Главная / Новоначальным / Таинства / Таинство Исповеди

Таинство Исповеди

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3. 2)

Покаяния, называемое также Исповедью, установлено Церковью в глубокой древности. Греческое слово metanoia («покаяние») означает «перемена ума». Другим синонимом «покаяния» есть слово «обращение», т.е. отвращение от греховной жизни и возвращение к Господу, к Тому, от которого человек отошел в результате грехопадения.

Согласно Библии, первые люди и Ева нарушили заповедь о послушании Богу. В результате все их потомки, т.е. люди, унаследовали природу, искаженную грехом. В греческом языке «грех» означает ошибку, промах. Грех – это болезнь души, которую некоторые богословы отождествляют с раной, наносимой человеком самому себе.

считает, что нет такого греха, который не будет прощен Богом в случае искреннего покаяния. Однако даже незаметная греховная страсть, если она полностью овладела душой человека, может навеки погубить его. Путь избавления от греха – это путь покаяния перед Богом, которое в Церкви совершается на таинстве Исповеди. При этом Церковь учит, что грехи прощаются не священником, слушающим исповедь, а самим Христом Спасителем, который на кресте искупил все грехи человечества. Покаяние необходимо для любого человека, если он хочет быть настоящим членом Святой Церкви. Как сказал один афонский подвижник: «Исповедь – это ключ от Царства Небесного».

О том, как подготовиться к Исповеди существует множество литературы. Это, например, «В помощь кающемуся» св-ля Игнатия Брянчанинова, «Опыт построения исповеди» о. Иоанна Крестьянкина, «Вы – свет мира. Беседы о христианской жизни» еп. Илариона (Алфеева) и другие книги, в которых подробно говорится о покаянии.

Иногда люди считают, что исповедь им не нужна. Человек говорит: живу как все, зла никому не делаю… К сожалению, у некоторых наших современников выработалось потребительское отношение ко всему, в том числе к религии и к Церкви. Поэтому христианин должен четко представлять, что такое грех, и в чем ему необходимо каяться перед Богом. А в этом ему поможет Святое , где в Нагорной проповеди Христа, Заповеди Блаженств (Мф 5. 3-12), а также Заповеди Закона Божия являют собой нравственный ориентир жизни, который христианин всегда должен иметь перед собой. Для христианина должно стать нормой не грешить и стремиться воплотить идеал святости. говорил: «Будьте святы, ибо Я свят», тем самым призывая к тому, чтобы святость стала нормой жизни

Читайте также:  Таинство Елеосвящения.

Поэтому грех – это нарушение христианских заповедей. И, поскольку грех – это болезнь, то нужен и врач. Нередко священника называют духовным врачом. Как при наших телесных болезнях мы обращаемся к врачу и не стыдимся показать ему свои телесные язвы, то тем более мы не должны стыдиться духовника на Исповеди. Нужно помнить о том, что мы приносим покаяние Богу, желая примирится с Богом и примириться с людьми. Как  наше тело нуждается во врачебной помощи, так и душа нуждается в очищении от греха, который тяготит и смущает душу.

В процессе покаяния важно не только, чтобы человек осознал себя грешником, но и впоследствии исправился, изменил свой внутренний мир и образ жизни, сверяя его с Евангельскими Заповедями. Важно понимать, что кающийся человек предстоит перед Самим Господом, и то, насколько он искренне раскаялся, серьезно осознал свои помыслы, ошибки, свои дела, настолько он в будущем с Божией помощью способен будет изменить всю свою жизнь, ведь в таинстве Исповеди не только прощаются грехи, но и дается Божия благодать и сила не грешить вновь.

В покаянном 50 псалме «Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей…», который ежедневно читается в утренних молитвах, человек, обращаясь к Господу с просьбой о помиловании, прежде всего уповает на Божию милость, на Его . Очень важна вера в то, что Господь любит каждого человека и желает его спасения. Ведь недаром считается, что мера благодати в человеке соответствует мере смирения перед Господом. А смирение всегда начинается с покаяния.

Читайте также:  Таинство Елеосвящения

Для православного человека исповедь должна быть не реже, чем раз в месяц, а желательно и чаще. Очень важно, чтобы Исповедь не превращалась для человека в формальность, чтобы человек не исповедовался только для того, чтобы его допустили к Причастию. Исповедь и Причастие это два разных самостоятельных /см. Таинство Причащения. Евхаристия/. Исповедь – это отдельное таинство, когда мы приходим к Богу и перед лицом священника раскрываем свои грехи.

Также важно понимать, что покаяние есть добровольная внутренняя сознательная работа каждого христианина. Если человек правильно развивается в духовном отношении, если он движется по пути святости и духовного совершенствования, то в результате грехов у него должно становиться меньше, а осознание собственной греховности должно быть более острым.

Как проходит Исповедь

Перед Исповедью важно не  только заняться вспоминанием собственных грехов, а желательно перечитать Евангельскую Нагорную проповедь Иисуса Христа, перечитать Божии Заповеди и таким образом вспомнить свои грехи.

Необходимо обязательно почитать молитвы и покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу. Человек не всегда знает о том, что ему нужно, а в Утренних и Вечерних молитвенных правилах собрано то, что нужно для человеческой души.

Исповедующийся подходит к аналою (высокой подставке с покатым верхом, на которой лежит Святое Евангелие и , как знак присутствия Христа), кладет два пальца (средний и указательный) на и начинает свою исповедь со слов: «Каюсь Господи…», затем говорит о своих исповедуемых грехах.

Называя свои грехи на исповеди, не нужно искать им оправдания. Не обязательно рассказывать все детали и подробности проступка, важно чтобы у человека было искреннее раскаяние в соделанном проступке и сокрушенное сердце. Не нужно на Исповеди рассказывать о чужих грехах, кого-то осуждать. Иногда человек не знает с чего начать, в таком случае, надо говорить о том, что у вас на душе наболело, что бы вы хотели в себе изменить, исправить, но самим без Божией помощи сделать это очень трудно.

Читайте также:  Огненный пророк Илия

Исповедь – это не беседа со священником, а покаянная . Поэтому не нужно решать на Исповеди свои духовные и жизненные проблемы, для этого нужно выбрать отдельное время, чтобы подойти к священнику и посоветоваться.

Если человек не назвал какой-то грех (постеснялся или сознательно его утаил), то это останется «сугубым (утаенным и нераскаянным) грехом», который еще больше будет тяготить душу. Бывают случаи, когда человек уже после исповеди вспоминает какой-то забытый грех. В таком случае он может покаяться в нем на ближайшей Исповеди.

По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву, в которой священник, данной ему властью (Мф. 18.18), отпускает кающемуся исповеданные грехи. В некоторых случаях священник назначает кающемуся епитимию («запрещение») — своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока.

Затем кающийся целует Евангелие и крест.

Памятка о покаянии св. прав. Иоанна Кронштадтского

«…Трудность и болезненную жгучесть операции вынесешь, зато здрав будешь. Это значит, что надо на исповеди без утайки все свои срамные дела духовнику открыть, хотя и больно, и стыдно, позорно, унизительно. В противном случае рана остается неизлеченною и будет болеть и ныть, и подтачивать душевное здравие, закваскою останется для других душевных немощей или греховных привычек и страстей. Священник – врач духовный, покажи ему раны не стыдясь, искренно, откровенно, с сыновней доверчивостью: ведь духовник – твой отец духовный, который должен любить тебя больше твоих родных отца и матери, ибо Христова любовь выше плотской, естественной любви; за тебя он должен дать ответ Богу. Отчего жизнь наша стала так нечиста, исполнена страстей и греховных навыков? Оттого что весьма многие скрывают свои душевные раны или язвы, оттого они и болят и раздражаются и нельзя к ним приложить никакого врачевства.»

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Таинство Елеосвящения

Таинство Елеосвящения

Цель Елеосвящения — исцеление и прощение грехов, но в глубине его лежит Христова молитва об исполнении воли Божьей. Через это Таинство страдания больного освящаются и соединяются со страданиями Христа. Освящение телесных ран даёт больному духовную силу, чтобы немощи его были не в смерть, но в вечное спасение. Это Таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они «многих больных мазали маслом и исцеляли»