Главная / Библиотека / Статьи / 28 (15) июля Святая Церковь воспоминает великого князя Владимира, во святом Крещении Василия

28 (15) июля Святая Церковь воспоминает великого князя Владимира, во святом Крещении Василия

ИЗ ИСТОРИИ…
Сопровождаемый супругою царевною и сонмом святителей греческих, с великим торжеством оставил Владимир — князь Русский покоренный им город Корсунь, где был крещен, где обрел спасение себе и народу, и, проникнутый великим званием своим, поспешил на апостольский подвиг в , где первым его действием было сокрушения кумиров, им самим некогда сооруженных. Все велел он ниспровергнуть, иные рассечь на части, другие жечь огнем. Идола Волоса, называемого скотьим богом, бросили в реку Почайну. Перуна же громовержца, как более уважаемого из всех кумиров, велел привязать к конскому хвосту и влечь его с горы по Боричеву свозу на реку, приставив к нему двенадцать воинов, которые били его палицами, не потому, что бездушное дерево могло что-либо чувствовать, а для поругания демона, который под видом идола прельщает человеков.

Святой равноапостольный великий князь Владимир, во святом Крещении Василий
Святой равноапостольный великий князь Владимир, во святом Крещении Василий

Когда таким образом очистил Владимир столицу от скверных идолов, приступил он к общему Крещению народа, который уже был довольно времени приготовляем к сему священному делу предварительным испытанием князя своего о вере, посольством избранных мужей из его дружины для познания веры истинной и походом Владимира на Корсунь для приобретения сей веры. Низвержение кумиров было окончательным знамением его воли, которой не смел ослушаться народ, привыкший уважать своего князя. Чтобы еще более возбудить ревность к христианству, Владимир окрестил прежде пред лицом всех двенадцать сыновей своих на Почайне, и граждане киевские могли видеть во всем благолепии церковном то священное Таинство, которое их ожидало. Тогда послал князь глашатаев своих по всему городу с таким словом: «Если кто не обрящется на реке в назначенный день, богатый или убогий, раб или свободный, тот будет мне противник», — и по чудному промыслу Божию, повелительное, но вместе и спасительное слово сие не только не нашло себе пререкания в людях, неверных до того времени Богу, верных, однако, своему князю, но даже было принято с любовью. Все с радостью устремились в заветный день на реку, говоря один другому: «Если бы не добро сие было, не принял бы сего князь наш и бояре». С такою младенческою простотою стекались они к спасительному Крещению, и поистине сбылось над ними евангельское слово: «Аще не будете яко дети, не можете внити в Царствие Божие» (Мф. 18,3).

Торжественное и умилительное зрелище открылось: равноапостольный князь с новопросвещенным сонмом своих двенадцати сыновей и со всею дружиною стоял на берегу Днепра, при рассвете, ожидая, когда взойдет денница, и с ней воссияет свет Христов на землю Русскую. Перед ним у самых вод освященной реки стояли святители и все пресвитеры, сколько их было, в священных облачениях, со свечами и кадилами, в облаке фимиама, как лик небесных Ангелов, спустившийся на землю, и заветными их молитвами освящались скромные струи Почайны и широкого Днепра. Они обращались в спасительные воды Иордана для обновления всего народа киевско- го, который толпами стремился в реку по гласу своего владыки, без различия возраста и пола. Одни погружались по самую шею, другие только по грудь, смотря по глубине вод, более юные ближе к берегу, взрослые держали детей на руках, чтобы и они сподобились святого Крещения, и над всеми сими, жаждущими спасения, пресвитеры читали совершительные молитвы Крещения. Поистине радость была на небе и на земле о стольких душах спасаемых; плакал только один демон, изгоняемый от места, где думал навсегда утвердить жилище свое вдали от учения апостольского и крови мученической. Равноапостольный князь на соседнем холме, подняв небу взоры и руки, в радостном восторге, что сам он и люди его познали Бога истинного, так помолился: «Боже, сотворивший небо и землю, призри на новых людей сих и даруй им, Господи, уведать Тебя, истинного Бога, как уведали страны христианские, утверди в них веру правую и невозвратную; мне же помоги, Господи, на сопротивного врага, да надеяся на Тебя и Твою державу, побежду его козни».

Читайте также:  Рождество Иоанна Предтечи

Как только окрещены были жители Киева, озаботился благочестивый князь, чтобы и вся подвластная ему земля Русская просветилась святым Крещением. Повсюду велел он сокрушать капища и низвергать кумиров и ставить церкви, наскоро срубленные, и разослал пресвитеров для Крещения народа. В Киеве, на бывшем холме Перуна, чтобы истребить память сего языческого бога, поставил церковь во имя Ангела своего, святого Василия, подобно как и в Корсуни на осадном холме. Но для того чтобы просвещение духовное еще более утвердилось в народе с юного возраста и как бы всосалось с млеком младенцев, ревностный Владимир повелел повсюду устраивать училища для малых детей, которые через грамоту научались бы Слову Божию. Не только в Киеве и в других городах, но и нарочитых селах, где только сооружены были церкви и были пресвитеры, устраивались такие училища. И что же? — ослепленные неверием, коснея в невежестве, родители плакали о детях своих, для спасительного учения как будто отдаваемых в жертву, хотя и не смели противиться воле князя. Мудрая эта мера свидетельствовала, как глубоко был проникнут Владимир истиною христианства и как искренно желал он просвещения своего народа.

На следующий год после своего Крещения приступил Владимир к строению храма во имя Богоматери близ своего терема в Киеве на том месте, где пострадали мученики варяжские, и вызвал для сего опытных мастеров из Греции, ибо он хотел, чтобы храм сей по своему благолепию не уступал корсунским, и не щадил для украшения его сокровищ своих. Мощи и честные иконы, и вся утварь были принесены из Царьграда. Анастас-пресвитер заблаговременно назначен для служения при сей новой церкви, которая прозвалась Десятинною, потому что Владимир посвятил на содержание ее десятую часть княжеских доходов. Когда же через шесть лет довершен был соборный храм сей, который праздновал Матери Божией на другой день Рождества Христова, радостью исполнилось сердце нового Соломона, и в день торжественного освещения так помолился он Господу: «Господи, Боже! Призри с небеси и виждь, и посети виноград сей, и утверди новых людей сих, которых насадила десница Твоя, сердце коих Ты обратил к разумному познанию Тебя, истинного Бога. Призри на церковь Твою, созданную недостойным рабом Твоим, во имя родившей Тебя Матери Девы, и если кто помолится в церкви сей, услыши его молитву, ради молитвы Пречистой Богородицы! Я же клятвенно обещаю церкви сей десятую часть имения моего и всех моих городов, а если кто отымет сие, со мною станет на суд пред Господом». Светел был праздник, Владимир угостил святителей и бояр княжескою своею трапезой, и не были им забыты нищие.

Сокрушаемы были идолы, но не везде с одинаковым успехом: в Новгороде, куда ходил сам митрополит с пресвитерами, возник ропот народный, ибо не хотели расстаться язычники со своим кумиром. Однако благоразумный правитель, дядя Владимира Добрыня, помог святителю, и с помощью его низвержен был Перун в мимотекущий Волхов, подобно как в Киеве низвергли в Днепр. Также влекли его и поражали ударами, чтобы посрамить демона пред лицом веровавших в него людей. В Новгороде поставлен был один из епископов, пришедших из Корсуни, именем Иоаким, который озаботился о распространении христианства в обширной области Новгородской. Сам Владимир, как гласит местное предание, с другими епископами и пресвитерами обходил северные пределы Руси и заложил на берегу Клязьмы город во имя свое. Везде, где только мог, на пути сооружал церкви, ставил города, чтобы привлечь рассеянных под сень христианства. Таким образом, положил основание многим городам на Десне, Трубеже и Суле и населил их славянскими племенами, и в окрестностях Киева основал Белград, который более других был ему по сердцу. Но при внутреннем устроении государства мудрый князь часто был отвлекаем войнами с беспокойными соседями и набегами печенежскими. Иногда великой опасности подвергался и сам Владимир от пустынных варваров.

Читайте также:  Жизнь христианина подобна Великому посту

Свидетельствуя о милосердии и гостеприимстве великого Владимира, летописец повествует о чрезвычайной его кротости, ибо до такой степени смягчилось сердце его, что он даже щадил жизнь преступников и самих убийц наказывал только денежной пеней, не почитая себя вправе лишать кого-либо жизни. Умножались от того разбои в земле Русской, так что наконец епископы должны были прийти к Владимиру и спросить его: «Для чего не казнишь злодеев?» Смиренно отвечал Вла- димир: «Боюсь греха», но они сказали князю: «Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милование. Ты должен казнить разбойников, но испытав прежде вину их», — и князь повиновался совету святительскому. Епископы и старшины градские побудили также Владимира в старческие годы его не полагаться на мир с окрестными властителями — польским и венгерским, но всегда иметь готовую рать, ибо только с оружием и с конями можно быть уверенным в мире.
Давно уже скончался первый митрополит святой Михаил, и место его заступил другой греческий Леонтий, присланный от Патриарха Николая Хрисоверха в 991 г. Столь же ревностно содействовал он благочестивому князю в христианском просвещении страны его и рукоположил епископов в созданные им города: Неофита в Ростов, Стефана во Владимир Волынский, в Белгород же Никиту. Озаботился Владимир и о просвещении волжских болгар, которые хотели некогда обольстить его своею верою, и, одолев их оружием, послал к ним мудрого философа греческого для проповеди Слова Божиего. Крестились некоторые из их князей, но другие оставались во тьме. Крестился также один из князей печенежских именем Кучук, водворившийся в Киеве. Столь велика была ревность святого Владимира!

Во дни его при блаженном Леонтии обретены были нетленными мощи святой княгини Ольги, когда хотел он перенести их из Церкви святого Николая, стоявшей на Аскольдовой могиле, в созданный им храм Богоматери. И с великим торжеством совершилось сие перенесение. Повествует черноризец , что в новой гробнице блаженной княгини устроено было сверху оконце, сквозь которое можно было видеть нетление честного ее тела, если только кто с верою приходил к сему оконцу, которое не отворялось для неверующих. И третий митрополит Иоанн прислан был из Царьграда, после кончины Леонтия, около 1003 года. Он освятил каменную церковь верховных апостолов, которую построил князь в любимом селе Берестове, где и окончил дни. Уже это были последние дни святого Владимира. В полном блеске своего могущества восседал он на престоле древнего Киева, окруженный многочисленными сынами и храбрыми витязями, которых имена и богатырские подвиги долго славились в песнях народных и после преставления Великого князя. Так некогда и царь имел около себя 37 сильных мужей, из коих каждый мог выйти против ста врагов. Славились между витязями Владимира Илья Муромец и Ян Усмошвец, поразивший печенега, и Александр Попович, победивший половцев. Послы иноземные стекались ко двору Владимира, и там находили себе убежище князья, лишенные своих пределов, как Олав Норвежский, ставший королем. Век Владимира почитался Золотым веком первенствующей Руси, и тридцатитрехлетнее его княжение оставило по себе глубокие следы на все будущие столетия. Но Владимир, увлеченный любовью к сыновьям, имел неосторожность разделить между ними, еще при жизни, обширную свою область, и это было началом уделов, от которых возникли междоусобия после его кончины.

Читайте также:  «Знамение»: новгородская святыня

Царевна греческая Анна уже скончалась за несколько лет до своего супруга. Сам Владимир, в старости маститый, предчувствуя приближение кончины, любил уединяться посреди дремучих лесов в загородном селе своем Берестове. Ослушание старшего сына без сомнения ускорило его кончину. Но, отпуская в поход любимого сына своего Бориса, с которым не хотел разлучаться, еще не ожидал старец, что уже прощается с ним навеки. Вскоре после отшествия постигла Владимира тяжкая болезнь, и, умирая, помолился он Господу, в умилении сокрушенного сердца: «Господи, Боже мой! Не знал я Тебя, но Ты меня помиловал и святым Крещением просветил и дал мне познать Себя, Творца всяческих, Отца нашего Иисуса Христа. Слава Тебе, Владыко, с Сыном и Святым Духом! Не помяни моей злобы, ибо если не ведал я Тебя в язычестве, то ныне ведаю. Помилуй мя, Господи, если хочешь мучить за грехи мои, казни меня Сам, но не предавай меня в руки диаволов». С такою молитвою предал он душу в руки Ангелов Божиих и с миром преставился, чтобы получить венец нетления от руки Господней, ибо добрыми своими делами и милостынею сокрыл себе сокровище на небесах, где уже давно было его сердце, и, ревнуя житию святых мужей, подражал страннолюбию Авраамову, кротости Моисеевой, незлобию Давидову и правоверию царя христианского Константина.

Святой равноапостольный великий князь Владимир, во святом Крещении Василий
Святой равноапостольный великий князь Владимир, во святом Крещении Василий

Двадцать восемь лет княжил он в земле Русской после своего Крещения, утверждая землю свою верою Христовой, и тридцать три года восседал на престоле Киевском. Преставился же 15 июля 1015 г. ночью в селе Берестове. Горестна была ночь сия для всей земли Русской. Ужас объял его присных, которые боялись властолюбия Святополка. Один он только из сыновей Владимира был тогда в Киеве, прочие все по уделам. Бояре хотели утаить кончину Великого князя, чтобы дать время возвратиться сыну его Борису. Ночью выломали пол в сенях его храмины Берестовской, завернули тело в ковер и, спустивши на веревках, отвезли тайно в соборный храм Богоматери. Но скоро печальная весть разгласилась по всему городу: бояре, дружина и народ толпами устремились в храм и горько плакали о заступнике земли Русской, сирые же и убогие о своем кормильце. В мраморную раку положено было тело святого князя, и посреди всенародного рыдания погребли его в созданной им церкви Десятинной подле благочестивой супруги, царевны греческой. «Память его свято сохраняют люди русские, — говорит писатель жития его, — поминая свое , и прославляют в молитвах Господа, даровавшего им такого князя, столько добра земле Русской, ибо, если бы не крестил он нас, доселе бы мы были в прелести диавольской и погибли бы, подобно предкам нашим. Но Господь спас нас рукою святого князя нашего и самого его сподобил Царствия Небесного, сопричислив к лику праведных с Авраамом и прочими Патриархами». Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 г., помощью и заступлением святого Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

К 1 сентября: церковные писатели об образовании и воспитании

1 сентября – начало учебного года. Как приучить ребенка учиться? Что делать, если твой воспитанник недостаточно усерден? Ради чего учиться? Как преодолеть конфликты между детьми и родителями? Об этом – наша подборка цитат из творений церковных писателей.