Главная / Библиотека / Статьи / Праздники / Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна — из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.

Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы

Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно молили Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Святой Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некоего Рувима жесткий укор: «Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!» От великого горя Праведный Иоаким удалился в пустыню для Поста и молитвы.

Узнав об этом, Праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: «Твоя услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария».

Услышав эти радостные слова, Праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!»

Тот же Ангел Господень явился и Праведному Иоакиму, сказав ему: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у золотых ворот ты встретишь свою жену».

Святой Иоаким тотчас же отравился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.

Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения Праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы

По прошествии года Святой Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.

Зачатие святой Анной празднуется Церковью 22-го декабря, называя это зачатие преславным и святым. Однако не признает это зачатие бессеменным и непорочным, как учит католическая церковь, которая в 19 веке провозгласила догмат «Непорочного зачатия.» Среди католиков высказывались возражения против такого учения, почему на Триденском соборе оно считалось лишь мнением. Но в 1854 году папа Пий 9-ый возвел мнение о непорочном зачатии Девы Марии в степень догмата, не имея на то никаких данных ни в Священном Писании, ни в учении Отцов Церкви.

Читайте также:  Праздничное богослужение Крестовоздвижению в Свято-Троицком храме

Православная же Церковь лишь рождение Господа нашего Иисуса Христа признает непорочным, ибо Он был рожден чудесным образом — от Духа Свята и Марии Девы. Дева же Мария родилась естественным путем и, хотя лично была безгрешной, все же имела природу, поврежденную прародительским грехом, и потому Сама нуждалась в искуплении. По словам Святителя Амвросия, «из всех рожденных женами только один Свят совершенно: Господь наш Иисус Христос, Который по особенному, новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения.»

Предание свидетельствует, что Богоматери необходимо было приготовление в храме с 3-х летнего возраста. Первородный грех не мог в Ней развиваться. Воспитание при храме и молитва очищали в Ней всю душу. Окончательное же было в день Благовещения. Но как мог быть очищен первородный грех, когда еще не совершилось искупление? Эта тайна благословенного Семени Жены, от века уготованного. Благодать Св. Духа могла поставить в минуту зачатия Сына Божия все существо Богоматери на такую высоту смирения и благоговения, что в зачатии не участвовало ничто человечески поврежденное.»

Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Божией Матери для нас — особенно радостный день, потому что в нем исполнился целый ряд важнейших ветхозаветных пророчеств и прообразов. Именно Ее Бог избрал стать Той Девой, Которая, согласно предсказанию Исаии, должна была бессеменно зачать от Духа Святого и родить Сына-Еммануила, имеющего спасти род человеческий от тяготевшего на нем проклятия и смерти. Это Она стала той таинственной «лестницей», соединившей Небо с землей, которую видел во сне патриарх (Быт. 28:12). Она же стала и той «дверью заключенной», которой, согласно видению пророка Иезекииля (Иез. 44:2), прошел Господь Бог Израилев, чтобы посетить и сотворить избавление людям Своим. Она же и созидание дома Премудрости Божией (Прит. 9:1), просвещающая всякого человека, грядущего в мир (Иоан. 1:9), и рассеивающая тьму неверия и заблуждений.

Словом, для нас Рождество Пресвятой Девы Марии есть начало исполнения всех божественных обетований, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий, — явление миру Той от веков и родов сокровенной тайны, которая предуготована от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого.

Вот почему настоящий Праздник, как учит Святой , есть «начало праздников и служит дверью к благодати и истине.» Святой Иоанна Дамаскин сказал: «день рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Ею обновился весь род человеческий, и печаль праматери Евы переменилась в радость.»

Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы

Тропарь Рождества Богородицы глас 4

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак Рождества Пресвятой Богородицы глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Eва от тли смертныя свободистася Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу, и питательницу жизни нашея.

Стихиры на Господи воззвах

глас 6, самогласны

Сергиа патриарха:

Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог, Престол свят на земли Себе предуготова: утвердивый мудростию Небеса, Небо одушевленное человеколюбием содела: от неплоднаго бо корене, Сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, Иже чудес Бог, и ненадеющихся Надежда, Господи, слава Тебе.

Сей день Господень, радуйтеся, людие: се бо Света чертог, и Книга Слова Животнаго, из утробы произыде. И иже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя Великаго, Едина и Единаго вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших.

Читайте также:  Третье обретение главы Иоанна Предтечи

Аще и Божественным хотением, светлыя неплодны жены прозябоша, но всех Мариа рожденных боголепно превозсия: яко от неплодныя преславно рождшися Матере, породи плотию всех Бога, паче естества от безсеменныя утробы: Едина Дверь, Единороднаго Сына Божия, Юже прошед заключенну сохрани, и вся мудре устроив, яко весть Сам, всем человеком спасение содела.

Стефана Святоградца:

Днесь неплодная врата отверзаются, и Дверь девическая Божественная предгрядет. Днесь Плод раждати благодать начинает, являющи мiру Божию Матерь, Еюже земная с небесными совокупляются, во спасение душ наших.

Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы, естества нашего разрешается неплодство: неплоды бо мати показуется, Девствующия и по Рождестве Зиждителеве, из Неяже чуждее присвояет иже естеством Бог, и заблуждшым плотию спасение содевает, Христос Человеколюбец, и Избавитель душ наших.

Днесь неплодная Анна раждает Богоотроковицу, от всех родов произбранную в Жилище всех Царя, и Зиждителя Христа Бога, во исполнение Божественнаго смотрения: Имже наздахомся земнороднии, и обновихомся, от тли к жизни неконечней.

Стих: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог, Престол свят на земли Себе предуготова: утвердивый мудростию Небеса, Небо одушевленное человеколюбием содела: от неплоднаго бо корене, Сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, Иже чудес Бог, и ненадеющихся Надежда, Господи, слава Тебе.

Стихиры на литии

Глас 1, самогласны

[Стефана Святоградца:] Начало нашего спасения людие, днесь бысть: се бо пронареченная от родов древних, Мати и Дева, и приятелище Божие, от неплодове родитися происходит, цвет от Иессеа, и от корене eго жезл прозябе. Да радуется Адам праoтец, и Eва да веселится радостию: се бо созданная от ребра Адамова, Дщерь и Внуку блажит явственне. Родися бо мне, рече, избавление, eгоже ради от уз адовых свобождуся. Да радуется бия в гусли, и да благословит Бога: се бо Дева происходит от утробы неплодныя, ко спасению душ наших.

Глас 2

Приидите любодевственнии вси, и чистоты рачителие, приидите, подымите любовию девства похвалу, от камене твердаго текущий источник жизни, и от безчадствующия купину невещественнаго oгня, очищающаго и просвещающаго души наша.

Глас тойже.

[Анатолиа патриарха:] Что шум празднующих бывает? Иоаким и Анна торжествуют тайно, радуйтеся с нами, глаголюще, Адаме и Eво днесь: яко имже древле преступлением затвориша рай, плод благославен нам дадеся, Богоoтроковица Мариа, отверзающи eго всем вход.

Пронареченная всех Царица, Божие oбителище, от неплодныя днесь утробы пройде, Анны славныя, присносущнаго существа божественное пребывалище: Eюже безстудный ад попрася, и всеродная Eва в твердую жизнь вводится. Той достойно возопиим: блаженна Ты в женах, и Плод чрева Твоего благословен.

Слава и ныне:

Глас 8.

[Сергиа патриарха:] В благознаменитый день праздника нашего, вострубим духовною цевницею: яже бо от семене Давидова днесь раждается Мати Живота, тьму разрешающи, Адамово обновление, и Eвино воззвание, и нетления источник, тли пременение: Eяже ради мы обожихомся, и от смерти избавлени быхом, и возопиим Той с Гавриилом вернии: радуйся Благодатная, Господь с Тобою, Тебе ради даруя нам велию милость.

Стихиры на стиховне

глас 4, самогласны

[Германа патриарха:] Всемирная радость от праведных возсия нам, от Иоакима и Анны всепетая Дева, яже премногия ради чистоты храм Божий одушевленный бывает: и eдина воистинну познавается. Тоя молитвами Христе Боже, мир миру низпосли, и душам нашим велию милость.

Читайте также:  Радиожурнал – Троицкий Благовестник. Крестовоздвижение

Стих: Слыши Дщи и виждь, и приклони ухо Твое.

Ангеловым проречением, плод пречист от Иоакима и Анны праведников днесь произыде Дева, небо и престол Божий, и приятелище чистоты, радость провозвещающи всему миру, живота нашего Ходатаица, клятвы отъятие, благословения подание. Тем в рождестве Твоем, Дево Богозванная, миру мир испроси, и душам нашим велию милость.

Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии.

Неплоды безчадная Анна, днесь руками да восплещет светло: да светлоносят зeмная, царие да играют, святителие во благословениих да веселятся, да празднует весь мир. Се бо Царица, и непорочная Невеста Oтча, от корене Иессеева прозябе. Ктому жены в печалех не родят чад: радость бо процвете, и живот всем человеком в мире жительствует. И ктому дары Иоакимовы не возвращаются: рыдание бо Анны в радость преложися, срадуйтеся мне, глаголющи, весь избранный Израиль: се бо даде ми Господь одушевленную палату Божественныя славы Eго, во oбщее веселие и радость, и спасение душ наших.

Слава и ныне:

глас 8

[Сергиа патриарха:] Приидите вси вернии, к Деве тецем: се бо раждается Яже прежде чрева предвиденная Бога нашего Мати, девства сосуд, Ааронов прозябший жезл от корене Иессеева, пророческое проповедание, и праведных Иоакима и Анны прозябение. Раждается убо, и мир с Нею обновляется: раждается, и Церковь во свое благолепие украшается, храм святый Божества приятелище, девственный сосуд, царский чертог, в немже преславное неизреченнаго соединения, сошедшихся во Христе eстеств, совершенное содеяся . Eмуже покланяющеся, воспеваем Девы всенепорочныя рождество.

Стихира по 50-м псалме

глас 6

Сей день Господень, радуйтеся людие: се бо света чертог и книга слова животнаго из утробы произыде, и яже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя Великаго, Eдина и Eдинаго вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших.

Стихиры на хвалитех

глас 1. Подобен: О дивнаго чудесе!

О дивнаго чудесе! Источник жизни от неплодныя раждается, и благодать плодородити светло начинается. Веселися Иоакиме, Богородицы быв родитель: несть ин якоже ты, земнородных родитель, Богоприятне: Боговместимая бо Oтроковица, Божие селение, пресвятая гора, тобою нам даровася.

О дивнаго чудесе! Источник жизни от неплодныя раждается, и благодать плодородити светло начинается. Веселися Иоакиме, Богородицы быв родитель: несть ин якоже ты, земнородных родитель, Богоприятне: Боговместимая бо Oтроковица, Божие селение, пресвятая гора, тобою нам даровася.

О дивнаго чудесе! От неплодове плод возсия мановением всех Содетеля, и Вседержителя: доблественно мирское благих разреши неплодство. Матeри, с материю Богородичною ликуйте, зовуще: обрадованная радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру Тобою велию милость.

Столп целомудрия одушевлен, и светлое приятелище, блистающееся благодатию, Анна благославная явльшися, породи забрало воистинну девства, Божественное процветение: Яже всем девствeнным, и девства желающим дарование, девства доброту яве подающую, и дарующую всем верным велию милость.

Слава и ныне:

глас 6. Самогласен:

Сей день Господень, радуйтеся людие: се бо света чертог и книга слова животнаго из утробы произыде, и яже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя Великаго, eдина и eдинаго вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших.

Задостойник

Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Праздник Рождества Богородицы в Свято-Троицком храме

Праздник Рождества Богородицы в Свято-Троицком храме

21 сентября в день Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Высокопреосвященнейший Иларион митрополит Донецкий и Мариупольский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме г. Мариуполя.