Главная / Новоначальным / Пояснения / Троицкая вселенская родительская суббота

Троицкая вселенская родительская суббота

Молись Господу об упокоении праотцев, отец и братий своих ежедневно утром и вечером, да живет в тебе память смертная, и да не угаснет в тебе надежда на будущую жизнь после смерти, да и смиряется ежедневно дух твой мыслию о скоропреходящем житии твоем.

Cвятой праведный Иоанн Кронштадтский

Ставят свечи большие и малые

За усопших родных и друзей,

И сияет весь храм свечным заревом

В сей субботний родительский день

В субботу 2 июня , в канун праздника Пятидесятницы, Святая совершает вселенское поминовение всех в вере почивших православных христиан, скончавшихся в надежде воскресения и жизни вечной. По древней традиции суббота эта также носит название Троицкой родительской субботы.

В День Пятидесятницы искупление мира было запечатлено освящающей и совершительной силой Животворящего Пресвятого Духа, благодатно и спасительно простирающейся на живущих и умерших. Поэтому и , как в мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Церкви Христовой в День Пятидесятницы, молится о всех усопших отцах и братиях. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Начало Троицкой родительской субботы восходит также к временам апостольским. Указание на это находим в словах святого апостола Петра, произнесенных им в День первой христианской Пятидесятницы, когда он говорит о Воскресшем Спасителе: “Его же Бог воскреси, разрешив болезни смертныя (расторгнув узы смерти)” (Деян. 2, 24), и в Постановлениях апостольских, где говорится, что , исполнившись Святого Духа в День Пятидесятницы, проповедовали иудеям и язычникам об Иисусе Христе, Сыне Божием, Судии живых и мертвых (книга 5-я, глава 19).

Читайте также:  Уроки о Божественной Литургии, проводимые в Свято-Троицком храме. Часть 20

Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком Богослужении. Но, кроме того, Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века умерших отцов и братьев по вере, удостоившихся христианской кончины, равно и тех, которые, застигнутые внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.

Но этот субботний день также именуется родительским днем потому что молясь о упокоении того или иного человека, прежде всего, мы вспоминаем наших родителей, потому что наши родители ближе всех к нам по плоти, они дали нам жизнь и воспитали нас, о них мы помним и о них мы молимся, вознося усердные молитвы ко Господу о том, чтобы Он был милостив к ним и даровал им Свое Небесное Нескончаемое Блаженное Царство.

Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером служат парастаc. «Парастаc», с греческого, «ходатайство» – во время этого богослужения ходатайствуют за своих усопших. Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

Чтобы правильно помянуть усопших, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку. За усопших, чьи имена написаны в записках, во время Божественной Литургии священником из просфоры вынимается частица и, с молитвой о прощении грехов, омывается в Крови Христовой. Очень хорошо подать посильную милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем. Можно пожертвовать на помин души какую-либо снедь, для этого в храмах существуют особые панихидные столики. В каждом храме есть канун — особый подсвечник в виде прямоугольного столика с Распятием, на который ставят свечи с молитвой об упокоении.

за усопших является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле – молиться за него. Церковь верует, что облегчает посмертную участь человека и что Господь принимает молитвы не только об умерших праведниках, но и о грешниках, находящихся в муках. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Эти молитвы облегчают и изменяют их посмертную участь, они соединяют наш видимый мир и тот невидимый, переход в который ожидает каждого из нас.

Читайте также:  Тихвинская икона Божией Матери

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Умерший не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни, тем более, в поминальном столе — все это лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но молитва за усопших — это долг всякого православного.

Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. После смерти эта возможность исчезает, но остается надежда на молитвы живых. Господь неоднократно совершал исцеления больных по вере их близких. Жития святых содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников, вплоть до их полного оправдания. Если же молитва совершается о человеке, уже помилованном Богом и находящемся в райских обителях, она все равно не останется напрасной, а обратится на благо молящемуся. Как говорил : «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага».

Когда мы поминаем людей, ушедших с грузом грехов, то своими молитвами приклоняем к ним милость Божию. А когда мы молимся о упокоении людей достойных, чем-то в своей жизни заслуживших милость Господа, то они, в благодарность за наши молитвы, просят у Господа и нам милости и участия в наших земных делах.

Молитвы за усопших помогают нам приобрести память смертную, чтобы помнить о своем последнем часе и удерживаться от греха. Будем же усердны в молитве, чтобы упокоились в мире со святыми, ушедшие в иной мир, далекие и близкие нам люди, да простит их ошибки и прегрешения Господь, и нас помилует и спасет за молитвы о них.

Читайте также:  Литургия Преждеосвященных Даров

Ходатайствуя за умерших, живые становятся исполнителями о любви. Молитвы о почивших нужны не только им, но и нам, потому что они настраивают душу на небесное, отвлекают ее от суеты, согревают сердце любовью к Богу, располагают к исполнению Христовой — готовиться к исходу на всякий час. И это дает нам силы уклоняться от зла и воздерживаться от грехов.

После богослужения православные христиане идут на кладбище. Из любви к усопшему нужно соблюдать в чистоте и порядке его могилу — место будущего воскресения. Надо особо следить, чтобы на могиле не покосился, всегда был окрашен и чист. Придя на кладбище, хорошо зажечь свечу и хотя бы кратко помолиться об умершем. Если есть возможность — попросить священника совершить на могиле Литию (краткую заупокойную службу). Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспоминая дорогого человека.

Есть и пить (особенно водку) на кладбище христианину не подобает. Не нужно оставлять на могиле еду, дабы могила не попиралась, например, собаками. Продукты лучше отдавать нищим.

Даже если ваши близкие умерли некрещеными, и Церковь их поминать не может, вы можете помолиться за них сами, дома, так же, как и за крещеных. Но лучше сделать это, придя в храм и на могилу в родительскую субботу.

Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в этот момент на небесах молятся о нас.

Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.

Их долги — твоя забота,

Благо, можно отдавать.

В день родительской субботы

Помяни отца и мать.

Помолись за панихидой

О любимых и иных.

Впрочем, что теперь обиды —

В мире вечном не до них.

Милость Божья не оставит,

Разумеющий поймет.

Кто-то и тебя помянет

В дни родительских суббот.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Димитриевская родительская суббота

Димитриевская родительская суббота

Церковный обычай молиться за умерших восходит к первым векам христианства. Тогда, в эпоху гонений, христиане, опасаясь злобы и ненависти язычников, только ночью могли провожать в последний путь своих сестёр и братьев по вере. В какой-нибудь дальней пещере или на кладбище, под покровом темноты, христиане возжигали свечи над останками святых мучеников и совершали заупокойное пение в течение всей ночи, а на заре предавали останки земле. С этих давних пор, молитвенное последование над почившими христианами называется панихидой.