Главная / Библиотека / Статьи / Праздники / Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора

Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора

В этом году 8/21 октября совершает память святых отцов Седьмого Вселенского Собора, который был посвящен утверждению православного иконопочитания.

Иконопочитание как и иконоборчество существовали в христианской среде за несколько столетий до Седьмого Вселенского Собора. Если некоторые христиане действительно оказывали священным изображениям недолжное поклонение граничащее с языческим идолопоклонством, то иконоборцы, не понимая всей глубины факта боговоплощения, впадали в иудейскую боязнь священного образа.

Окончательному решению вопроса иконопочитания предшествовала эпоха государственного иконоборчества. Византийский Император Лев Исавр, по духу будучи более солдатом нежели богословом, и желая подчинить своей власти иудеев, магометан и еретиков-монтанистов, не признававших священных изображений, решил раз и навсегда устранить данный предмет разногласия. Такому решению содействовали и действия некоторых епископов, внушавших Императору мысль о том, что иконопочитание является идолопоклонством. В 726 году Лев Исавр издал указ, которым воспрещалось употребление и почитание святых икон. Однако Царьградский Патриарх Герман, духовенство и народ твердо воспротивились данному повелению, а начал богословскую борьбу с ересью иконоборчества. В свою очередь епископы-иконоборцы начали бороться с иконопочитанием в своих епархиях, а на некоторых территориях Империи вспыхнули вооруженные конфликты. Тогда Лев Исавр в 730 году издал второй указ, которым предписывалось, чтобы ни в одном храме не было икон, и чтобы все они были истребляемы. Иконопочитателям были предназначены изгнание, лишение имущества, отсечение членов и огонь. Начались жесточайшие гонения на иконопочитателей, а области ветхого Рима вместе с православным папой Григорием II, вооружившись, отошли от подчинения Константинополю. Италия и Венеция объявили себя независимыми от императора-иконоборца, и выслали из своих пределов чиновников Льва Исавра. Папа ветхого Рима в 733 году созвал , на котором все иконоборцы были преданы анафеме. Когда же Исавр разгневавшись, отправил свой флот для усмирения восставших, он практически весь был разбит бурей в волнах Адриатического моря. Константинопольский Патриарх Герман был низложен, защитники икон были подвергнуты жестоким казням. Верующие же защищали свои святыни от воинов императора вплоть до физического уничтожения кощунников или же, как правило, ценой собственной жизни. Лжесоборы, собираемые иконоборцами, также не могли отвратить православных от защиты иконопочитания.
Иконоборческие гонения продолжались и при приемниках Льва Исавра – Константине, прозванном народом Копронимом (т.е. навозоименным), и Льве Хазаре. После смерти Льва Хазара, его православная супруга Императрица Ирина созвала в Никее VII Вселенский Собор, на который прибыли 367 отцов. Собор осудил иконоборческую ересь, и постановил «поставлять и полагать в святых храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божьей Матери и Святым, на них изображенным».

Читайте также:  Слово о Предтече

Гонения на иконопочитателей возобновились при императорах Льве Армянине и Феофиле. В то время на защиту иконопочитания встал преподобный игумен Феодор Студит, написавший Слова в защиту священных изображений, и подвергшийся многочисленным заключениям и пыткам.

Окончательно иконопочитание было утверждено после смерти Феофила его супругой праведной Царицей Феодорой, которая в 842 году созвала в Константинополе Поместный Собор, подтвердивший постановление VII Вселенского Собора, и в честь победы правоверия учредивший празднование Торжества Православия, которое совершается в первую неделю Великого Поста.

Отцы VII Вселенского Собора объявили отлученными от Церкви: обвинителей христиан — преследователей икон; применяющих изречения Божественного Писания, направленные против идолов, к честным иконам; не принимающих с любовью святых и честных икон; называющих священные и честные иконы идолами; говорящих, что христиане прибегают к иконам, как к богам; тех, кои держатся одних и тех же мыслей с позорящими и бесчестящими честные иконы; говорящих, что кто-то иной, кроме Христа Бога нашего, избавил христиан от идолов и осмеливающихся говорить, что когда-либо принимала идолов.

Читайте также:  Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (о празднике, о тропаре)

Основным аргументом против иконоборцев считавших, что Божество неизобразимо, а поклоняться человеческой природе, а тем более доске и краскам недостойно, стало утверждение о том, что православные изображают вочеловечившуюся Ипостась Христа, а почтение воздаваемое образу относится к первообразу, поскольку поклонение воздается не веществу иконы и краскам, а изображенному на ней.

Также отцы VII Вселенского Собора утвердили принципиальное различие между «служением», подобающим одному Богу, и «поклонением», которое воздается также всему, причастному Божественной благодати, в том числе мощам и иконам святых, поскольку святые сами образ и подобие Божие.

Воздавая благодарность святым отцам VII Вселенского Собора, мы прославляем их за то, что вследствие понесенных ими трудов и самоотверженной борьбы Церковь получила возможность исповедания Веры не только словом, но и образом, свидетельствующим миру о великой тайне и истине боговоплощения.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой во всероссийском масштабе; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.