Главная / Библиотека / Статьи / Церковно-приходские школы в системе начального образования Екатеринославской губернии

Церковно-приходские школы в системе начального образования Екатеринославской губернии

(на примере Мариупольского уезда) в конце ХІХ – начале ХХ веков

В период становления независимого Украинского государства, актуальной является проблема межнационального и культурного развития этнических групп, проживающих на территории Украины. В настоящее время на Украине проживает более 100 национальностей и этнических групп. В этой связи, Приазовье является ярким примером межкультурного взаимодействия различных этнических групп, проживающих на территории края.

В формировании этнической культуры особую роль играет историческая память – социальная, социокультурная, конфессиональная, экономико-хозяйственная память об общении с другими нациями.

В анализе этнической культуры потенциально содержатся вопросы, связанные с осознанием механизмов и причин целостности, и непрерывной жизнедеятельности этноса.

Система образования, является важным элементом в структуре этнической культуры, в качестве объекта исследования взята проблема начального образования в Приазовье.

В статье показана роль церковно-приходских школ и участие Церкви в образовательном процессе Екатеринославской губернии (в конце XIX – начале XX веков) на примере Мариупольского уезда.

Так как в указанный период, Мариупольский уезд был одним из самых многонациональных территориальных единиц Екатеринославской губернии, где компактно проживали представители греческой, еврейской, немецкой, украинской и др. национальностей [1, с.84-85; 156-158].

На современном этапе возрожден интерес к духовной культуре населения Приазовья. Важную роль в изучении проблемы начального образования сыграли Международные научно-практические конференции: “Донбасс и Приазовье: Проблемы социального, национального и духовного развития”, “Донбасс: прошлое, настоящее и будущее”.

Интерес для данного исследования представляют статьи участников этих конференций посвященных развитию образования и культуры в Приазовье [2, с.78] С.М. Нестерцовой, Л.Б. Лихачева. Г. Р. Чупилко.

В статьях были представлены сведения о развитии начальной школы, информация по церковно-приходским и земским школам. Анализируется сеть школьного образования представителей этнических групп Приазовья. В конце 90-х годов ХХ века появляется ряд научных трудов по греческой тематике. Среди них выделяются публикации Н.И. Бацак, Н.А. Терентьевой, С.А. Калоерова.

Работа Н.I. Бацак “Культурно-освітній розвиток грецької громади Північного Приазов’я (ХVІІІ–ХІХ ст.)” [3, с.58] посвящена истории развития образования на Мариупольщине, расмотрена возникновения земских школ, школ Министерства Народного Просвещения (МНП) и церковного ведомства.

В научном исследовании Н.А. Терентьевой представлены данные о культурно-просветительской деятельности греческого населения на Украине в XVII–XX веках, большое внимание уделяется развитию греческой общины на Мариупольщине. Это исследование является фундаментальным трудом по истории и культуре греческой диаспоры.

Ценность для данного исследования представляет аннотированный библиографический указатель С.А. Калоерова “Греки Приазовья” [4, с.196].

Указатель включает аннотированное описание основных произведений печати и документов по истории, культуре и искусству греков Приазовья.

Система образования в Екатеринославской губернии (в конце XIX – начале XX веков) была представлена разветвленной сетью учебных заведений, имевших различные уставы и программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей, ведомственную принадлежность.

Наиболее распространенным типом начальной школы были сельские одноклассные и двухклассные училища МНП с трехлетним и пятилетним курсом обучения, которые финансировались, в основном, местными земствами, сельскими общинами и частными лицами. Обязательные предметы преподавания: Закон Божий, русский язык с чистописанием, арифметика – в одноклассных училищах и, наряду с этим, – история, география, естествоведение, церковное пение и черчение – в двухклассных. На каждое одноклассное училище полагался один учитель и один законоучитель.

По количеству школ и учеников в них Мариупольский уезд занимал первое место среди всех уездов Европейской части России. Здесь одна школа приходилась на 39 кв. верст и на 1200 душ населения, в то время, как одна школа в Херсонской губернии приходилась на 151,71 кв. верст, а в Вологодской губернии – на 1471,3 кв. верст.

Читайте также:  Соблазн «внецерковного христианства»

Кроме земских школ в Приазовье были развиты и начальные учебные заведения духовного ведомства – так называемые церковно-приходские школы и школы грамоты. В ведении Святейшего Синода находились церковно-приходские школы – одноклассные с трехлетним и двухклассные с четырехлетним курсом обучения, имевшие программу обучения, сходную с начальными училищами МНП.

Учителями в них были местные священники, а также выпускники духовных учебных заведений. Кроме того, Святейшему Синоду принадлежали школы грамоты с двухлетним курсом обучения, не имевшие статуса полноценного учебного заведения. В 80-е годы XIX века их количество значительно увеличилось в Российской империи. Особая комиссия при Святейшем Синоде разработала соответствующий проект, и 13 июня 1884 года были утверждены особые “Правила о церковно-приходских школах” [5]. Одновременно Синод получил ассигнования на церковно-приходские школы в сумме 55 тысяч рублей. В дальнейшем они продолжали неизменно увеличиваться: в 1894 году – 525.500 рублей; в 1895 году – 815.000 рублей; в 1896 году – 8.454.645 рублей; в 1897 году – 4.954.645 рублей; в 1905 году – 10.091.916 рублей.

Таблица 1.

Некоторые примеры распределения государственных субсидий внутри бюджета Святейшего Синода [6]

tab-1

Этот неуклонный рост государственных ассигнований на церковно-приходские школы говорит о той решительности, с которой правительство взяло курс на развитие церковных школ. В итоге поддержки казначейства число церковно-приходских школ в целом по Российской империи росло, и с 1894 по 1912 год их количество лишь в трех уездах Екатеринославсой губернии (Бахмутский, Мариупольский, Славяносербский) увеличилось в 4,3 раза и составило 181 школу [7, с.33].

Таблица 2.

Число церковно-приходских школ и учащихся в них в уездах Екатеринославской губернии.

tab-2

Их основателями становились духовные особы, благотворительные организации или просто прихожане, то есть члены сельских и городских религиозных общин. Школы такого типа непосредственно подчинялись уездному отделению епархиального училищного совета. Их учебные программы предусматривали изучение таких предметов: российского чтения и письма, арифметики и церковного пения и мало чем отличались от программы одноклассного земского училища.

Существовало два вида церковно-приходских школ: одноклассные и двухклассные. Срок обучения в одноклассных по “Правилам о церковно-приходских школах” 1884 года был двухлетний, тогда, как в земских школах уже в 60-х годах XIX века установился трехлетний срок. В конце 90-х годов XIX века, когда во многих земских школах стал вводиться четырехлетний курс, продолжительность обучения в церковно-приходских школах стала увеличиваться и дошла до трех лет. К концу XIX века церковно-приходские школы перешли на четырехлетний курс обучения, а в начале XX века – на пятилетний курс. Школ, имевших пятилетний курс обучения, было 0,6%, а с продолжительностью курса более трех лет – 47,3% [7, с.34]. Бахмутское, Мариупольское и Славяносербское отделения Екатеринославского епархиального училищного совета старались улучшить существующие школы и увеличить их количество в своем районе, изыскивали местные средства на их содержание, привлекали, по возможности, к преподаванию лучшие силы.

В одноклассных церковно-приходских школах ограничивалось Законом Божиим, церковным пением, письмом и чтением, начальными сведениями по арифметики. В двухклассных к этим предметам добавлялись сведения по русской и церковной истории. В начале XX века было несколько расширено и срок обучения возрос [7, с.35]. Духовная школа рассматривалась как дополнение к Православной Церкви и вместе с ней должна была воспитывать детей в духе любви к Церкви и богослужению. Поэтому, изучению Закона Божьего, дети отдавали все внимание и большую часть учебного времени. В одноклассной церковно-приходской школе из 76 учебных недельных часов 35 (46%) уделялось основным религиозным предметам – Закону Божьему, церковнославянскому чтению, церковному пению. В двухклассной школе из 56 часов в неделю на эти же предметы отводился 21 час (37,5%). На содержание учителей двухклассной школы расходовалось в 1910 году 8169 рублей, одноклассных – 179676 рублей, в городах эта сумма составила 19493 рубля. Среднее вознаграждение у учителей городских школ было 392 рубля, а у учительниц – 385 рублей, 364 рубля и 413 рублей – соответственно в селениях. Расход на одного учащегося по данным “Одесского учебного округа” в 1894 году равнялся 6,74 рубля, в 1910 – уже 10,3 рубля, в министерских – 15,9 рубля, в земских – 16,2 рубля, в фабрично-заводских – 28,6 рубля [7, с.36].

Читайте также:  Святитель Тихон, патриарх Московский (†1925)

С самого начала, когда в 1884 году были “высочайше” утверждены “Правила о церковно-приходских школах” епархиальным руководством Мариупольского уезда были назначены 12 окружных смотрителей из собрания местных священнослужителей, которые могли “принуждать причт к открытию церковно-приходских школ и убеждать общины принять участие в их содержании” [8, с.60]. Кроме того, смотрители обязаны были объезжать, подведомственные им учебные заведению и следить за уровнем материального состояния и учебно-воспитательного процесса.

Первая церковно-приходская школа греческой общины Мариупольщины была основана в Новой Игнатьевке в 1886 году, а первая школа грамоты открылась в 1890 году в Новом Янисоле [3, с.46].

Источниками содержания церковных школ являлись нерегулярные ассигнования из епархиальных и общественных средств и разные формы пожертвований со стороны благотворительных организаций и частных лиц. Так, например, в 1899 году средства на содержание в греческих селах начальных школ духовного ведомства поступили: от церквей – 42%, от попечителей – 19%, от сельских общин – 19%, от епархиального училищного совета – 16%, от духовенства – 3%, от частных благотворителей – 1% [9, с.124]. Кроме финансовых ассигнований сельские общины должны были обеспечивать школы помещениями, выделять учителям квартиры.

Отсутствие установленного источника финансирования церковных школ обусловило снижение их популярности среди греческих сельских общин, что в свою очередь негативно отразилось на развитии духовных школ. С начала XX века количество школ духовного ведомства в греческих селах резко сократилось: в 1906 году их насчитывалось пятнадцать [3, с.47].

Таблица 3.

Церковно-приходские школы греческой общины Мариупольщины [10].

tab-3

Факты, свидетельствуют, что именно с церковной школой, как альтернативной по сравнению с государственным образованием определенные круги греческой общественности Мариупольщины связывали свои надежды на сохранение национальной духовной культуры и самобытности своего народа. В 1908 году в Мариупольскую городскую думу обратилось местное Греческое благотворительное с просьбой материально поддержать начатое ими дело, связанное с открытием греческой национальной начальной школы.

Это важное общественное начинание зародилось в сложной ситуации, когда в отличии от жителей греческих сел, которым их обычаи и обряды, устное народное творчество как важные элементы этнической самоидентификации помогли сохранить духовно-культурные и языковые традиции, большинство греков-жителей города “воспитанных на русской литературе”, родным языком считали русский [11, с.282-289].

Несмотря на это, благотворительное Общество начало сбор средств на отдельного греческого прихода при Екатерининской церкви, “где бы всегда совершалось на греческом языке” [11, с.283], и основало при этой же церкви национальную школу. По замыслу Общества, высказанным в городской думе ее председателем И.С. Гофом, такое положение должно было удовлетворить “национальную потребность” греческого населения участвовать в церковной службе и обучать детей греческому языку.

Для осуществления своих замыслов Общество просило Думу выделить ему около ста гектаров пахотной земли, прибыль от которой пошла бы на содержание греческого причта и церковно-приходской школы. Заседание Думы отклонило это предложение, но согласилось выделить некоторые средства на осуществление полезного начинания, начатого Греческим благотворительным обществом. Успешным было обращение Мариупольской общины и представителей Общества к Екатеринославскому епархиальному руководству и Святейшему Синоду. Осенью 1910 года церковно-приходская школа на национальных основах была официально открыта [12, с.205].

Читайте также:  Неделя 27-я по Пятидесятнице. Слово об исцелении десяти прокаженных

Это событие ознаменовало переход к новому этапу в истории развития начального образования греков Мариупольщины – этапа постепенного возрождения национальных культурно-образовательных традиций на ниве образования, искусства и литературы, расцвет которого приходится уже на послеоктябрьский период существования греческой общины [3, с.48].

Духовные школы до середины 90-х годов XIX века шли в своем росте на много впереди светских – земских и городских начальных школ. Но в дальнейшем ситуация изменилась: увеличение числа церковно-приходских школ почти прекратилось на десятилетие, предшествующее Русской революции. В годы же самой революции и в 1907-1917 годах наблюдалось явное и повсеместное оскудение и запустение церковно-приходского образования. Несомненно, часть этих школ по достигаемым ими учебным результатам стоит наравне с училищами ведомства Министерства Народного Просвещения. Другая же часть, вследствие недостатка средств или отсутствия в составе прихода лиц, заинтересованных в деле образования, ничем почти не отличались от школ грамоты [7, с.36-37].

Завершая исследование в области начального образования в Приазовье конца XIX – начала XX века, следует сказать о том, что указанный период был сложным и противоречивым в культурном и социальном развитии греческой общины Северного Приазовья и других этнических групп этого региона. В указанный период в греческих, еврейских, немецких поселениях действовала разветвленная сеть начальных школ: земских, частных, “образцовых” (МНП), церковного ведомства.

Лебедев Д.В., кандидат богословия, преподаватель воскресной церковно-приходской школы Свято-Троицкого храма

Источники и литература

1. Усенко Н.Г. Специфiка нацiонального складу населення марiупольського повiту Катеринославськоï губернiï наприкiнцi XIX ст. // Донбасс и Приазовье: Проблемы социального, национального и духовного развития (Тезисы докладов Международной научно-практической конференции г. , 26-27 мая 1993 г.) – , 1993.

2. Лихачева Л.Б., Нестерцова С.М. Земские школы Екатеринославской губернии // Новые страницы истории Донбасса: Сб. статей. – Донецк: Донбасс, 1992. – Кн.1.

3. Бацак Н.I. Культурно-освiтнiй розвиток грецькоï громади Пiвнiчного Приазов’я (XVIII – XIX ст.). – К.: Iнститут iсторiï Украïни НАН Украïни, 1998.

4. Калоеров С.А. Греки Приазовья: Аннотированный библиографический указатель. / ДонГУ, Дон. обл. универс. научн. библ. им. Н.К. Крупской, приазов. эллинист. центр. – Донецк, 1997.

5. Державний архiв Одеськоï областi (ДАОО). – Ф.42. – оп.35. – спр.805. – арк. 2-59зв.

6. Статистический ежегодник на 1912 год. / Изд. Совета съездов представителей промышленности и торговли. – СПб., 1912. – Ч.2. – С.18-19.

7. Нестерцова С. Роль церкви в развитии начального образования в Донбассе в конце XIX – начале XX веков. // Донбасс: Прошлое, настоящее, будущее (Тезисы докладов и сообщений III региональной научно-практической конференции 22 декабря 1994 г.). – Донецк, 1995.

8. Протоколы Мариупольского уездного земского собрания очередной и чрезвычайной сессии 1884 г. – Мариуполь, 1885.

9. Отчет Епархиального училищного совета о состоянии школ церковно-приходских и грамоты в Екатеринославской епархии за 1899 гражданский год. – Екатеринослав, 1900.

10. Таблица составлена по отчетам Екатеринославского училищного совета за 1896-1900 гг.

11. Журналы очередных и чрезвычайных заседаний Мариупольской Городской Думы за 1908 г.

12. Справочная книга Екатеринославской епархии на 1913 год. – Екатеринослав, 1914.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

1 сентября – начало учебного года. Как приучить ребенка учиться? Что делать, если твой воспитанник недостаточно усерден? Ради чего учиться? Как преодолеть конфликты между детьми и родителями? Об этом – наша подборка цитат из творений церковных писателей.