но приложите к гореванию молитву… И Господь ублагоустроит детей. Поминайте блаженного Августина. Плакала-плакала, молилась-молилась! И вымолила, и выплакала, что Августин опомнился — и стал, как следует быть.

Святитель

Рекомендованная статья

Ошибки в церковном воспитании детей

Ошибки в церковном воспитании детей

Необходимо осознать личную ответственность за наших детей перед Церковью. Какие мы – такие и наши дети. Начинать их воспитание нужно с себя, с семьи, а не перелагать оное на внешние церковные формы в надежде, что благодать «автоматически» подействует. Церковь – не магия, в ней нет ничего автоматического; действие благодати всегда сообразуется с нравственными усилиями человека, а особенно в деле духовного воспитания.