Главная / Библиотека / Статьи / Праздники / Пасха в Свято-Троицком храме

Пасха в Свято-Троицком храме

С самой зари Христианства верные проводили Пасхальную ночь в храме. По рассказу историка Евсевия, император Константин Великий превращал эту священную ночь в ликующий день. По всему городу зажигались высокие столбы, как бы огненные лампады, так что эта таинственная ночь становилась светлее самого светлого дня.

Пасха в Свято-Троицком храме
Пасха в Свято-Троицком храме

Вечером в предпасхальную субботу, еще задолго до полуночи верующие в светлых одеждах стекаются в храм.

Пасха в Свято-Троицком храме
Пасха в Свято-Троицком храме

В половине 12-го ночи хор начинает петь великосубботний канон “Волною морскою”. Но уже совсем по иному звучат здесь эти таинственные слова.

Святая Плащаница
Святая Плащаница
Полунощница
Полунощница
Полунощница
Полунощница
Полунощница
Полунощница

Нет уже больше скорби, душа улавливает в них радостное приближение Воскресения. при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и относят в алтарь.

Перенесение Плащаницы в алтарь
Перенесение Плащаницы в алтарь

Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи в знак сорокадневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.
Все затихает в храме, погруженном в полумрак, в ожидании священной минуты.

Последние указания певчим
Последние указания певчим

Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении великой минуты Воскресения Христова. Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых царских вратах священнослужители тихо поют стихиру: « Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Воскресение твое, Христе Спасе...
Воскресение твое, Христе Спасе...

 После этого отодвигается завеса и священнослужители снова поют эту же стихиру, но уже громким голосом.

Открываются Царские Врата, и стихира, еще более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до середины, а певцы, стоящие на середине храма, поют окончание.

Духовенство, облаченное во весь светлейший сан, с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, окруженное молящимися с зажженными свечами, под радостный звон колоколов, выходит из храма как бы навстречу грядущему Спасителю подобно мироносицам, пришедшим ко гробу, с пением стихиры: “Воскресение Твое Христе Спасе…”.

Сейчас начнется Крестный ход
Сейчас начнется Крестный ход
Алтарник с фонарем будет идти впереди процессии
Алтарник с фонарем будет идти впереди процессии

 

Ангельская песнь уже звучит в небесах, а люди еще шествуют во мраке ночи, но уже трепетно бьется сердце в предчувствии всеозаряющей радости Воскресения.

Крестный ход
Крестный ход
Крестный ход
Крестный ход
Крестный ход
Крестный ход

Трижды обойдя вокруг храма при непрерывном трезвоне, крестный ход останавливается  перед закрытыми западными дверями храма, как бы у входа ко гробу Господню.

Крестный ход останавливается  перед закрытыми западными дверями храма
Крестный ход останавливается перед закрытыми западными дверями храма
На трикирии вновь зажигаются свечи, погашенные ветром
На трикирии вновь зажигаются свечи, погашенные ветром

Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв кадило, совершает каждение.

Настоятель Свято-Троицкого храма протоирей Гавриил Агабеков совершает каждение
Настоятель Свято-Троицкого храма протоирей Гавриил Агабеков совершает каждение
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав

  И вот раздается радостная весть: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав”.

Священники произносят стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»

Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...
Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...
...и да бежат от лица Его ненавидящие Его!
...и да бежат от лица Его ненавидящие Его!

Настоятель, держа в руках и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: «Христос воскресе из мертвых!..»

Крестный ход входит в храм
Крестный ход входит в храм
Крестный ход входит в храм
Крестный ход входит в храм

Начинается пение пасхального канона. По толкованию синаксаря (краткого чтения, положенного после 6-й песни канона, содержащего итог богослужения), слово «Пасха» значит переведение; от небытия — к бытию, из ада — на небо, от смерти и тления — к бессмертию, которое и является первоначальным и естественным состоянием человека. С воспевания Пасхи, как «переведения» человеческой жизни к ее первоначальным истокам — бессмертию, вечной жизни — и начинается пасхальный канон.

Читайте также:  Рождество Пресвятой Богородицы
Хор поет Пасхальный канон
Хор поет Пасхальный канон

Жизнь есть за гробом — вот высшая сущность пасхального торжества. Христос воздвиг к жизни умерших до Его пришествия, но чаявших его. Воздвиг Он умерших с верою в Него после Его пришествия, как воздвигнет и ныне умирающих и имеющих умереть в веке сем. Для них всех, для всех нас посмертное ожидание Его Второго славного пришествия есть лишь трехдневное пребывание во гробе по Примеру и образу Самого Христа.

Христос воскресе!
Христос воскресе!
Христос воскресе!
Христос воскресе!

Между песнями канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!»

Кондак шестой песни Пасхального канона
шестой песни Пасхального канона

С мистических высот богомыслия кондак снова приводит нас к историческому событию воскресения, а следующий за ним икос повествует нам о переживаниях святых жен-мироносиц, спешивших помазать тело живоносное и погребенное, плоть Того, Кто воскресил Адама, но Сам лежит во гробе. Как волхвы, они спешат поклониться Христу, не пеленами, а плащаницей обвитому. Их плач сменяется радостным видением Ангела, возвещающего им воскресение. За этим следует пение воскресной песни, которая повторяется на каждой воскресной утрени: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе инаго не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши».

Следующее песнопение, светилен, в чеканных и сильных словах снова говорит нам о единстве Пасхи Крестной и Пасхи Воскресной.

Путь к воскресению лежит через смерть и образ этого пути дан нам Христом.

“Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира .

В конце утрени поются торжественные пасхальные стихиры.

После последней стихиры происходит обряд христосования, о котором в Цветной Триоди (заключающей в себе Пасхальных седмиц до Троицы) сказано: «Поем Христос Воскресе, дондеже целуют братия друг друга».

Обряд христосования
Обряд христосования

приветствовать друг друга братским поцелуем — очень древний. В древней церкви он исполнялся за каждой Литургией, а теперь от него осталось братское целование священнослужителей за каждой Литургией перед началом Евхаристического канона. При этом духовенство приветствует друг друга словами: “Христос посреди нас!”“И есть и будет!”.

Обряд христосования
Обряд христосования

Во время Пасхальной утрени верующие сначала подходят христосоваться с духовенством, а потом троекратно целуют друг друга. Слова “Христос Воскресе!” — “Воистину Воскресе!” не смолкают в храме в течение всей Пасхальной утрени.

Читайте также:  Неделя всех святых
Храм переполнен, несмотря на то, что уже далеко за полночь
Храм переполнен, несмотря на то, что уже далеко за полночь
Храм переполнен, несмотря на то, что уже далеко за полночь
Храм переполнен, несмотря на то, что уже далеко за полночь

В этих кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого, блистающего Божественным светом, воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.

Настоятель храма читает слово Иоанна Златоуста
Настоятель храма читает слово Иоанна Златоуста

Утреня заканчивается торжественным чтением слова святого Иоанна Златоуста.

Непосредственно за окончанием утрени следуют часы и .

Поются часы Пасхи
Поются часы Пасхи

Часы заменяются на Пасхальной Литургии радостным пением избранных стихир из Пасхального канона. Чтения совсем нет, — все поется. Царские врата, северные и южные двери алтаря остаются все время открытыми в знак того, что небо нам ныне отверсто. Закрываются Царские врата лишь в субботу на Пасхальной неделе после Литургии.

Во время пения часов Пасхи протоиерей Александр Новиков совершает Проскомидию
Во время пения часов Пасхи протоиерей Александр Новиков совершает Проскомидию
Каждение звездицы, покровцев
Каждение звездицы, покровцев
и возду́ха
и возду́ха
Святые Дары покрываются покровцами и возду́хом
Святые Дары покрываются покровцами и возду́хом

Пасхальная Литургия, совершаемая но чину святого Иоанна Златоуста, вся проникнута радостью Воскресения, о чем свидетельствует частое повторение Воскресного тропаря и других пасхальных песнопений.

Начинается Божественная литургия
Начинается Божественная литургия
Великая ектения
Великая ектения
Вход с Евангелием
Вход с Евангелием

Вместо Трисвятого снова поется стих: «Елицы во Христа крестистеся, — во Христа облекостеся», но здесь это облечение во Христа означает уже не только сораспятие с Ним, но и совоскресение, — сообразно песни канона:
”Вчера спогребохся Тебе Христе, днесь совостаю воскресшу Тебе”.

Деяний святых Апостол чтение
Деяний святых Апостол чтение

Читается 1-я глава Деяний святых Апостолов, повествующая о явлениях Спасителя ученикам по Воскресении, о повелении Его не отлучаться из Иерусалима и ожидать исполнения данного Им обещания о ниспослании Духа — Утешителя.

Услышим святаго Евангелия
Услышим святаго Евангелия

Евангельское чтение снова переносит нас в вечность. Может показаться удивительным, что Пасхальной Литургии говорит нам не о Воскресении. На самом же деле читаемая 1-я глава от Иоанна является высшим откровением об истине, лежащей в основе всей Евангельской истории. » В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» , страдавший и погребенный нами в зраке (образе) раба и воскресший во славе яко Бог, есть 2-е Лицо Святой Троицы, от начала сущее Слово, извечно пребывающее в лоне Отчем, Им положено было начало жизни, и жизнь эта была свет человеков. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… и от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать». (Ин. 1, 1—17). В этих словах — высшее догматическое откровение о Богочеловеке и Богочеловечестве. Евангелие это обычно читается на разных языках в ознаменование вселенскости христианства.

Читайте также:  Святитель Димитрий Ростовский

Литургия вся проходит в радости и легкости духовного подъема.

Пасхальное поздравление Святейшего патриарха Кирилла
Пасхальное поздравление Святейшего патриарха Кирилла
Херувимская песнь. Каждение святых Даров
Херувимская песнь. Каждение святых Даров
Великий вход
Великий вход
Великий вход
Великий вход
Со Святых Даров снимаются покровцы и возлагается возду́х
Со Святых Даров снимаются покровцы и возлагается возду́х

По-новому звучит Херувимская песнь, ибо и Ангелы, воспевающие Царя царствующих, сошли ныне на землю для благовестия о Его Воскресении.

По-новому звучат слова Символа веры: “И страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием”.

Церковнослужители поют Символ веры
Церковнослужители поют Символ веры

С новым чувством мы Благодарим Господа, по-новому осознавая, что само слово «Евхаристия» означает «Благодарение».

Священники при чтении Символа веры поднимают возду́х и колеблют его над Святыми Дарами
Священники при чтении Символа веры поднимают возду́х и колеблют его над Святыми Дарами
Евхаристический канон
Евхаристический канон

От апостольских времен существует у христиан непреложный обычай освящать эту ночь причащением Святых Таин, ибо радость Пасхальная есть радость Евхаристическая.

Причастие
Причастие

 

Причастие
Причастие
Причастие
Причастие
Причастие
Причастие

Кончается Пасхальная Литургия ликующим “Христос Воскресе!”, которым хор отвечает на все возгласы священника. Эта радость без края, это всеобщее ликование есть уже прообраз грядущего Царства Славы, данного в Откровении Апостола Иоанна: “И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуиа! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и Жена Его приготовила Себя. И дано было Ей облечься в виссон чистый и светлый” (Откр. 19, 6—8).

Священник потребляет Чашу после Причастия
Священник потребляет Чашу после Причастия

Жена и невеста Агнца — Церковь Христова, украсившая Себя всеми сокровищами радости и красоты, ныне празднует и ликовствует и зовет всех придти на пресветлое Торжество Любви. “И дух и Невеста говорят: прииди. И слышавший да скажет: прииди, жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром” (Откр. 22, 17). Эта вода жизни и есть Христос — Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, взявший грехи мира.

Христос воскресе!
Христос воскресе!
Христос воскресе!
Христос воскресе!

 

За окнами уже светает, но пономари не спят
За окнами уже светает, но пономари не спят

 

Освящение артоса
артоса
Молитва “Во еже благословити брашна мяс”
Молитва “Во еже благословити брашна мяс”

Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб — артос.

Настоятель храма читает молитву “Во еже благословити брашна мяс”.

Целование креста
Целование креста

Народ подходит к целованию Креста.

Начинается освящение куличей.

Фото: Сергей Лукин, Lampada.

 

Просмотреть альбом

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Главные слова праздника Рождества Божией матери

Текст службы Рождеству Божией матери в 2017 году и основные песнопения праздника. Служба Рождеству Божией матери (Великая вечерня, лития, утреня и Литургия) составляет праздничное богослужение. Текст содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.