Главная / Наш храм / Празднование Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Празднование Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

27-28 августа в Свято-Троицком храме г. Мариуполя состоялись праздничные богослужения посвященные Успению Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Успение – один из главных Богородичных праздников православной церкви. История этого праздника берет свое начало во второй половине первого тысячелетия Христианской эры.

В первые века христианства имя Богородицы оставалось неизвестным для человечества. Это время было испытанием для церкви, временем смертей и гонений ее проповедников.

После времени, для которого действенным в обращении ко Христу не было сильнейшего доказательства чем смерть за веру, наступил период, когда ценность приобрели педагогика и философия религии. Наступила необходимость другого доказательства богочеловечества Иисуса Христа, «как Сына Божьего, родившегося человеком, но не переставшего быть Богом».

Вот здесь и появляется имя Пресвятой Девы Марии, материнство которой как нельзя фундаментальнее утверждает человечество Господа Иисуса. Почитание Пресвятой Девы, как матери Богочеловека помогает христианам понять и прочувствовать веру в Господа еще сильнее.

Празднование Успения Богородицы посвящено следующим событиям:

После погребения своего сына, Дева Мария жила молитвами. В час моления на месте распятия Христа перед Богородицей предстал архангел Гавриил и сообщил о близости ее кончины. Перед смертью Богородице хотелось, чтобы к дому ее пришли святые апостолы. И вскоре, Святой Дух удивительным образом собрал всех их вместе. с апостолами в молении ожидали пришествия Христова. Вдруг, окутанный лучами небесного света, в окружении ангелов, сошел на землю . Будто во сне почила Дева Мария, отдав свою душу Сыну своему и Богу.

Скорбя о скорой разлуке, апостолы простились с Богородицей и приступили к погребению ее тела. В момент погребального шествия у Елеонской горы разносилось ангельское пение, и каждый болящий получал исцеление.

По третьему дню после погребения тела Пресвятой Богородицы, дабы опоздавший апостол Фома смог проститься с Божьей Матерью, гробницу открыли и обнаружили в ней, лишь погребальные пелены, благоухающие чудесным ароматом. В тот же день, пред апостолами явилась Матерь Божия в светлом Божественном сиянии.

Читайте также:  Компас Воскресения

О значении праздника Успения Пресвятой Богородицы рассказала преподаватель Воскресной школы Свято-Троицкого храма, Валерия Валериевна Бабкина:

Богородичные праздники это всегда особые праздники. Именно она мать для всех. Многие боятся смерти, а в этом празднике мы узнаем, что смерть – это сон, успение. И мы должны стремиться именно к такому переходу от земной жизни к небесной. Мы не знаем, что конкретно нас ждет впереди, но мы знаем, что там ожидало Пресвятую Богородицу и всех святых. Своей жизнью мы должны подражать им, и тогда, возможно нас так же ожидает успение.

Так же Валерия Валериевна отметила: «И в жизни Богородица помогала всем, и по успении помогает. Первое чудо Иисус Христос сотворил именно по просьбе Своей Матери, и сейчас ей тоже не отказывает. Она как всепомогающая Мать, всегда нам поможет – в самом глубоком падении, исцелит от всякого греха».

Успение Божией Матери, подобно Воскресению Господнему, представляет собой попрание смерти и восхождение к новой, совершенной жизни.

Особенным праздник Успения считается еще и потому, что приготовление к нему сопровождается двухнедельным постом, получившим название – пост Пресвятой Богородицы или Успенский пост. Соблюдается пост именно к этому празднику в Подражание Святой Девы Марии, многое время в жизни, особенно накануне своего Успения, проводившей в посте и молитве.

В канун завершения Успенского поста православные мариупольцы собрались во храме Божьем на всенощное бдение ко Успению Пресвятой Девы Марии.

Молитвы вечерни настоящего праздника содержат три паремии: первая изображает лествицу по которой Иисус Христос сошел на землю, вторая – возвещает о таинственных вратах храма, навсегда затворенных, символизируя непорочность Девы Марии. Третья же паремия изображает премудрость создавшую Себе дом и трапезу, где образ премудрости – олицетворяет Христос, а дом Его – Пресвятая Дева, «вместившая в себе невместимаго».

Читайте также:  Праздничный молебен в Свято-Троицком храме

На субботнем богослужении состоялась всеобщая исповедь, на которой у каждого, даже самого маловерного и непокорного человека, была возможность заглянуть в свое сердце и исповедаться перед собой и Богом в содеянных грехах.

На утрене еще больше слышалось хвалебных песен превознесенной Богоматери. Во время же полиелея, пря ярком освещении оглашается торжественное «Величание» Матери Христа Бога нашего. После чего же еще ублажают пресвятую деву чтением двух канонов.

В центре же храма на иконостасе благоговейно возвышается икона Успения Пресвятой Девы Марии. Первая же икона Успения датирована Х веком от рождества Христова и была выполнена на пластине из слоновой кости для оклада Евангелия Византийского императора Оттона ІІІ. Особенна эта икона еще и тем, что на ней изображены не только смерть Пресвятой Девы Марии, но и образ Божественной литургии, правящим архиереем на которой явился сам Христос.

Традиционные же иконографические композиции сформировались уже в ХV веке и выглядели таким образом: в центре полотна – почившая Богородица. Плащаница ее расположена на престоле, подобно царскому престолу храма. На облаках слетаются апостолы на Успение. У небожителей на головах нимбы, отличающие их от остальных. С обеих сторон одра с нимбами расположены ангелы и на облаках. Так же по краям ложа Богородицы расположены и апостолы. Нимбов у апостолов еще нет, потому как не завершили они на тот момент своего земного служения. Центральной фигурой иконы является Иисус Христос. Изображен он в божественной славе – мандорле. В руках господь держит маленькую фигурку – душу Богородицы, запеленатую, подобно младенцу, что говорит о новой, ожидающей ее впереди, жизни.

Гимнография праздника Успения представлена смысловым и тематическим разнообразием песнопений. На вечерне поется восемь стихир на «Господи воззвах», исполняемых с определенными повторами.

Паремии Успения схожи с Рождественскими, что подчеркивает их образную связь. Немаловажное место в службе занимают стихиры на литии, отличающиеся особой возвышенностью содержания. Стихиры на стиховне недалеки от предыдущих по торжеству слога. Радует слух прихожан и чтение канонов, наполненное емкими и живописными образами о Пресвятой Матери жизни – Богородице.

Читайте также:  Суббота Акафиста.

На следующий день торжественное в честь Успения Богородицы было продолжено божественной литургией, увенчавшейся причастием святых божественных и животворящих таинств.

По окончанию службы настоятель храма, протоиерей Гавриил Агабеков поздравил прихожан со светлым празднованием торжества вечной жизни – Успения Пресвятой Богородицы и благословил на всякое благо дело и правоверное .

Празднование Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Празднование Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

После божественной литургии прихожане храма поделились своими переживаниями в праздновании Успения Пресвятой Богородицы:

· Какие у меня переживания – сижу и читаю Богородице Пресвятой акафист на успение. Весь пост надо читать, каждый день акафист и Матерь Божия все управит. И я читаю и радуюсь! Великий праздник, великое преставление Матери Божией, Царицы Небесной. Она за нас и там молится. Очистила своими стопами землю нашу и воздух освятила восхождением своим на небеса! Как не радоваться, радуемся!

· Почитаю Пресвятую Богородицу. Готовился с достоинством встретить праздник.

· Чувства и огорчения и в то же время радости, что Богородица вознеслась. Ждем от нее только помощи, помощи и помощи, молитв Богу за нас, за грешных.

· Каждый христианин должен о чем-то своем задуматься в этот день и помолиться. Помолиться, в том числе заступнице Матери Божией. Прихожанам желаю житейской мудрости и упования на Бога.

· Чувство благодарности за то, что Царица Небесная родила нам Спасителя нашего Иисуса Христа.

· Печали и одновременно радости. Печали о том, что прошло сколько уже тысяч лет, а человечество, к сожалению, меняется в лучшую сторону очень медленно. И радости того, что мы надеемся на лучшее, мы надеемся на Бога, все во власти Бога и с нами ничего не случиться! Мы еще будем жить долго и долго, пока не поднимемся до уровня Бога!

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Праздник Рождества Богородицы в Свято-Троицком храме

Праздник Рождества Богородицы в Свято-Троицком храме

21 сентября в день Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Высокопреосвященнейший Иларион митрополит Донецкий и Мариупольский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме г. Мариуполя.