Главная / Библиотека / Статьи / Неделя о слепом. «Доколе Я в мире, Я свет миру»

Неделя о слепом. «Доколе Я в мире, Я свет миру»

В этот день Церковь вспоминает чудесное , описанное в 9-й главе Евангелия от Иоанна. Выходя из Иерусалимского храма, Христос увидел человека, который был слепым от рождения. Ученики Спасителя знали об этом и поэтому спросили Его: «Кто согрешил, он или его родители, что родился слепым?»

Не добившись от слепорожденного, чтобы он признал Исцелившего его грешником, фарисеи снова спросили его, как Христос отверз ему очи. Можно подумать, что фарисеи желали снова выслушать рассказ, чтобы найти к чему бы придраться.

Христос и самарянка. Исцеление слепого
Христос и самарянка. Исцеление слепого

Бывший слепой ответил, что уже все рассказал, а фарисеи, видимо, не слушали. «Или и вы хотите сделаться Его учениками?» — задал он им вопрос. «Ты Его. А мы Моисеевы ученики, — укорили его фарисеи, — мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же не знаем, откуда Он». «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи, — сказал прозревший. — Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего».

Читайте также:  Пророк Иона (IX в. до Р.Х.)

Видя, что человек отказывается признать их правоту, фарисеи выгнали его со словами: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?»

Узнав, что слепорожденного прогнали, его нашел Христос и спросил, верует ли он в Сына Божия. «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» — спросил исцеленный. Он не постыдился открыть своего незнания и с радостью готов был узнать то, что было от него скрыто. «И видел ты Его, и Он говорит с тобою», — ответил Христос. Тогда прозревший сказал: «Верую, Господи!» и поклонился Ему.

Исцеление слепого
Исцеление слепого

«На суд я пришел в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы», — сказал Христос о Себе.

«Неужели и мы слепы?» — спросили фарисеи, которые считались самыми знающими, образованными людьми.

«Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, — ответит , — но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас».

В этом диалоге слепота означает не физическую неспособность видеть, а слепоту духовную.

«Видящие», которые «стали слепы», — это фарисеи, учителя еврейского народа . Они были самыми сведущими в законе, но отказывались видеть Истину, которую принес им Христос. Они видели силу Божию, но упорствовали, искали причины, чтобы объяснить свое нежелание признать ее. Им говорит слепорожденный: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи». Ведь именно толкователи Писаний первыми должны были понять, что сбываются слова пророков. Видимо, они стремились сохранить свою значимость в глазах народа и предчувствовали, что их слава потускнеет перед Тем, Кто сильнее их.

От фарисеев отличается простой, некнижный человек. Он «невидящий» и физически, и духовно. Как внешний мир сокрыт от его глаз, так и тайны Божественного откровения, Истины ему неизвестны. Послушавшись Христа, он получает дар видеть. А почувствовав на себе сотворенное чудо, признает в Иисусе Христе Бога, не требуя никаких доказательств. Они ему не нужны, потому что он поверил сердцем. У него открылось духовное зрение.

«Что мне сделать, чтобы спастись? — могли бы мы все сказать, должны бы мы все сказать, хоть один раз в жизни, — пишет митрополит , — но и прислушаться к ответу: Поверь Господу Иисусу Христу… Вот ответ, который Павел дает. А что это значит? Что значит веровать во Христа? Это прежде всего — оказать Ему доверие, прежде всего — принять Его слово за правду и истину, потому что Он знает путь жизни, а мы бродим в потемках».

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Святитель Григорий Палама: образ совершенного исихаста

Святитель Григорий Палама: образ совершенного исихаста

Во второе воскресенье Великого поста Церковь торжественно празднует память святителя Григория Паламы, архиепископа и чудотворца Солунского. Память об этом великом святом бережно сохранялась у опытных деятелей умной молитвы, наследие внимательно изучалось церковной наукой, однако еще мало оценено широкими кругами верующих. В преддверии праздника мы попытаемся кратко ответить на вопрос о том, что является главным в жизненном и богословском подвиге великого святителя, ставшего предстоятелем иноков Святой Горы Афон, и почему Церкви так важна память о нем именно в период Великого поста.