Главная / Библиотека / Творчество прихожан / Таинство покаянной исповеди (Покаяния)

Таинство покаянной исповеди (Покаяния)

«Покайтесь и отвратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши и сотворите себе новое сердце и новый дух… Ибо Я не хочу смерти умирающего,- говорит Господь Бог,- но обратитесь и живите!» (т.е. вечно).

(Иез.18, 30-32)

1. Один говорит: «Был на исповеди», другой: «Принес покаяние…». Одно и то же?

Падшей природе человека требуется «рычаг», чтобы повернуть человека к Богу. Такое действие может совершить Таинство глубокого и искреннего Покаяния.

Бог Словом сотворил мир из ничего и мы (ни один великий мыслитель!) не можем описать этого процесса ни нашими словами, ни уравнениями, ни опытами (подобно тому, как скворец из своей скворечни не осознаёт, как человек её сделал). Так же невозможно описать как Господь новосотворяет человека в Таинстве Покаяния.

Евангельские притчи о блудном сыне, о Марии Египетской и др. дают примеры обращения от греха людей. Человек, создавший идола в самом себе, призван разрушить этого своего истукана, возненавидев его настолько, чтобы не склеились бы осколки никогда. Но этого ещё мало. Надо повернуть с наезженного пути своей узкоколейки к совершенно новому направлению – внутрь себя, стать прахом земным, приобретя удивительную возможность стать новой тварью (творением) во Христе! Но это происходит не по «коду прорастающего зерна». Здесь человек сознательно строит себя во Христе, отыскивая в миру тропу горнюю, балансируя на ней с единственным устремлением: «в Божью обитель!». А уж как много дисбалансов внутри и снаружи – каждый знает!

2. Бог спасает человека не как спасатель спасает тонущее тело. Бог — душ наших, то есть требуется с нашей стороны труд МЕТАНОЙИ (греч.), то есть ИЗМЕНЕНИЯ, сокрушения себя, переворота ума, обращения, возвращения, перелома воли, отвращения от греха, восхождения к Богу… Как говорят святые отцы: «Бог спасает нас, но не без нас». Сотрудничество с Богом (СИНЕРГИЯ) в Таинстве Покаяния занимает исключительное место среди других Таинств, т.к. является основанием для осуществления в человеке всех остальных Таинств. Если человек крещен, венчан, рукоположен, но Таинство Покаяния в нем не совершается, то все остальные Таинства лишаются благодатной силы, т.к. Святой Дух действует в человеке не без человека. Падшая природа человека наличествует грехи, присущие каждому человеку: тщеславие, гордость, самомнение, самооправдание или лживость… Человек может и должен преодолеть их своим христианским подвигом – покаянием и НИЧЕМ ДРУГИМ! Индульгенция, «торговля с Богом» — обман многих христианских сект и религий. Да, кающийся ощущает боли рождающегося, а, может, и мучения ада. Плачевный дух Покаяния послан Богом на землю, чтобы оскорбляющий Бога не сгорел в огне Суда неподкупного. Разоряя ветхого человека, Бог может помочь очистить его и создать чистые основы для созидания нового – подобно прохождению «родовых путей»: от страха – к лёгкой надежде; от болезни – к облегчению; от холода и мрака до потепления и просветления, доходя до веяния отрады милосердия Принимающего эти роды.

«Ну, наконец! Свершилось! Я – новое дитя!». Но как только мелькнёт мысль эта «перелётная», так и повеет ветхозаветным фарисейством. Берегись, не «булькни» в почти лягушечье это болото! Беги на исповедь, зачем проходить новые «роды»?

«Прости, Господи! Впадаю в прелесть! Приятно, когда хвалят «за достижения». Забываю, что не только я трудился в этом направлении, но и , и Силы Небесные… Благодарю Тебя, Господи, ЗА ВСЕ! Слава Богу за всё!»

— Как «за всё»? И за болезни? И за потери?..

— За то, что они не сбросили меня в уныние (обнажив недоверие Богу), а стали «отсчетной» точкой на пути осознания причин прихода этих состояний, которые всегда «гнездятся» только в моих страстях и грехах. Как же не благодарить Бога за то, что сердце сбрасывает панцирь черепаший, отзывается, открывается на чужую боль, не боится всего вокруг, а начинает жить в фазе добротолюбия. Чувствуете разницу со словом: «добролюбие»?

3. Метанойя производится Благодатью. Она и только она воодушевляет человека «поднять руку» на себя ветхого и принести «ветхого» в жертву Богу. Но человеку самому жаль себя. Раздвоить его и вооружить против себя может «только сторонняя Высшая сила». (, «Путь к спасению»). Исповедь прежде всего Таинство, в котором человеку подаются силы в борьбе с грехом. Самое важное не в том, что грехи его прощаются, а в том, что вТаинстве свидетельства перед Церковью подаются благодатные силы наконец-то ПРЕДОЛЕТЬ СЕБЯ!

Плохо этого не делать! Можно потерять благодать в любом другом Таинстве!

4.Таинство Покаяния почти не обладает обрядовостью и не имеет определенного богослужения. Складываясь стихийно и свободно в течение веков по велению Духа Божия, меняясь от требований времени, оно принимало разные формы, сохраняя в Православии единый смысл очищения и обновления души человека ко спасению её для вечности.

  1. Есть ли препятствия у Покаяния? Враг рода христианского внушает: есть!

*Зачем мне исповедоваться? Я не убиваю, не ворую, не прелюбодействую…

Откуда это? – Не хватает глубины самосознания, т.к. далеки мы от Бога. Прячась от Его Света, мы привыкаем к темени, не замечаем на себе пятен грязи.

*- Я говорю о своих грехах, стоя перед иконой дома…или другу…

И что сказала икона? Друг? Какие способы исцеления предложили?

*- Священник сам грешен…

Но ведь Сам Бог в апостолы призвал не ангелов, а грешников. А Таинство, которое совершает «грешный священник» остаётся в силе, ведь золото и в чистых, и в грязных руках – золото.

* Помазание елеем не заменяет исповеди.

Читайте также:  Сказание о святителе Игнатии Мариупольском и православных детях

— Разрешительная только часть исповеди, но она читается над покаявшимся.

* Непреодолимое препятствие для многих – стыд.

Святой Косьма Этолийский сказал:

-Следует стыдиться, когда совершаешь грех, а не когда исповедуешь его.

*Самое коварное препятствие, чинимое дьяволом перед исповедью – это безнадёжность и отчаяние: «У меня столько грехов, что нет надежды на спасение».

Это антиправославная и противоцерковная фраза. Церковь – это лечебница душ. Для Церкви не существует непростительный грех, есть только нераскаянный. На Страшном Суде мы будем судимы не за то, что согрешили, а за то, что не раскаялись в согрешении.

*Ещё одна уловка дьявола – откладывание исповеди. «Я ещё молод. Порадуюсь пока жизни, а там видно будет…»

Отложил исповедь – утруднил её. «Сегодня» принадлежит нам, а «завтра»?! «Ныне время благоприятное. Ныне – день спасения». (2 Кор.6,2).

*Первая исповедь – самая тяжелая, но она есть начало.

Начни с «крупнокалиберных» грехов и –«по ранжиру!». Дерзай, пока освободишься полностью из заключения грехами.

*Исповедовать сразу всё – аналогично разминированию мины на минной свалке через полвека после войны. Прости, Господи, и помилуй ны!

НЕ ОБКЛАДЫВАЙ СВОИМИ «ЗАРЯДАМИ ГРЕХОВ» СВЯЩЕННИКА, ОГЛЯНИСЬ НА ОЧЕРЕДЬ «ЗАРЯЖЕННЫХ» ИЛИ «ЗАРАЖЁННЫХ».

Попроси аудиенции у занятого делами батюшки, подготовься к ней.

*Христос не отождествляет грешника и грех, учит не бояться жить. «Иди и больше не греши» — говорил Он раскаявшимся людям.

  1. Память грехов своих — основа действенного раскаяния

Читая Евангелие, мы познаём, как приходили к Богу грешники, язычники и даже палачи Христа. Для нас тоже покаяние сродни повторному Крещению, т.к. грешная душа пребывает в смерти, человек утрачивает возможность общаться с Богом, служить Ему, исполнять Его волю.

Если мы желаем получить от Бога не только прощение вины, за единичные поступки, но очищение сердца и обновление души, мы должны обратить своё внимание на устремления своего сердца:

  • Вспомнить те греховные поступки, которые возникают «сами собой»
  • пересмотреть отношения с близкими и с каждым близким на предмет: злорадства, зависти, равнодушия, лукавства…
  • уяснить своё отношение к воле Божией, выраженной в Евангельских заповедях:

, которые люблю, но не выполняю,

заповеди, которые мне внутренне непонятны,

заповеди, которые моё сердце не принимает.

Последнее опасно, т.к. свидетельствует о внутреннем нежелании покаяться и исправиться.

полезно вспомнить типичный ход своего дня, недели, месяца, года… Этому помогает ежедневная исповедь перед Богом после вечерних молитв. На памяти грехов своих зиждется христианская нравственность.

А каков ты в болезнях, скорбях, искушениях? Каков в благополучных периодах жизни? Феофан Затворник советует подумать об «общем духе» своей жизни:

«Войдёмте же в самих себя и начнем перебирать, что есть в нас. Вмешательство в это дело какого-либо постороннего лица неуместно, невозможно. Войти в вас и разобрать дела вашей совести никто не может, кроме вас самих. И извольте это сделать.»

И открывается в этом пересмотре бесчисленное множество дел, слов, помышлений, чувствований, желаний беззаконных…Да и немало из сделанных по закону окажутся осквернёнными по нечистоте побуждений. Может оказаться, что вся жизнь составлена из одних недобрых дел. И что ж, впадём в уныние? Жизнь не удалась? Уже то, что ты это сделал, нашел, отслоил, говорит о том, что в продолжении в том же духе жизнь как раз и состоится и продлится в вечности с Богом.

  1. Корень всех грехов – самолюбие,

порождающее гордость, корыстность, сластолюбие а от них все другие страсти, между которыми главными считают 8 (чревоугодие (и пьянство), блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость), а прочим, производным нет числа. Шесть первых соединены между собой так, что предыдущая включает последующие. Поэтому с ними надо СРАЖАТЬСЯ (Иоанн Кассиан Римлянин, «Добротолюбие», 2-й том).

8. Сердце грубеет от греха.

Начни обличать себя и обличи! Наедине со своей совестью пред лицом Бога всевидящего обличи.

Увидишь, что всякий грех сделан САМООХОТНО с сознанием его грешности, даже с преодолением препятствий ему. Лукавство грешного сердца начнёт изобретать извинения – то в немощи естества, то в силе темперамента, то в стечении обстоятельств, то в напоре житейских отношений — не слушай! Всё это могло усилить влечение к греху, но согласия на грех НИКТО НИКОГДА ВЫНУДИТЬ НЕ МОЖЕТ: оно всегда есть дело произволения. Сказал бы: «Не хочу!» — и всем искушениям конец!

Наперекор этим извинениям своей (!) вины раскрой полнее твои личные отношения: кто ты? Где, когда и как грешил. И во всём увидишь не поводы к извинениям, а моменты, увеличивающие твою виновность, в которой сердце согласится: «ничего не имею в оправдание — виноват». И в том виноват, и в другом, и в третьем… «Окаянен аз!».

(свт. Феофан Затворник, «Путь к спасению»).

9. Готовясь к исповеди,

перечитай НАГОРНУЮ ПРПОВЕДЬ Спасителя (Мф.5,3-7,27), чтобы понять, насколько мы далеки от того жизненного идеала, который дает нам Господь. После 9-ти заповедей Блаженства Господь говорит: Вы – свет мира; Вы – соль земли. Чувствуем ли мы эти возможности в себе, или наоборот, мы – медь звенящая и кимвал звучащий (1 Кор. 13,1). Готовы ли мы подчинить свою волю Божьей воле или своя нам дороже? Оставляем ли должникам нашим? Так пред лицом правды Божией будем готовиться к исповеди, неся повседневный труд покаяния.

В «Древнем Патерике» есть рассказ о том, как некоего старца посетили монахи. У одного был один тяжкий грех, а у других много мелких. Старец сказал одному: «найди и принеси большой камень». Он это сделал с большим трудом. Старец продолжил: «теперь» отнеси его и положи на место. Конечно, эта задача была хоть и трудна, но разрешима. Неразрешимой оказалась задача для остальных, которым полагалось набрать мелких камней по количеству мелких грехов, принести, а потом отнести и разложить их на места.

Читайте также:  На начало Рождественских пений

Воистину правое дело делается из покорности воле Божией, с полным самоотвержением и самозабвением.

Если можешь так править собой, не прельстишься, как фарисей, сравнивая себя с другими грешниками, сможешь избежать ошибки кающихся.

10. КАК ПОДХОДИТЬ К ИСПОВЕДИ (по книге Феофана Затворника «Путь к спасению»)

С благоговейной верою приступи:

1) Твердо убедившись в необходимости сего Таинства, идти к нему с полной верою, что для тебя, как грешника, это единственный путь спасения.

2) Приступай к нему, не как к месту заклания, а как к источнику благ, духовного оздоровления, получив ХАРТИЮ всепрощения.

3) Будут стыд и страх – пусть! Чем больше этого, тем спасительнее. Они ради твоего блага

СОПРЯЖЕНЫ с этим Таинством.

4) Извергни без утайки всё тяготящее тебя. Предел открывания грехов тот, чтобы духовный отец возымел о тебе точное понятие, чтобы он представлял тебя таким, каков ты есть, а не другого. Чтобы когда он скажет: «Прости и разреши кающегося, о них же содела согрешения» — в тебе не оставалось бы ничего, что не подходило бы под эти слова!

5) Исповедь окончена. Духовный отец поднимает епитрахиль, покрывает ею голову кающегося и, держа на ней руку, произносит разрешение во всех грехах, запечатлевая его крестным на главе знамением.

Потоки благодати от главы искренне кающегося разливаются в сердце и преисполняют его отрадою. ЭТО ТАЙНА ГОСПОДА ЦЕЛИТЕЛЯ И УСПОКОИТЕЛЯ ДУШ.

6) Если духовный отец наложит на тебя епитимию, — прими ее с радостью. А если не наложил, проси об этом.

Во- первых, чтобы через добровольное страдание здесь, грешник освободился от НЕВОЛЬНОГО наказания там, в другой жизни.

Во-вторых, чтобы истребить в грешнике те страстные вожделения плоти, которые порождают грех.

В-третьих, чтобы епитимия служила как бы узами и уздою для души и не давала ей снова приниматься за те же порочные дела, от которых она ещё только очищается.

В-четвёртых, чтобы приучать к трудам и терпению, ибо ДОБРОДЕТЕЛЬ – ДЕЛО ТРУДОВ.

В-пятых, чтобы видеть и знать, совершенно ли кающийся возненавидел грех?

ЧТО НЕ СЛЕДУЕТ ДОПУСКАТЬ НА ИСПОВЕДИ

Чтобы исповедь была угодна Богу, она должна быть искренней, правдивой, проникнутой смирением и Страхом Божиим.

В Священный час Исповеди не переносите ответственность на других и не сообщайте что-либо о других людях, не рассказывайте пространные истории, говорите кратко.

Исповедь без покаянного чувства – это беседа.

Исповедуй конкретные грехи, а не говори, что: «я грешен».

Не следует рассказывать о своих добрых делах и несуществующих добродетелях.

Разве есть какие-нибудь добрые дела, которыми мы можем похвалиться?

говорит:

— Когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали всё, что ДОЛЖНО сделать» (Лк, 17,10).

Осознай, что почти всё покрыто спрятанным эгоизмом, самолюбованием, лицемерием и др.

Грешит человек по жизни много, но да будет утешной молитва:

«Токмо даждь ми, Господи, прежде конца Покаяние!»

Список литературы:

1. Митрополит Человек перед Богом. О призвании человека: Беседа в Лондоне, 1991 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.mitras.ru/pered4/pb_441.htm

2. Тростникова Е. В. Таинства Православной Церкви / Е. В. Тростникова. – М. : Эксмо, 2008. – (Православная библиотека)

3.А.И Осипов Путь разума в поисках истины /Украинская православная церковь Полтавская епархия Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2008, 387.

4. Феофан Затворник Путь к спасению.

В дополнение к теме «Покаяние»

ОШИБКИ КАЮЩИХСЯ классифицируем по категориям кающихся.

+ идеальный кающийся – «простец».

У этих людей очень ясно сознание греха. Они начинают исповедь словами: «что ступила, то и согрешила», «виноват словом, делом, помышлениями и всеми чувствами…». Потом идут по своей конкретике грехов. У них нет двоемыслия. Излагают четко, с просветлённой совестью, со смирением. Этот тип людей уже «отходит в область предания». Они не знают слова: аскетика, не слыхали о категорическом императиве Канта, но совесть их исключительно чутка и бескомпромиссна, грех их тяготит и они жаждут от него освободиться.

+Тяжелые случаи преподносят 1) «ИНТЕЛЛИГЕНТЫ» — (полная противоположность «простецу»), а также характеры с 2) САМОДОВОЛЬНОЙ СОВЕСТЬЮ, с 3) МНИТЕЛЬНОЙ СОВЕСТЬЮ, 4) ФОРМАЛЬНО кающиеся, чувствующие себя как бы «уже очищенными». Подкралась гордость, откуда и не ждали – к держателю поста: «Я исповедал всё-всё-всё! Еженедельно к чаше подхожу, стараюсь не грешить…».

— Так, может, уже – в Горнее? Чтоб не свалиться в силу не твоих, конечно, обстоятельств?

— Да нет! За что же? Я же не грешу! С этим все ясно, пусть ещё говеет.

А вот «интеллигент» — продукт русской истории (Х1Х-ХХ век), неведомый западной культуре. Его особенности:

1) повышенная рассудочность, привычка говорить книжными авторитетами,

2) недисциплинированность мыслей, отсутствие уравновешенности и ясности мыслей и формулировок,

3) позиционность всякой власти и иерархичности (государственной, церковной…),

4) характерная безбытность и боязнь всякой устроенности: семьи, сословия, церковного общества…

5) склонность к нигилизму, сохраняющаяся и в духовной жизни,

6) влияние всяких течений, проявляющееся в душевной изломанности и изуродованности.

Читайте также:  Сценарии детских праздников. Рождественские превращения

И т.д. и т.п.

У них нет ясного сознания греха, хотя они не лишены нравственного чувства. Они высокоморальны, щепетильны к себе, не способны ни на какой предосудительный поступок,

как правило,- носители общественной честности, кристальной души люди.

В своём же отношении к внутренней жизни они пленены мудрованиями, излишними рассуждениями… Исповедь их носит рассудочный характер. Они любят спорить, «не соглашаясь с данным мнением». Они прекрасные диалектики и со всем этим идут к исповедному аналою. Неопределёнными частями речи (мне думается; как вам это объяснить; до некоторой степени…) легко пускаются в совопросничества, не считаясь со временем, очередью людей на исповедь и терпением священника. Задумываясь о страданиях людей,они часто возмущаются: как Бог допускает страдания невинных людей? Жалуются на свои сомнения. МАЛОВЕРИЕ типично для интеллигента.

2) Зато нет духовного голода у человека с самодовольной совестью.

Их отличительный признак: особое духовное благополучие при суженном моральном кругозоре и самодостаточности до самовлюблённости. На исповеди они перечисляют свои достоинства, говорят о своём положении в обществе, верят в СВОИ «заслуги», каются в грехах своих близких, чаще признаются, что у них нет никаких «особых грехов». То есть на лицо СОВЕРШЕННАЯ ДУХОВНАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ, элементарная НЕЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ к ДУХУ ЕВАНГЕЛИЯ.

Священнику надо многое и многое таким людям раскрывать, втолковывать, объяснять.

Таким людям надо понять, что грех – это болезнь души, что греховность – это последствие для всех общего первородного греха, что бороться с грехом надо в самом начале его зарождения, что деление грехов на крупные и мелкие – одно из ОПАСНЕЙШИХ для духовной жизни успокоений. Грех не есть лишь одно духовное дело, а ОН ГНЕЗДИТСЯ в глубинах души, в закоренелых страстях; что христианин должен быть аскетом и подвижником, идти узким путём, ведущим к спасению, а не широким, направленным в ад, что Евангелие и Церковь не могут устареть и не надо их приспосабливать к нашим привычкам, а себя подчинить дисциплине Церкви и Заповедям Христовым.

3) Противоположностью 2) является характер человека с МНИТЕЛЬНОЙ СОВЕСТЬЮ.

Если самооправдывающийся «духовный буржуа» (пункт предыдущий) даже и понять не может, почему он грешен и в чем он может быть перед Богом и Церковью виновен, то обладатель скрупулёзной совестью как раз наоборот, РАЗДАВЛЕН сознанием греховности. Эта подавленность делает его человеком духовно слабым, трусливым, бесплодным. Он воображает себя носителем всех грехов, сосудом нечестии, рабом дьявола, сомневающимся в вере, а потом и в самом себе, и в милости Божией, и в возможности спасения для себя и т.д.

Это одна из форм духовного заболевания, излечить которую может только вдумчивый опытный духовник.

4) Формальное покаяние сознательного верующего есть исповедь без признания в каких-то особых грехах, которые пророк Исайя называет «багряными». Скорее они обыденного серенького цвета. Неподвижность в духовной жизни как бы мстит за себя. Преодолевая сопротивление нашей падшей природы или же врага нашего, мы должны хоть на самую малость продвигаться вперёд от исповеди к исповеди. Исполняя молитвенные правила и законы Христовы, не заформализировался ли христианин в отношениях с людьми? Это лукавое проявление человеческого духа, ищущего укрытия от взыскивающей нас любви Божией.

«Формалист» покаяния может с «аппетитом» говорить о себе, увязает в деталях, обстоятельствах, не жалея времени ни ожидающих людей, ни исповедующего священника.

Покаяние – это процесс очищения, который должен постоянно развиваться, охватывать новые области души.

От кающегося требуется творческое усилие, которое может помочь ему увидеть новые «залежи» греховности, и, тем самым увести покаяние на новую глубину.

Для покаяния нет пределов, и святые, в которых просиял Христов Свет – это люди, которые каялись БЕСПРЕСТАННО.

Исторические вехи Таинства Покаяния.

*В первые века христианства исповедь носила публичный характер и исповедующийся нёс ответственность перед всей Церковью за свои грехи. Церковь принимала или не принимала кающегося грешника до определённого момента, давая ему время для покаяния с разными степенями несения эпитимьи.

**В послеапостольское время была разработана система покаянных степеней, строившая «восстановление исключенного грешника» по отдельным ступеням. Сроки исчислялись годами или десятками лет. Венцом отпущения греха и примирения с Богом становилось причащение раскаянного Святых Христовых Тайн, т. е вхождения в Тело Христово. Об этом молится и священник разрешительной молитвой: «Прими и соедини его Святой Своей Церкви»

Если Исповедь воспринималась только как кардинальное врачевство Покаяния, примиряющего с Церковью человека, то каждодневные грехи христиане исповедовали келейно наедине с Богом на вечернем правиле во время сердечного покаяния и сокрушения.

***При возникновении монашества практика исповеди стала меняться. Полное воли и помыслов послушника своему духовнику (старцу или просто монаху, т.к. в силу своего смирения ушедший от мира монах не мог принять на себя священнический сан).

За духовной поддержкой в монастыри потянулись миряне. Но став государственной религией, христианство потеряло то напряжение, которое имело во времена гонений. В христианской среде стало появляться некое нечувствие ко греху, в некоторых людях падшая натура стала брать верх над Духом Божиим, принятым человеком в Таинствах Крещения и Миропомазания. Высота и чистота христианской нравственности стали оскудевать. Блуд, воровство и многое другое из языческого мира перестали быть необычными грехами. Широко распространённые грехи уже не исповедовались публично. Общественная жизнь требовала сокрытия грехов своих ближних. Вошло в исповедоваться тайно, что мы наблюдаем нынче. Но не факт, что ничего не изменится в дальнейшем.

( Феофан Затворник Путь к спасению)

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Радиожурнал "Троицкий Благовестник". Яблочный Спас

Радиожурнал «Троицкий Благовестник». Яблочный Спас

В эфире радиожурнал «Троицкий Благовестник. У микрофона Нина Палажченко. Христос среди нас! Преображение Господне – …