Главная / Образование / Воскресное Евангелие / Неделя 20-я по Пятидесятнице. О воскрешении сына наинской вдовы

Неделя 20-я по Пятидесятнице. О воскрешении сына наинской вдовы

( от Луки, зачало 30, глава VII, стихи 11—16)
После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Проповедуя , подтверждал Свое слово явлением Своей силы. Он исцелял больных и даже воскрешал умерших. Ведь там, где Христос, — там уже , там уже победа над смертью и болезнью. Это видели, в этом убедились те современники земной жизни Спасителя, кто Его встретил, кому Он помог.

Но изменилось ли что-либо в этом мире для всех остальных? Ведь смерть по-прежнему собирает свой урожай, а предшествуют ей болезни, слезы и страдания. Так в чем же тогда вечный смысл Благовестия Христова, в чем смысл евангельского повествования об умершем юноше — сыне вдовы из галилейского городка Наин? О чем говорит нам эта — рассказ о том, как в залитый солнцем день выходящая из городских ворот траурная процессия встретила Господа? Он подошел и прикоснулся к одру — к носилкам, на которых несли мертвое тело, хотя это было нарушением закона о ритуальной чистоте. Процессия остановилась. А Он сказал несчастной матери: «Не плачь!», а ее мертвому сыну сказал: «Тебе говорю! Встань!». Так Господь воззвал умершего к жизни «и отдал его матери его». Когда-то ветхозаветный пророк Илия, прославившийся совсем особыми чудесами, тоже возвратил к жизни отрока и так же отдал его матери. Потому-то видевшие это сотворенное Господом чудо и восклицали: «Великий пророк восстал между нами!»

Читайте также:  Неделя 19-я по Пятидесятнице. Притча о сеятеле

Бог посетил народ свой!

Еще в Ветхом Завете смерть побеждалась святостью. А в Новом Завете Господь постоянно говорит о том, что Он Сам и есть Жизнь и Воскресение, и это настолько реально, что верующий в Него, если и умрет — оживет. И на то, что Христос есть Владыка всех — и живых, и мертвых, а еще на будущее воскресение из мертвых и указывает чудо воскрешения сына Наинской вдовы. Так же, как и воскрешение Христом дочери начальника синагоги Иаира, и воскрешение Лазаря, пролежавшего во гробе четверо суток.

Интересно, что именно начиная с повествования о воскресшем юноше евангелист Лука именует Иисуса Христа Господом: праведная называет Деву Марию матерью Господа, Ангел говорит пастухам о родившемся Господе, апостол Петр исповедует Иисуса Господом, но сам евангелист до истории с сыном вдовы именует Господом только Бога Отца.

Как известно, « никогда не именовали Господом никого, кроме Единого истинного Бога» (свт. Ириней Лионский, «Против ересей», кн. 3, гл. 8), потому что греческим словом «Кириос» — «Господь» при переводе священных книг Ветхого Завета с еврейского на греческий было передано священное Имя Бога — Сущий. Иисус Христос и есть истинный Сущий Бог, Господь, Силою и Духом Которого пророчествовали и совершали свои чудеса ветхозаветные пророки и Который, когда Он явился Человеком, уже Сам учил и Сам воскрешал из мертвых. Это и означали на самом деле те слова, которые восклицали свидетели воскрешения сына наинской вдовы: «Бог посетил народ Свой».

Но что же стало впоследствии с тем воскрешенным юношей? Вкусил ли он затем смерть, умер ли он потом? Конечно, он этот мир покинул — как и Лазарь, и дочь Иаира. Но к тому моменту, как они умерли, смерть уже потеряла безраздельную власть над человеком. Потому что еще при их жизни в этом мире произошло самое главное — то, что было надеждой всего Ветхого Завета, и то, ради чего Бог стал человеком и пришел в мир: Своей смертью на Кресте Он победил смерть, «чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Читайте также:  Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Смерть как преддверие

Без всякого сомнения, смерть является ключевым вопросом нашей жизни, потому что смерть грозит обесценить всю нашу жизнь и лишить ее смысла. Смерть, которая является участью всех живущих, в то же время противоестественна для человека: ведь «Бог создал человека для нетления» (Прем. 2, 23). Смертным же человек стал тогда, когда в своем грехопадении отпал от Бога — источника жизни. Смерть пришла в мир, и вместе с ней пришли в мир болезнь и страдание. И вместе с человеком все живое на земле покорилось смерти, потому что все было сотворено для человека. И потому не только человек, но и все живое противится смерти и испытывает ужас перед небытием.

Что же касается нашего отношения к смерти, то это на самом деле вопрос нашего отношения к жизни, решение того, для чего и ради чего мы живем — и, соответственно, как мы живем. Ведь если нет вечной жизни, нет воскресения из мертвых, то, как говорит о такой ситуации апостол Павел, «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» (1 Кор. 15, 32). Может быть, многие так и живут, будто не будет ни суда, ни воздаяния, ни жизни будущего века, и человеку действительно остается только «есть, пить и веселиться». Именно так в притче Господней говорил себе безумный богач, собравший обильный урожай и не желавший думать о том, что в любой момент смерть может посетить его и он должен будет предстать перед Богом.

И еще человеку, чтобы не бояться смерти, хочется сделать вид, что ее вообще не существует, вынести ее за рамки бытия. Именно это стремление уже в древности обозначил и сформулировал греческий философ Эпикур в известном высказывании, которое стало афоризмом: «Самое страшное из зол — смерть — не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерти нет, а когда будет существовать смерть, не будет нас». Но эти эффектные слова нисколько не решают того вечного и мучительного вопроса о тленности, который висит над всем человеческим родом.

Читайте также:  Обрезание Господне

Что, как не страх смерти, лежит, например, в основе явления, которое мы можем наблюдать сейчас в таком массовом и востребованном искусстве, как кино, где в самых разных фильмах десятки, сотни и тысячи смертей зачастую не значат совершенно ничего? Эта попытка обесценить смерти лишь выдает очень глубоко запрятанный ужас.

Действительно, говорить о смерти вне Христа и веры в Него очень страшно — и абсолютно бесполезно. Потому что именно Христос дает совершенный и полный ответ на вопрос о смысле смерти и смысле жизни. Воскресая, Христос избавляет нас от вечной погибели и от того рабского ужаса смерти, который еще со времен изгнания из рая висит над всем человечеством. Ибо Своим Воскресением Он победил смерть и освободил нас — «тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2, 15).

И неправда, что в современном мире человек может не знать, не слышать о Христе и Его победе, — не может, если только он не совсем духовно оглох и ослеп. Мир насыщен информацией о Христе. О нем свидетельствует и Писание, и мироздание, и любое подлинное искусство, и история, и опыт, и интуиция человека. И каждый из нас призван встретить Христа и в жизни, и в смерти: для того Он и воскрес, чтобы смерть не была последним словом о человеке, а стала преддверием воскресения.

В знак этого Он и воскрешает умершего сына Наинской вдовы, как особо отмечает евангелист, при учениках и множестве народа, — чтобы все, чтобы весь мир и каждый человек знал, что Господь Иисус Христос есть и Жизнь, и Воскресение.
Аминь.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. «Ныне пришло спасение дому сему…»

Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. «Ныне пришло спасение дому сему…»

В сегодняшнем Евангелии Господь показал нам пример того, как надо пробираться к человеческим сердцам, как надо бороться со злом, чтобы умножалось в нашем мире добро. Для этого нужно в каждом грешнике постараться увидеть образ Божий, подобную своей повреждённую грехом душу, не разделяя людей на достойных или недостойных, на своих или чужих. Своим добрым расположением к человеку мы открываем его душу благодати, которая преображает человека, развязывая его узы греха, наполняя человека иной радостью, иным смыслом жизни, иными интересами.