Главная / Новоначальным / Пояснения / Неделя о Фоме (2-я по Пасхе). Антипасха.

Неделя о Фоме (2-я по Пасхе). Антипасха.

Во 2-ю Неделю по Пасхе напоминает своим верным чадам еще об одном явлении Воскресшего Господа. Свидетелями этого явления были все одиннадцать учеников Христовых. Мы помним, что во время первого явления Господа Своим ученикам среди них не было апостола Фомы, который не видел Воскресшего Спасителя и потому сомневался в Его воскресении. »Не будь неверующим, но верующим» (Ин.20,27), — сказал ему Господь, и святой апостол Фома своими трудами и мученической кончиной оправдал верность Воскресшему Христу.

Обстоятельства этого явления служат непререкаемым доказательством Воскресения Господа из гроба, »яко от чертога, с пречистою Его плотию». Оно уверяет не только верующих, а и самих неверующих в том, что восставший силою Божества Своего из гроба , по Воскресении имел не мнимую или призрачную плоть, которую имеют иногда являющиеся бесплотные духи или святые братья небожители, а действительную пречистую плоть, которую Он восприял от утробы Пресвятой Богородицы, с которою пригвожден был ко Кресту и на которой остались и по Воскресении язвы.
Восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество, как бы замену самого Пасхального дня, поэтому и назван Антипасхой (т. е. »вместо Пасхи»). В своем слове на эту Неделю говорит: »Древен и с доброю целью установлен закон чтить день обновления, или лучше сказать, с днем обновления чтить новые благодеяния. Но разве не обновления день был и первый воскресный день, последовавший за священной и светоносной ночью? То был день спасения, а это день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собою погребение и , а этот есть чисто день нового рождения. Он есть первый в числе последующих за ним и восьмой в числе предшествующих ему… Настоящее обновление мы празднуем, переходя от смерти к жизни. Итак, совлекитесь ветхого человека и обновитесь; в обновлении жизни (.6,4) жительствуйте… Обуздаем все похоти, от которых рождается смерть, приучим к повиновению свои чувства, возненавидим всякую злую снедь от запрещенного плода и будем для того только помнить прежнее, чтобы впредь остерегаться того же. Соделайся христианин новым из ветхого и таким образом празднуй обновление души… Изменись добрым изменением, и в этом случае не думай о себе высоко, но скажи с Давидом: »сия измена десницы Вышняго» (Пс.76,11); от Которого все благоуспешное в людях. Слово Божие хочет, чтобы ты не на одном месте стоял, но был приснодвижен, благодвижен, совершенно новосоздан и, если согрешаешь, обращался от греха, и если благоуспеваешь, еще более напрягал силы».
Богослужебные тексты Недели о Фоме указывают на радостную истину Воскресения Господа и обращают наш благоговейный взор на истину Его Божества и человечества. Вместе с тем в эту Неделю Святая Церковь учит о том, что каждому человеку дана свобода выбора, и для тех, кто хочет стать сосудом Божественной благодати, звучат утешительные слова Христа Воскресшего: »Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20,29).

Читайте также:  Избрание на престол Патриарха-мученика

Похожие статьи:

Рекомендованная статья

Зачем и почему мы освящаем ветви вербы?

Зачем и почему мы освящаем ветви вербы?

Истинная добродетель всегда выражается в доброделании, внутренние добрые побуждения выражаются во внешних знаках. Одним из примеров служит традиция Вербного воскресения приходить на богослужение с веточками вербы. Веточка в руках — знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал "Осанна!".