Главная / Новоначальным / Обряды / Православные обряды: освящение воды

Православные обряды: освящение воды

Вода во многих культурах имеет очищающее свойство. В Христианской религии вода используются при освящении храма и всех предметов, которые употребляются при богослужении. Также в освящении жилых домов, хозяйственных построек и орудий труда, применяется вода.Святитель Кирилл (IVвек) отмечает, что в начале Мира была вода, и начало проповеди Евангелия – река . Традиция её использования связана с библейской историей о Крещении Иисуса Христа в водах реки , и с ветхозаветными богослужебными традициями ( Чис. 5,17). Господне[1,с 1013-1014; с. 286-288] (Богоявление) празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Господне, также именуется Богоявлением, потому что, при этом событии Миру были явлены все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Сын крестился во Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.1,11), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя. Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению «душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Важным компонентом любого церковного обряда, является вера христианина в совершаемый священником обряд, в том числе, и в совершаемые священником действия, связанные с освящением воды. Апостол Павел пишет: «Радуясь, видя твердость веры вашей во Христа» (Кол.2, 5). Христианское сознание в святой воде находит очищающую и животворящую силу.

Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился «верху воды» («над водою» – при сотворении Мира). От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, как пишет евангелист, « с того времени», со времени Крещения Иисуса Христа, Он начал проповедовать и говорить: « Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4,17). Своим Крещением Иисус Христос «потопил в водах Иордана грехи всего Мира», освятил водное естество. Святитель (IV век), в беседе на праздник Богоявления, говорит: «Почему же Богоявлением называется не тот день, в который Господь родился, а тот, в который Он крестился? Настоящий день есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод».[2]. Крещенская вода — это святыня, которая должна находиться в доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. выделяет великое и малое воды. Великое совершается всего лишь два раза в году- накануне (в Крещенский сочельник) и в праздник Крещения Господня, после литургии. Вода, освящаемая таким образом, именуется великой агиасмой и является особой святыней. Верующие люди, набирая этой воды, используют ее для освящения домов, пьет ее в небольших количествах натощак. Широко известно (и даже засвидетельствовано в примечании к богослужебному последованию Крещения) свойство великой агиасмы не зацветать плесенью, не загнивать даже при очень долгом стоянии. Это свидетельствует об особом, мистическом соприкосновении и взаимопроникновении вещества воды и силы Божественной благодати. Главным моментом чина великого освящения воды является троекратное погружение священником в воду креста с пением тропаря праздника Крещению Господню: «Во Иордане крещающуся Тебе Господи….». Малое воды (воду, освященную таким образом, иногда именуют малой агиасмой) можно совершать в любое время.[3,с.306]. Особенно устанавливается Церковью совершение малого водоосвящения в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня (14 августа) и в день Преполовения Пятидесятницы. Последование малого освящения воды обычно соединяется с молебным пением. После пения тропарей и каждения воды читаются Апостол и Евангелие. Евангельское зачало ( Ин.5,1-4) в русском переводе звучит так:

Читайте также:  Зачем нам «четверговый огонь»?

«….пришел Иисус в . Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда (дом милосердия), при котором было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». Затем, после совершения великой ектении и чтения молитв, священник трижды погружает в воду с пением тропаря Честному Кресту Господню: «Спаси, Господи, люди Твоя…». После этого совершается окропление храма (если освящение воды происходит в храме) и верующих освященной водой. Чинопоследование завершается определенными молитвословиями, и верующие имеют возможность набрать святую воду для своих духовных нужд.

Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина очень многоразлично. Ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме), кропят свое жилище, домашний скот ( конечно, лучше всего, если это совершает священник вместе с особым молитвенным последованием). [3,с.308]. Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к обычной воде, она сообщает и ей благодатные свойства; поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой, не освященной водой. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4, 14). Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели». [4]. Не следует забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения.

Читайте также:  Начинаем учебный год. Молитва за учащихся

на принятие просфоры и святой воды [5,с.549-550].

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Источники и литература

1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / Российское Библейское Общество. – М., 1995. – С. 1013–1014 ; Прот. Серафим Слободской. Закон Божий (для семьи и школы). – Джорданвиль : Тип. Иова Почаевского, 1987. – С. 286–288.

2.Беседа на день Крещения Господня [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/18/beseda_na_den_kreweniya_gospodnya_svyatitelya_ioanna_zlatousta/

3.Православие для всех / сост. иеромон. Харитон (Просторов). – Кострома, 2003. – С. 304–308.

4.http://www.pravoslavie.ru/

5.Полный Православный молитвослов для мирян / Спасо- Преображен. Мгар. мон-рь Полтав. епархии. – Крамоторск : ЗАОТирах-51, 2001. – С. 549–550.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Радоница - день особого поминовения усопших

Радоница — день особого поминовения усопших

Радоница - день особого поминовения усопших, который приходится на 9-й день после Пасхи, т.е. на вторник Фоминой седмицы. Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными. Смысл Радоницы в том, чтобы поделиться с мёртвыми радостью Воскресения Христова.