«От» и «До»

«…И ныне просвети мои очи мысленные, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим и разумети Твоя и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь»

(из молитвы ко Пресвятой Троице)

Все искусства имеют в основе человеческие чувства-страсти под кодовым призывом: зрелищ! (после хлеба, конечно). Можно сказать, что кроме созданных Творцом миров (материального и тонкого) возник творчеством людей эфемерный мир искусств. Образы, творимые поэтами, художниками, режиссерами, музыкантами, балетмейстерами и проч. управляют сознаниями людей. Хорошо, если эти сознания облагораживаются, перевоспитываются к лучшему «товаром» мира искусств. К сожалению, огрубление душ человеческих через искусства безбожников и беззаконников – процесс реальный. Но и православный верующий – не страус в пустыне. Пример его христианской жизни может своей чистотой и духовностью вызвать восторг в чьих-то душах, несравнимо больший восприятия искусств. Вспомним жития святых отцов, мучеников, наших небесных покровителей.

Естественная чистота жизни всегда краше её самых искусных изображений, даже с использованием методов реализма и «даже социалистического».

1. Итак, в огромном мире многообразной человеческой культуры выделяются два основных направления:

1) сотериологическое (в основе – идея спасения души) и

2) эвдемоническое (в основе – идеи поиска земного счастья).

Человеку постоянно приходится выбирать между доброделанием и злотворением.

Начиная с эпохи Возрождения, во многих пластах культуры определился поиск перехода из 1) в 2) с разработкой и уточнением понятий «добро» и «зло».

Эти понятия — не антиподы, как считают многие. Их «философии» глубже, чем воспринимаются на первый взгляд. Они структурно различны.

Всё в мире с названиями, имеющими корни «добро» имеет, естественно, Божественное начало во всех состояниях и процессах.

Бог-Любовь творил мир, оценивая результат Творения каждого Дня: «и увидел Бог, что это хорошо». Понятно, что в Божьем «хорошо» все сотворено добротно и заложен код «добролюбивого» развития. В нем принципиально не может быть зла.

Яд змеи, паука.., — зло? Нет, это их необходимость.

Съедание львом его жертвы – зло? Нет, это процесс, не противоречащий плану Творения Дня пятого, хоть нам и жаль живое.

Съедание человека человеком – зло даже при голодоморе. Еще большим злом является «поедание» души одного человека другим (или другими — в случае mobbing*a, заимствованного из обезьяньего «социума» человеческим авторитаризмом). Здесь очевиден в действии основной масонский принцип: «разнуздать, чтобы взнуздать». Человек ведь Божьей волею получил дух свой из самого Божьего дыхания жизни. И создан человек по образу и подобию Божьему. И стал человек «душею жизни», царём природы, а главное – только человек (из всех материальных существ) способен связывать материальный мир с Высшим духовным миром, если не сошел он на стезю связи с низшим миром.

Но единственная (в то время!) первая заповедь Божественного «добра» к человеку – «не вкушать плодов с древа познания добра и зла» — была нарушена первым человеком в раю. По подсказке змия-искусителя он «вкусил» плод, чтоб «стать как боги».

К слову сказать: некоторые авторы некоторых своих произведений часто красуются как боги-создатели их. «Вкушая» плоды своей гордыни, они предлагают и нам «вкусить» их. Создатели «полотен искусств» в любой области творчества должны сами критично следить, чтоб «корешки зла» не были заложены в их полотна, дабы не произошло последующего прорастания их в душах людей, «всеядно» и часто беспринципно ищущих «познания добра и зла».

— Так, значит, зло уже «содержалось» внутри этого дерева? – радуется безбожник своему «открытию».

— Успокойся, вчитайся в смысл первой и единственной в то время заповеди Бога к своему любимому чаду – человеку. Заповедь: не изведать плодов с «древа ПОЗНАНИЯ добра и зла», чтоб не умереть, дана человеку не только для проверки его зрелости и благодарного послушания в любви к Богу. Здесь просматривается и забота Воспитателя «не перегрузить» начальное («детское») сознание человека. Интересно, что зла еще не произошло, а заповедь уже предупреждала об опасности. Конечно, Бог понимал, что при пользовании человеком «свободной волей» возможны проявления «полей» беспорядка, «сжатости времени» в спешке… Усталость, уныние, амбиции и многие другие сумеречные состояния души могут неокрепшее сознание обречь на ослабление любви к Богу и вхождение в процессы хаоса (беспорядка). Самым надёжным «охраняюще»-организующим началом и осью жизненного порядка, оказывается, может быть только вектор истинной сильной любви к Богу. Да это же главная Божья Заповедь! Бог – неизменяем и всегда больше других любит тебя — Свое Творение независимо от того: любим мы Его или нет. Поэтому наша любовь к Богу превыше всего на свете нужна нам как (повторюсь!) «организующее нашу жизнь начало». А ведь многие думают, что Бог – «эгоистичный начальник», требующий для себя всеобщей любви. Для чего Ему это? А если по-другому: эта заповедь и есть – подтверждение Его преданной Отцовской любви ко всем нам и к каждому – даже к самому неинтересному нам созданию. Заботясь, обучая нас, Бог радеет тому, чтоб мы не выпадали из поля любви к своему Творцу и ко всему сущему: то есть – Его Творению. Ведь любовь — не есть очертания контуров красоты жизни, а больше напоминает «прививку» против болезней грехопадений ради сохранения самой этой красоты любви

Читайте также:  Радиожурнал «Троицкий Благовестник». Яблочный Спас

.

2. И вот первородный грех совершен. Духовные прежде тела наших прародителей покрылись кожаными «ризами». Появилось внутреннее состояние человека, не вписывающееся в состояние внешнее — «райское». Переселившиеся в материальный мир изгнанники из рая начали «родовую транспортировку» первородного греха в наши трудные времена. Да, Своим подвигом Воплощения – Воскресения освободил не только наши «рюкзаки» от ответственности за первородный грех прародителей человечества, но и отменил её за грех рода. Не случайно первым делом после Воскресения Он освободил ветхозаветных пророков и всех, начиная с Адама и Евы, кто откликнулся на обычный и простой призыв Христа: «иди за Мной». Этим же Его подвигом и мы не несём ответственности за тот грех, который не совершали. Облегчение? Ещё какое! Но природа наша остаётся греховодной. И хотя мы не несём (благодаря Господу нашему Иисусу Христу) ответственности за грехи предыдущего человечества, мы научились лениво и трусливо не думать о трудах по изменению себя внутреннего, а, значит, уходить и от мыслей об ответственности и за совершаемые (текущие) грехи. Бог, продолжающий Своей неизменяющейся Любовью перевоспитывать нас с помощью всех Своих Таинств, данных нам для этого. Понятно, что это возможно только при синергии человека с Отцом, чтоб, действуя в едином устремлении – измениться человеку (изменить себя) изнутри, чтоб прийти и принять (вписаться!) в Божий Мир Вечности, не сгорев в нем по собственному несоответствию Ему. Подобное притягивается подобным. Поэтому ад для «адских» по-своему – «благо» (по принципу одноэнергетичности).

3. Многочисленные (хоть и сугубо личные) грехи поколений людей, неотвратимо портя природу (внутреннюю) человека, называемую духовной, всё более и более загрязняли Природу-матушку. Заражаемые негативными «примерами» рядом живущие люди (вспомним о Содоме и Гоморре), искажались интегральным грехом народа и внутренний, социальный мир его, загрязняясь, доводился до «точки невозврата». Чтобы снять темень такого родового напряжения с будущих поколений, Бог «попускал» очищающие природу катаклизмы: наводнения, землетрясения, извержения вулканов и т.д. Но праведников всегда было мало, а процессы зла вновь начинали ткать свою пряжу родового греха.

Так же, как предрасположенность по роду к определённым физическим заболеваниям может сохраняться и передаваться через 3 — 4 поколения, так и страсти- болезни души – способны «оживлять» эти страсти-болезни во внуках-правнуках. Святители Григорий Нисский, Игнатий Брянчанинов и др. утверждали, что «человек рождается от человека, страстный человек рождается от страстного человека… Вошедшее в мир от человека зло так смешалось и слилось с душами, что повреждёнными его отравой оказались и тела, и сердца, и умы… »

Поэтому, когда мы с любовью называем младенца ангелом, мы должны знать, что без праведного воспитания он человеком не станет, тем более не дойдёт до Небожительства. Чтобы помочь людям, Бог посылает в их, созданное предыдущими родами закланье своего единородного Сына – вторую ипостась Святой Троицы, «от Отца рождённого прежде всех век» — (Символ Веры). Ради чего? Ради единственного: возможности обожения будущего человека, то есть возвращения «блудного сына» к Отцу! А каждая ветхозаветная Заповедь – это «охранная грамота» ветхому человеку на том поле деятельности, которое описано в данной заповеди. Чтоб вочеловечился Сын Божий, понадобилось создать наиболее чистый род царя Давида, систему воспитания праведных детей, вырастить Пречистую Деву Марию, подготовить Её морально и духовно к Её великой миссии – безгрешно родить Богочеловека.

Читайте также:  Сценарии детских праздников. Расскажи, зеркало, как грех душу коверкает

Как же не благодарить Отца за такую премудрость охранения нас от творимого нами против себя же зла.

4. Итак, неповреждённая природа Богочеловека дана была людям. Для чего? Он, как все, вырос в «кожаных ризах», но ощущал – Безгрешный — даже прикосновения к своей одежде. Что сделал Он людям? Ну, учил-лечил, оживлял – три года да и то – там, где это было возможно. По временным меркам человечества – это всего — ничего. Скажут: примером безукоризненной праведности учил. Но многие ли любят учиться? Некогда ведь между грехами… Говорят: Он взял на себя грехи человечества (какие?) и умер (это бессмертный-то Бог умер?!) позорной по тому времени смертью – на Кресте! Безгрешный Бог ведь «не умеет» умирать – Он бессмертный! любящего нас Богочеловека изболелась за нас, любимых, настолько, что объяла болью Своей всемирную боль. Так произошла эта праведная смерть Бога нашего — Господа Иисуса Христа. Эта «боль человеческая» была изъята из природы человека, а последующее Воскресение Христа указало (по задуманному плану Святой Троицы) Путь Истины для людей. Это путь любви в «Небо Любви» — к Богу. Это путь через Покаяние, Крещение, праведность, отказ от личной греховности, за которую только и несёт ответственность теперь перед Богом, «чающий воскресения мёртвых» – в том числе себя после физической смерти, человек. Таким только образом, идя узким путём по жизни, сможет подготовиться внутренне, (т.е. – духовно) и пребывать без вреда для себя в лоне Божьей Любви праведный, любящий Творение Божье, человек. Это и называется обожением человека – трудный путь для человека, но единственно возможный в этом процессе «возвращения в Рай». Вот для чего приходил Христос на Землю, к нам, ради нас, во имя нас претерпевая Своим человеческим Естеством боли «грехонакопления» на Земле. Пришел для нашего спасения, а не для «ревизии дел Своих» или на «туристическую экскурсию в Свои пенаты». Насколько хорошо человек справился с задачей своего спасения души, работая только над личными ошибками-грехами, оценится во Втором Пришествии Христа. Пока мы живы – можем ещё каяться и исправляться, то есть – трудиться сами для себя, а не ждать чудесного вынимания нас из нашей грязи «Божьими руками». Поспешим понять это и примером жизни своей помочь детям и не только нашим. С Богом! В добрый Путь!

5. Иллюстрация зла, творимого людьми с помощью своей немощи перед грехами, рисует нам и картины «соучастия» в этих ситуациях падших духов.

Итак, «ведать», познавать… — это суть — процессы. Процесс – это движение во временных пределах «от и до». Состояние «от» еще не содержит нечто по имени «зло», которое рождается и развивается в этом временном промежутке: «от счастья и до зла». То есть конкретное зло (любое!) это – человеческое греховное действие, а не состояние. Зло похоже на процессуальный эскалатор- соединитель между пространственно-временными точками: «от» состояния любви и равновесия и «до» падения с него. При этом процесс может охватить различное количество разных участников, особенно, когда борьба точится хотя бы за одну душу человеческую. Любой грех – рана человеческому естеству. Человек, например, может умереть от гнева в экстазе ярости (инсульт, инфаркт…). Ф.М. Достоевский отметил, что ни в каких формах (социума –авт.) ничего не изменится, пока внутренне не изменится сам каждый человек. Важен и знак изменения: к плюсу или к минусу, выражаясь математически. Нравственно человек может быть безупречен (как на первый взгляд). Но нравственность – категория правовая. По И. Канту: «строжайшее право – высшая несправедливость», ибо справедливость лежит не на поле права, а на путях совести, то есть – на духовных путях. Дух творит себе форму. Одной из характеристик формы является красота. Понятными поэтому становятся слова того же Ф.М. Достоевского: «Красота спасёт мир!»

Зло — не состав природы. Оно производится, разрастается из корней (человеческого!) бездушия, разрушая и обезображивая формы. Нет физического понятия: холод (есть — отсутствие тепла). Нет в природе субстанции «темнота» (есть — отсутствие света). Но нельзя сказать о зле как просто отсутствии добра. Созданный для нас Богом добрый мир покрывается греховно засеянными нами злыми сорниками.

Читайте также:  Вечная память. Младший лейтенант Иван Лапко

Так как зло процессуально, то его можно назвать скорее — «пожирателем» добра.

Таким образом, — зло как беззаконие, нарушение греховностью человека заповедей Божьих, как отсутствие в сердце любви, Бога приобретает все новые и новые формы и методы богоборчества и, расширяясь, втягивает нередко многих.

Разве лев, доедающий жертву, «грешит»?! А чем занимается человек, разрабатывающий пытки, оружие, процессы массового уничтожения и т. д., как не богоборчеством? И убедит ли кого оправдание, что его, ну, пусть не творчество, а просто работа по созданию «жертво-жаточной» машины — необходимость, чтоб прокормить своих детей. Понимает ли он, что его дети, внуки… – заложники (даже духовные жертвы!) его зла? И разве такое может быть облагодетельствовано Высшими силами?!

Однако не существует ни разделённых земель добра и зла, ни «водоразделов» между ними. Человечество расширяющейся своей греховностью «замесило» такую реальность, что Божье Первотворение стало неузнаваемым и многофакторное зло угрожает бытию всего человечества. Совесть наша может тонко прочувствовать угрозу расширения злопроцессов при наших: равнодушии, трусости, невмешательстве… Стоит задуматься над тем, что наше «неучастие» и есть участие во зле. Восстанови себя той волей, которую даровал тебе Бог, на «неделание зла», а, вернее, со Страхом Божиим доверься молитве: «да будет во мне воля Твоя, Господи!» в моём выборе своего дальнейшего пути.

6. Не секрет, что иерофаны зла иногда «скручивают» даже души церковников. И «выстреливает» такая душа в наивно-доверчивого мирянина ядом неверия, обмана, даже сатанизма. И есть только одна защита от них: вера в Бога нашего Иисуса Христа и понимание того, что такие испытания мобилизуют возможности человека к правильным решениям противления злу. Здесь не тот случай, когда подставляют другую щеку. Такое возможно только на поле добра и любви при каком-нибудь недопонимании своего визави (в спешке, например). Лучше в подобном случае не утратить равновесия, а уступить, даже, подставив щеку, смирением обезоруживая страсть недопонимания. Тучи рассеются и солнце озарит все закоулки сознания. Ох, и радостно будет вспомнить, что сдержался и не обидел хорошего человека, который дал тебе урок. И свет этого факта жизни долго будет согревать сердце любовью ближнего! Слава Господу, что не случилось зла «в ответ» после, может даже, воспитательной пощечины!

Если же благодушествовать перед реальным, душегубительным злом, то это значит — помочь ему утвердиться, поработить слабую душу и ослаблять, «обездушивать» её и души наблюдателей этого процесса. При этом «делатель» зла точно знает, что щеку должен подставлять каждый, кроме него – любимого и безгрешного. Что же от нас требуется? Будем противиться злу, но не насилием – всеми методами катехизации, миссионерства, евангельски разоблачающими злые умыслы и восстанавливающими посевы любви жизненными примерами и свято-отеческими трудами.

7. Всякий грех, оставленный без покаяния, есть грех к смерти духовной, за который даже молитвы святого не будут услышаны. Совершающий грех с Богом не пребывает. Пусть змий-искуситель, притаившийся в каждом из нас «заглотнёт» наконец-таки сам себя, потому что «Царство Божее внутри нас есть»!

Скажете: спорно? Я пишу всегда о том, в чем убеждена, хотя имею опыт признанных мною своих ошибок. А вас готова слушать и рада благодарить за конструктивное общение.

Словами из молитвы «бога земного» (по характеристике современников — Макария Великого) с надеждой помолимся:

«Господи, Иже многою Твоею благостию и великими щедротами Твоими дал еси мне, рабу Твоему, мимошедшее время нощи сея без напасти прейти от всякого зла противна…».

Жизнь – всегда Небес подарок!

Жизнь – всегда Небес аванс…

Ворох лет … В нём свет неярок…

Очевиден же альянс

этой жизни с кислородом

и со всем честным народом…

Кислорода хоть и мало,

Но дыханию хватало…

Петь же было по- трудней.

Но в исходе этих дней

Появилось осознанье,

Что растрачен был аванс

На мечтанья,

На терзанья,

На сокрытье… «про запас»!

(Т. Этоя)

Острое чувство собственного недостоинства – разве это не есть нежное до слёз прикосновение к совести нашей Спасителя – Бога Слова и Любви?!

Помолимся, чтоб исполнился в каждом из нас призыв:

«Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!..» «от» и «До»!

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Радиожурнал "Троицкий Благовестник". Яблочный Спас

Радиожурнал «Троицкий Благовестник». Яблочный Спас

В эфире радиожурнал «Троицкий Благовестник. У микрофона Нина Палажченко. Христос среди нас! Преображение Господне – …

Один комментарий

  1. «Тихо сам с собою» я вам говорю, что своей любовью вас не отравлю, но пока «хриплю» — ясно — не спою: «во славу во свою». Взяла епитимью…Господи, помилуй, нерадивую!.. Татьяна Этоя.