Главная / Новоначальным / Таинства / Таинство Крещения

Таинство Крещения

«… и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящего жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлого и явленного дне Единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа… »

(из молитвы св. Василия Великого).

Последним предвозвестником явления Христа был святой Пророк и Креститель Господень Иоанн (дни памяти: 7.07, 20.01, 9.03, 7.06, 11.09, 6.10).

Его проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное»- (Мф.3,2). Над теми, кто принимал эту весть, Иоанн Креститель совершал в реке особое - , по которому он получил свое святое прозвище. Это покаянное омовение водой — для прощения грехов (Мк.1.4, Лк.3,3). Новозаветное толкование (Мф.11.10) связывает имя Иоанна Крестителя с ветхозаветными пророчествами: «вот, Я посылаю Ангела Моего и он приготовит путь предо Мною» (Мал.3,1) и «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис.11,3), то есть Человеческий путь Господа, стези Его жертвенной любви к человекам во их. Итак, на стыке времён Ветхо- и Новозаветных «приблизилось Царствие Небесное» настолько, что даже Бог вочеловечился, чтоб учить людей покаянию, безгрешной жизни и обожению человека.

Господь пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира».

— Странно, — думает иной, — зачем безгрешному Богочеловеку креститься?

Иисус-человек божественно смиренно принял Крещение иорданской водой от Иоанна Предтечи, подавая пример исполнения этого важного для людей , одновременно освящая Собой не только воду Иордана, но все земные источники воды. Поэтому в день Богоявления (19.01) воды освящаются, становятся оживляющими к новой жизни. Так начала формироваться паства Господня. На вопрос иудеев: «Что нам делать, мужи-братья?» апостол Петр разъяснял: «Покайтеся и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите Дар Святаго Духа». Уверовавшие в апостольскую проповедь крестились в числе 3000 человек в этот день. Так началось совершение Таинств, а день Крещения считается днём начала Христианской Церкви, как общества верующих, соединённых между собою верою, законом Божиим, Таинствами и священноначалием. История христианства знает множество явных и ярких примеров уверования во Христа, а потом крестившимися и становившимися новыми людьми, духовно перерождёнными, переставая жить лишь для себя, а, начиная жизнь для Христа и других людей, обретая полноту этой обновлённой жизни.

Читайте также:  Календарный вопрос, или все ли равно, когда праздновать Рождество?

Умирание для жизни плотской, греховной по образному выражению Самого Господа о законе духовной жизни подобно следующему Его примеру: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно, а, если умрёт, то принесёт много плода» (Ин.12,24).Философы называют это «законом отрицания отрицания в природе». В этом жизненном процессе умирания-рождения сообщается человеку спасительная сила Христовой смерти-воскресении: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Гал.3,27).

Божественная сила Спасителя ни в коем случае не может быть связана какими-нибудь чувственными условиями и Сам для очищения грехов человека вовсе не нуждается в том, чтобы верующий в Него человек непременно принял троекратное погружение в воду. Но, если это не нужно Спасителю, как Богу, в том по своей природе, естественно, нуждается человек, так как для него мысль и жизнь – не одно и то же.

Простое признание веры для человека не всегда составляет для него ведущее правило жизни. То есть для человека крещение удостоверяет его «обещание Богу доброй совести» (1 Пет.3,21). Со стороны же Спасителя оно дарует грешному человеку искупление его грехов и таким образом открывает ему действенный путь к достижению им своего вечного спасения. Данный в Таинстве Крещения «талант» — залог новой жизни преумножается путём личных усилий, иногда подвигом всей жизни.

Только с момента Крещения начинается подлинная духовная подвижническая жизнь не только отдельного человека, но и целых стран.

Духовное рождение нашего отечества связано с деянием в 988 году новой! эры (Христовой!) равноапостольного князя Владимира. После Крещения открывается вход в благодатное Царство, рождение от воды и Духа, как учил Спаситель в беседе с Никодимом (Ин.3,5-6). «Царствие Божие подобно тому, как, если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём, и как семя всходит и растёт – не знает он. Ибо земля сама собой производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк.4,27-28). Таким образом, если новая жизнь принята внутренне и человек желает пребывать в ней, прилагает к этому свои усилия, — действует в этом человеке таинственной силой Духа Святого «прорастание и возрастание ко плоду в человеке духовного зерна», хотя этот процесс может им совсем не ощущаться. То есть Таинство Крещения непрерывно продолжается после акта крещения в таком истинно Православном Христианине. Покаяние и вера – необходимые условия для принятия Таинства Крещения. Через веру приходит осознание, что только Христос, берущий на себя грехи кающихся, освободит его, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3,16).

Читайте также:  Таинства Православной Церкви

Основание Таинства Крещения установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28,19-20). «Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух…Должно вам родиться свыше» (Ин.3,5-7).

Чинопоследование Таинства Крещения (по-гречески: баптисмос)

1. «Оглашение», предварительное научение, без которого вера не будет сознательной для взрослых. Дети, крещаемые в бессознательном возрасте чрез восприемников и Церковь получают «научение» в процессе роста без первородного и родового греха.

2. После молитвенного освящения воды священником происходит троекратное погружение в воду (или окропление водой болящего).

3. Формула: при каждом погружении произносится: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Примечание: при экстренном крещении умирающего вне церкви и при отсутствии священника, и невозможности его доставить к крещаемому таинство может осуществить (с согласия не потерявшего сознания больного) любой рядом находящийся христианин, исполняя формулу. Если при этом отсутствует вода, можно использовать любую, так как слова формулы освящают её. Выжившему больному после такого спешного крещения следует обратиться к священнику для миропомазания и воцерковления.

Читайте также:  Таинство Елеосвящения.

4. При крещении малышей их «восприимцы» или «крестные родители» — естественно, христиане той же христианской конфессии – несут перед Господом духовную ответственность за христианское воспитание ребёнка. При этом для девочки полнее будет опека женщины, а для мальчика – мужчины.

5. Приняв Крещение, вы родились Христодуховно и ваша жизнь сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос (имеется в виду второе и последнее Его явление во время Страшного Суда), жизнь ваша тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол.3,3-4).

Вопрос: А, если человек примет таинство по внешним соображениям, не веруя внутренне и глубоко, таинство всё же совершится?

Ответ: Свершится, т.к. Церковь даёт всё, что содержится в Таинстве, но человек не приемлет, останется мертвым членом Церкви. Когда он уверует, благодать Крещения оживит его. Младенцы безгреховны и хотя они не обладают ещё личной верой, но у них для действенности веры воспитание должны осуществлять восприемники.

Вопрос: Часто для восприемников крещение лишь обряд, вокруг которого действуют лишь житейские мотивы…

Ответ: Возможно. И за это они дадут ответ Богу. Благодать – не безразличная сила и прикасающийся к ней недостойно НЕ МОЖЕТ ВОСПРЕПЯТСТВОВАТЬ её действию, но сам тяжко согрешает.

Таинство всегда свято само по себе и совершается всегда, когда его совершает Церковь. Древние апостолы крестили целые семейства, в которых были и младенцы. Это закреплено каноническими правилами: 124-е пр. Карфагенского Собора (419г), подтвержденное 84-м правилом IV Вселенского Собора (680г).

Сразу после крещения совершается Таинство Миропомазания, о котором будет рассказано в следующей главе.

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Таинство Елеосвящения

Таинство Елеосвящения

Цель Елеосвящения — исцеление и прощение грехов, но в глубине его лежит Христова молитва об исполнении воли Божьей. Через это Таинство страдания больного освящаются и соединяются со страданиями Христа. Освящение телесных ран даёт больному духовную силу, чтобы немощи его были не в смерть, но в вечное спасение. Это Таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они «многих больных мазали маслом и исцеляли»